«Интересен будет туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отрара с воссозданием объектов городской среды – домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее».
(Из статьи Президента РК Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи»)
В Кызылорде в рамках реализации основных направлений программной статьи Президента РК «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и 20-летия Астаны в художественной галерее прошла передвижная выставка «Киелі Отырардың мәдени мұралары» — «Культурное наследие сакрального Отрара», организованная Отрарским государственным археологическим музеем-заповедником.
Здесь было представлено порядка 170 уникальных предметов археологии, нумизматики, оружия, предметов обихода, рассказывающих о жизни и истории Отрара. Как отметил главный хранитель фондов Ералы Торендиулы, музей-заповедник был основан почти сорок лет назад. Он стал главным научно-исследовательским центром и хранилищем археологических ценностей, найденных при раскопках уникального памятника истории.
На выставке представлены фото-экспозиции, рассказывающие об истории Отрара.
– Отрар – археологический памятник республиканского значения. В средневековых источниках он известен как Турарбанд, Тарбанд, Турар, Фараб, – начал свой рассказ Е.Торендиулы. – Первые раскопки на территории городища были проведены в 1884 году востоковедом Н.И.Веселовским, в 1947 году – Южно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством А.Н.Бериштама. Широкомасштабные раскопки Отрара были начаты в 1970 годах археологической экспедицией под руководством К.А.Акишева.
В средние века город был торговой и религиозной столицей большого Отрарского оазиса, раскинувшегося на 2500 квадратных километ-рах большой плодородной долины при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. Отрар – свидетель расцвета Казахстана в эпоху Великого Шелкового пути. Все средневековые путешественники, следующие с Востока на Запад, неизменно посещали город Отрар, поэтому, несмотря на то, что от города остались лишь руины, мы имеем представление о былом величии средневекового Отрара. Путешественники описывали его как большой торговый центр на пересечении караванных путей с огромными дворцами, мечетями и другими зданиями. С этим городом связано имя одного из самых известных и выдающихся философов Востока Абу-Насра аль-Фараби, который родился и вырос в Отраре. Среди его самых известных произведений – переводы Аристотеля и трактат об идеальном городе.
На выставке была представлена картина осады Отрара монгольскими вой-сками. По свидетельству историков, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей Чингисхана. Осада продолжалась полгода. В городе начался голод и смута. Однажды ночью кто-то из жителей открыл ворота монголам. Захватившие после этого город чужеземцы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён. В XV веке город был отстроен заново.
С Отраром связано имя восточного полководца Тамерлана. Именно по приказу Тимура недалеко от города был построен мавзолей Арыстан-баба, в честь великого мусульманского святого, сподвижника пророка Мухаммеда. Также по приказу полководца в городе был построен известный лишь по средневековым источникам дворец Бердибека, в котором жил Амир Тимур накануне своего грандиозного похода в Китай.
Город просуществовал почти две тысячи лет. В XIX веке из-за засухи люди покинули его, Отрар постепенно опустел и стал разрушаться. Многие постройки были безвозвратно утеряны, но археологам удалось раскопать некоторые городские кварталы, мечети, дворец и баню. Сегодня в древнем городе проводятся работы по сохранению и консервации памятников. Огромную помощь Казахстану в этой работе оказывает ЮНЕСКО. Кроме того, Отрар имеет культовое значение, так как недалеко от него находится мусульманская святыня – мавзолей Арыстан-баба. Он был разрушен в ходе землетрясения в XVIII веке, но его восстановили.
На фотоэкспозициях выставки была представлена городская планировка, направление улиц.
– Основным компонентом города были кварталы, – отметил мой собеседник. – Они имели квадратную, прямоугольную или более сложную форму, состояли из домов, обращенных выходами на внутриквартальную улочку. Границами квартала служили задние глухие стены домов. Внутри-квартальные улочки перед домами или между ними иногда были вымощены обломками жженого кирпича. Улочки обычно узкие – 1-3 метра, как правило, они имели «карманы», служившие в качестве загонов для скота и как площадки для гончарных печей.
Центральная часть городища представляет собой пятиугольную возвышенность. Ее высота 15-18 метров. Здесь в 2007 году в ходе археологических раскопок были выявлены остатки комплекса предвратных сооружений, состоящих из башен, караульных помещений и остатков моста. Основным элементом фортификационного сооружения являются башни, вынесенные на рас-стояние более двадцати метров от основной линии крепостной стены шахристана. Ров и нижние сохранившиеся части башен выложены из обожженного кирпича. Выявлена кирпичная опора моста, которая располагалась в середине рва. Предвратные сооружения Отрара были отреставрированы и реконструированы в 2016 году.
А вот дворец Бердибека. В южной части центральной возвышенности Отрартобе располагалась цитадель города. Она включала дворец правителя, мечеть, зал для аукциона. Дворец Отрарского правителя упомянут в историческом сочинении Шараф ад-дин Иезди. Как свидетельствуют древние источники, в приемном зале дворца Тимур принял посла Токтамыша. Полководец скончался в этом же дворце 18 февраля 1405 года. Археологические раскопки вскрыли остатки здания из жженого кирпича. Были найдены глазурованные кирпичи, майоликовые плитки с позолотой.
