• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА, ОБЕРЕГ И ГРОЗНОЕ ОРУЖИЕ

В культурно-бытовом укладе казахского народа камча занимала особое место. Камча — неотъемлемая часть облика казаха. Его трудно было представить без лошади и камчи. Казахская камча считалась священным предметом и имела глубокий сакральный смысл как символ мужского начала, воина-батыра.

Житель аула имени Т. Комекбаева Кармакшинского района Камалбек Бектыбаев с детства занимается изготовлением камчи и знает о ней много интересного. Это ремесло ему, можно сказать, досталось по наследству. Отец был мастером по дереву, занимался также изготовлением камчи, седел, упряжи.

– Тяга к ремесленничеству, думаю, передалась мне от него, – говорит К. Бектыбаев. – Я пристрастился к изготовлению камчи.

В первое время, как он признается, камчу делал по необходимости. Дело в том, что в детстве ему приходилось пасти лошадей и целыми днями находиться в седле. А управлять лошадью без камчи невозможно. Это необходимый атрибут каждого всадника. Однако непосредственно для управления лошадью она не использовалась, всадники, выросшие с детских лет, так сказать, на коне, в этом не нуждались.

Мой собеседник считает, что камча — произведение искусства, вещь, придающая силу джигиту. Это короткий кнут. С рукоятью порядка не более сорока сантиметров в длину и с плетенной частью из сыромятной кожи не более шестидесяти сантиметров, как правило, одной толщины по всей длине. Красивый эстетический вид придавали разнообразное плетенье и украшение кисточками и бахромой.

Как говорит Камалбек ага, очень важно, какого качества кожа для плети. В древние времена шкуру крупнорогатого скота отмачивали в айране, засыпали солю. Каждые два-три дня перемешивали. И так почти месяц – после обработки отслаивалась шерсть. Затем выделывали на деревянном станке. Дальше разглаживали. Количество кожаных полос – четыре, шесть, восемь, десять.

Наш мастер, в основном, плетет из четырех полос, поскольку чем больше полос, тем плеть становится толще, и удар получается очень чувствительным для лошади. А это может привести к ранам животного.

Наверное, немногие знают, что камча не только инструмент для управления лошадью, это еще и национальный атрибут.

– Были свои правила использования камчи, – продолжает К. Бектыбаев. – Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. По тому, как ее держали в руках, можно было определить настрой гостя. Если плеть свободно свисала – значит, не с добром в дом пришел. Если сложена и ее конец в руке – человек пришел с миром.

Она превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик — кусочек литого металла. Удар едва выдерживали верблюды и быки.

Входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать камчу в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею. Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой. Нельзя плетью бить землю, детей, дом, войлок.

Кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках. Оставлял ее в седле или убирал в сапог. Появление джигита среди девушек с особо выделанной либо искусно украшенной камчой сразу повышало его статус и положение в обществе.

Камча, говорит ремесленник, должна висеть в каждом доме. Как оберег от дурных людей и злых духов. Считалось, что она пропитана потом коня, к такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила. Не зря же наши предки полагали, что камча наделена силой. Они верили: если положить под подушку плеть, то она отгонит от малыша все плохое.

Камча оберегала шанырак от злых духов, помогала всаднику обуздать резвого скакуна. У кочевников было положено, чтобы она висела в каждой юрте на видном месте.

При изготовлении камчи мастер, который посвятил этому делу тридцать лет, не терпит суеты и считает, что в любом деле необходимы терпение и выдержка. Для того, чтобы заниматься ремесленничеством, нужно, в первую очередь, работать с усердием, всей душой и обладать определенной сноровкой, умениями.

– Камча – это бесценное наследие наших предков, – говорит К. Бектыбаев. – Для его изготовления от мастера требовалось большое умение. Часто именно от них, мастеров, зависела жизнь кочевника, ведь камча, кроме всего прочего, защищала от нападения волков и диких собак.

 Ораз НУГМАНОВ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 29 ноябрь 2018 г. 580 0