• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БЕСЦЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Завтра, 1 декабря, казахстанцы отметят День Первого Президента  РК.   В этот день мы с особой ясностью осознаем, что благодаря стратегическому таланту, мудрости и  настойчивости  Лидера нации  Нурсултана Назарбаева в декабре 1991 года началась история независимости нашего государства, а в общемировой политике появилось новое понятие -  казахстанский путь развития. Казахстанцы всецело поддерживают реформы, проводимые Президентом. С его именем связаны  стабилизация и модернизация экономики страны, стратегия   промышленной революции. Под руководством Первого Президента Казахстан стал государством с конкурентоспособным человеческим капиталом.

Сегодня у нас есть четкие ориентиры дальнейшего пути, которые отражены в   программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», статье  «Семь граней Великой степи», в  общенациональной программе «Рухани жаңғыру».  На их основе мы примножаем и актуализируем многовековое духовно-культурное наследие предков.

Низовья Сырдарьи - благодатный край,  ведущая свою историю из глубины веков, богатая легендами и преданиями, эта земля  стала сердцем тюркского мира. Одна из легендарных исторических личностей земли сыра - Коркыт. Великий мыслитель и сказитель, он духовно сплотил древние тюркские народы.  О Коркыте существует множество преданий и легенд, которые встречаются у  тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южно-огузской ветвей: туркмен, азербайджанцев и турок.  Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно, в VIII-IX веках.  Он прожил долгую жизнь. Она не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают существование Коркыта. Первое письменное доказательство о Коркыте - героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». В книге  часто встречаются географические названия, встречающиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с нашей землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос. Коркыт был визирем трех ханов,  занимался вопросами государства, заложил основы общественных законов.  О великом мыслителе сохранились документальные источники в архивах Ватикана. В памяти народа Коркыт ата  - прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе.

Коркыт – знаменитый поэт,  непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом стал золотым фундаментом нашей духовности.  Он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на благодатной земле Сыра. Издревле говорят «Сыр елі – жыр елі», означающее «Земля Сыра – это край песен и сказаний, былин и преданий». Здесь зародились традиции присырдарьинских певцов-сказителей – жырау,  здесь жили и творили многие великие творческие личности – яркие представители литературы, поэзии, музыки и других видов искусства. Эти традиции передаются из поколения в поколение, поэтому нашу область и называют хранительницей культуры и духовного наследия казахского народа.

У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер. Мемориальный комплекс «Коркыт ата» посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Он   внесен в государственный список памятников истории и культуры. Комплекс включен в макросакральный список историко-культурных  объектов проекта «Сакральная география Казахстана».

На земле Сыра  расположены такие святыни, как древние городища Сыганак, Жанкент, Чирик-Рабат, Кердери, мавзолеи Бегим ана, Корасан ата – яркое свидетельство безграничного уважения и внимания к памяти  великих личностей, оставивших след в истории не только казахского  народа, но и всей тюркской цивилизации. Многие экспонаты, найденные учеными научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата в ходе раскопок на древних городищах,  сегодня бережно хранятся в музее комплекса «Коркыт ата» и областном музее. Это  предметы быта, украшения, керамический комплекс, культовые и нумизматические материалы. Наиболее ценна ритуальная очажная подставка из камня в виде  барана, датируемая XIII-X веками.   По мнению ученых, очаги с подставками  были культовыми местами, своего рода святилищами. Среди редких экспонатов – изделия из кости в виде барса – сакрального символа казахского народа. Этот загадочный и редкий зверь был тотемным животным. В тюркской мифологии барс олицетворял  силу и могущество. Как отметил в своей статье «Семь граней Великой степи» Глава государства, такие экспонаты – свидетельство того, что наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Искусство звериного стиля было наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания. Совсем не случайно, что одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны. Наши предки обладали высокоразвитой культурой. Одной из величайших вершин в мировом искусстве был феномен «звериного стиля».

Наша земля без преувеличения, стала местом, откуда произошли многие предметы материальной культуры. Как подчеркнул Глава государства, многое из того, без чего просто немыслима жизнь современного общества, было в свое время изобретено в наших краях. Летописи и древние экспонаты тому подтверждение. При археологических работах,   охвативших сельское поселение в окрестности городища Бабиш-мулла, в 2015 году ученые нашли обломки горнов   печей для обжига. Здесь, по всей видимости, была мастерская по производству керамических изделий. Также обнаружены  фрагменты около десяти керамических печей. Чем интересна эта находка? Длительное время археологи не могли найти центр производства гончарной (станковой) керамики чирик-рабатской культуры. Обилие фрагментов станковой керамики в археологических раскопках говорило о том, что она не привозная, а сделана здесь. Причем, керамика несет в себе традиции, близкие  античной «эллинистической» культуре Средней Азии. Раскопки поселения по производству керамических изделий позволяют  реконструировать взаимоотношения и социально-экономическую жизнь ранних земледельцев и скотоводов Приаралья. Здесь на древних протоках Сырдарьи кочевые племена саков начинали оседать и создавать самую раннюю протогородскую культуру. Происходило размежевание труда, появилась узкая специализация на одном виде продукта.   В это время Восточное Приаралье становится центром торговли с кочевыми племенами Западного и Центрального  Казахстана.               

Непрерывная работа по изучению прошлого нашего народа позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Однако многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру. В рамках семилетней программы «Архив-2025» будут кропотливо собираться архивные данные и активно конвертироваться в цифровой формат, это сделает их доступными для всех заинтересованных экспертов  и широкой общественности. Сегодня в областной государственный архив    приходит много исследователей, ученых-историков, краеведов, журналистов, писателей, преподавателей вузов и колледжей, студентов и учащихся.  Мобильные стеллажи позволили эффективнее использовать хранилища  вместимостью  600 тысяч документов. Архивный документ – свидетельство исторической памяти народа. Работа по их сохранению требует немалого терпения и ответственности. В архиве собраны уникальные свидетельства по различным периодам истории области. Каждое архивное дело – это дыхание далекой и одновременно близкой истории нашей Родины, отдельных людей, организаций. Одна из главных задач – продлить жизнь архивным документам. Старинные документы имеют историческую ценность, их приходится реставрировать, но некоторые восстановить невозможно из-за того, что стирается текст. Поэтому облгосархив один из первых в республике в 2010 году  начал создавать электронную версию. Проект «Электронный архив»  реализуется в рамках программы «Электронное правительство». Сейчас  архивные документы, хранившиеся на бумажных носителях,  представлены в электронном виде, и все желающие   получают архивные сведения через компьютер. По облгосархиву оцифровано более тридцати процентов всех архивных документов. Более семидесяти процентов документов к нам поступает и выдается через портал электронного правительства.

Архивные документы —  неотъемлемая часть культурного наследия человечества,  они хранят ответы на многие вопросы, даже на те, которые еще не были заданы исследователями.  Это наша история, одна из граней Великой степи,  и она нужна нашим потомкам.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 30 ноябрь 2018 г. 476 0