На следующей экспозиции представлено фото джума-мечети XIV века. Она относится к типу колонно-купольных сооружений, широко распространенных в средневековой архи-тектуре Средней Азии. Ее площадь – 72х22 метра. Вход в центре северного фасада оформлен порталом с башенками. Внутри западного пилона портала сохранились ступеньки винтовой лестницы. На оси входа расположены два зала, по обеим сторонам которых есть сквозные галереи, опирающиеся на колонны. Судя по находкам, в архитектурном убранстве мечети важную роль играла мозаичная керамическая облицовка.
В истории Отрара XVI век характеризуется определенным расцветом. Начинают заново застраиваться заброшенные участки шахристана. К этому времени относится постройка монументальной мечети из жженого кирпича в южной час-ти центрального бугра. Сооружение столпно-купольного типа, построенного на фундаменте глубиной 0,4 м. Общая длина мечети остается неизвестной. Ширина – 15,5 м. Мечеть Отрара была соборной с обширной площадью перед мечетью.
В IX-XV вв.. в городской застройке появляются такие общественные сооружения, как бани. На территории Отрара в ходе раскопок обнаружены бани раннего и монголо-тимуридского времени. Одна из них располагалась в северо-западной части города вблизи крепостной стены шахристана. Другая, найденная в ходе раскопок в 1980 году, примерно относится к XIII-XV векам. Она состояла из десяти помещений, включавших моечные, паровую и массажную комнаты, раздевалки, помещения для отдыха. Пол в некоторых из них был выложен глазурованными кирпичами и плитками с орнаментом. Вода поступала по водопроводу из гончарных труб, проложенных в подземном тоннеле, ведущем к водохранилищу Отрара. Баня обогревалась системой жаропроводов, располагавшихся под полом. Дым выводился через вертикальные дымоходы, проложенные в толще стен. Они служили одновременно регуляторами температуры.
Посетителям выставки представлен широкий ряд экспонатов из керамики. Большинство восстановлено руками реставраторов. Потрясают цвета и прочность материала. Есть здесь хумы – посуда для хранения и транспортировки воды и продуктов питания. Также представлены вазы, светильники, чаши, чернильницы. А также глиняные кирпичи, плитка, используемая для облицовки стен мечетей и полов в общественных банях.
– Раскопки Отрара позволили выявить и исследовать места концентрации гончарного ремесла в XIII-XV вв.. как в центральной части города, так и в предместье, – говорит хранитель фондов. – Для этого времени характерно сочетание ангобного покрытия (красного, желтого, розового) и цветной поливы (прозрачной и окрашенной в желтый, зеленый, розовый, голубой, синий цвета). Орнамент растительный, геометрический, эпиграфический. Поливная керамика ХV-XVI вв.. Отрара имеет сходство с керамикой Ташкента, Самарканда, Ургенча, Бухары. Однако на местной керамике есть знаки в виде тамг. В юго-восточной части города выявлена гончарная слобода площадью два гектара, два строительных горизонта, нижний из которых датируется ХІІІ-XІV вв.. Верхний горизонт – XІV-XV вв.. Печь для обжига керамики, расположенная в северо-восточном углу помещения, двухъ-ярусная. Жилой комплекс мастерской – двухкомнатный дом с двором анфиладной планировки.
К позднему периоду развития Отрара – к ХVІІ веку – относятся хрупкий фарфор, железные орудия труда, золотые, серебряные и медные монеты, резные деревянные панели, стекло, кирпичи и облицовочные плитки из терракоты. Особую ценность экспозициям выставки придают ювелирные изделия – бусы, оружие и доспехи воинов, серебряные и медные монеты Ташкента, Самарканда, Ясы, Чагатаидов. При археологических раскопках городища в большом количестве найдены яркие образцы древнего казахского ювелирного искусства – женские бляшки и разнообразные браслеты, детали одежды, бусины из сердолика, стекла и пасты, выполненные на высоком техническом уровне. Часто встречаются заготовки из рогов животных. По этнографическим материалам известно, что из рогов изготавливалось множество изделий для бытовых нужд. Из костей лошадей, коров изготавливались шумеки, иглы. Встречаются костяные напрясла, накладки рукояти ножей, пуговицы, а также кольца.
Расположение Отрара в важной географической точке обусловило развитие торговли в городе. Известно, что в древности основные торговые артерии проходили вдоль крупных рек. При раскопках некрополя Кокмардан ІІІ–V вв.. найдены янтарные бусы. Янтарь производился в основном в Прибалтике или Карпатско-Днепровском регионе. Некоторые сосуды с триподами близки к китайским изделиям. Резные геммы, найденные в Отраре, указывают на торговые связи с Ираном. О других направлениях внешней торговли свидетельствуют такие артефакты, как монеты ихшидов Согда, тюркских правителей Ферганы, китайской династии Тан и Бухары VІІ в., древнетюркские монеты Чача конца VII – начала VIII в.в.
В Отраре с древнейших времен развивалась наука и культура. На выставке были представлены редкие рукописи известного суфийского философа Ходжи Ахмеда Яссави – ученика религиозного деятеля Арыстан-баба. Особое место среди них занимает «Диуани Хикмет» – духовные наставления Яссави.
Отрар – это древний город, пропитанный историей. Здесь до сих пор продолжаются археологические раскопки. Предполагается создание ар-хеологического музея под открытым небом, доступного для туристов.
– В своей статье «Семь граней Великой степи» Глава государства уделяет особое внимание сохранению и пропаганде историко-культурного наследия нашего народа, – подчерк-нул Е.Торендиулы. – И очень важно, чтобы наша культура была представлена не только как часть прош-лого, но и как прочная основа для будущего Казахстана.
Ботагоз АЖАРБАЕВА,
фото автора
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |