Архитектурные и исторические памятники Приаралья – бесценное культурное наследие казахского народа. Многие из них окутаны мифами и легендами. До сих пор остается загадкой, например, история возникновения башни Узун-там, расположенной недалеко от устья Сырдарьи. Время возведения, как и назначение памятника, до сих пор неизвестно, но облицовка и размеры кирпича свидетельствуют о его значительной древности, предположительно, X-XI века. Башня находится в 58 километрах от Казалинска. Еще в середине позапрошлого века офицер Генерального штаба русской Императорской армии А.И.Макшеев в своих записях упоминает об этом сооружении. Он считал башню древней гробницей. Несмотря на это, она долгое время не числилась в списке памятников, и была вновь «обнаружена» летом 1983 года экспедицией центрального совета Общества охраны памятников истории и культуры Казахстана. Позднее в 1986 году член экспедиции Э.М.Байтенов описал это сооружение.
В Казахстане известны только две расположенные в том же районе подобные башни – Бегим ана и Сараман-Коса, относящиеся, по мнению исследователей, к X—XI векам и связанные с расцветом в низовьях Сырдарьи могущественного государства огузов. Известно, что в XI веке часть огузов покинула низовья Сырдарьи и под именем тюрков-сельджуков завоевала огромные территории Хорасана (северный Иран), Малой Азии, Закавказья. С тех времен на этих территориях начинает возводиться самобытный тип мемориальных сооружений, так называемых «башенных мавзолеев» с шатровым покрытием. Памятники появляются без каких-либо переходных форм. Это обстоятельство породило среди исследователей множество точек зрения на их происхож-дение. Оно связывалось с «башнями молчания» древних персов (Саладен), представлялось как следствие монументализации палаток кочевых вождей, объяснялось механическим переносом на землю шатрового купола с подкупольным барабаном армянских или грузинских храмов.
Об Узун-таме нет цикла преданий, какие существуют о двух других башнях. Согласно им, сооружения в той или иной степени связаны с погребально поминальным культом. Объемно-пространственная композиция Узун-тама и его господствующее положение на местности весьма схожи с башнями Бегим ана и Сараман-Коса, что, вероятно, свидетельствует и об аналогичной функции.
Башня занимает доминирующую точку пологовой возвышенности, находящейся в равнинной пересеченной местности со следами земледелия. Возможно, как это отмечено в преданиях о Бегим ана, эта возвышенность также могла быть одним из бесчисленных островков у побережья Аральского моря. Памятник возведен из квад-ратного сырцового кирпича с включением обожженного, которым, возможно, он и был облицован (как это было в упомянутых средневековых башнях). Прослойки из обожженного кирпича (два-три ряда) на всю глубину стены прослеживаются на высоте примерно двух с половиной и пяти метров от земной поверхности. Диаметр в основании – 7,3 метра, высота – 10 метров, толщина стены – 1,7 метра. Башня сейчас сильно разрушена. Утративший первоначальное очертание входной проем ориентирован на северо-восток (в апреле 1984 года рухнул большой участок стены, включая и входной проем). В стене напротив входа – сквозная трещина, разделившая башню на две части. Со-оружение имеет сужающееся в верхней части цилиндрическое тело. Внут-ри устроена купольная камера параболического очертания (разрушенная в замковой части), под которой находилась площадка, обнесенная слегка наклоненным внутрь парапетом. Судя по тому, что камера не была облицована обожженным кирпичом, отверстия в куполе, как и в башне Бегим ана, не было. Парапет памятника в значительной степени утратил первоначальную форму, но, тем не менее, на нем прослеживаются зубцы (от которых и пошли трещины). Это даже несколько сближает его с так называемыми башенными оссуариями соседних облас-
тей Хорезма.
Открытие новых памятников-башен позволяет по новому взглянуть на ранний этап генезиса «башенных мавзолеев». Дело в том, что по архитектурно-конструктивному решению, размеру кирпича и степени сохранности можно предположить, что башня Бегим ана построена раньше Сараман-Косы, а Узун-там еще раньше. Есть вероятность, что Узун-там возведен в конце 1 тысячелетия и является родоначальником таких монументальных сооружений, как «башенные мавзолеи» Ирана, Турции, Азербайджана и т.д. Если это предположение верное, то казахстанская башня Узун-там занимает достойное место в истории мирового зодчества.
Назначение «башенных мавзолеев» еще не разгадано, и само их название условное, так как в самых ранних из этих построек погребений еще не обнаружено. В связи с этим Узун-там привлекает особое внимание. Скорее всего, судя по дошедшей до нас устной народной литературе, – это мемориальные сооружения. А то обстоятельство, что они расположены по дуге, охватывающей значительную территорию восточной части побережья Аральской низменности, не исключает их сигнального значения, то есть сторожевого. Не исключено также, что башни имели сразу несколько назначений. Все эти вопросы остаются до сих пор без ответа и требуют дальнейших
исследований.
Памятник Узун-там имеет важное историко-культурное значение, поскольку расширяет фонд загадочных средневековых башен восточного Приаралья. Возможно, он хранит информацию, которая позволит пролить свет на генезис домусульманских типов культово-мемориальных
сооружений.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |