• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧТО НА ОБЕД У ШКОЛЬНИКА?

На днях областная межведомственная экспертная группа в рамках партийного проекта «Школьная столовая» в составе представителей партии «Нур Отан», специалистов департамента общественного здоровья области, Палаты предпринимателей, родительских комитетов, отделов образования провели мониторинг по организации горячего питания в городских школах №№ 9, 136, 211. Результаты мониторинга оказались не очень приятными. К примеру, в столовых отсутствовал план работы бракеражных комиссий, не утвержден график ежедневного меню с учетом возрастных групп, нет фруктов, которые должны в обязательном порядке присутствовать в меню школьников, неправильно оборудованы кладовые для хранения пищи…

Да, мониторинги помогут вскрыть проблемы и более-менее поставить на правильные рельсы работу школьных столовых. Но одними лишь мониторингами в этой сфере мало что можно решить. В идеале родители должны спокойно отпустить ребенка в школу, зная, что грызть он будет не только гранит науки, но и съест что-нибудь вкусное и полезное. На деле же проблема горячего питания остается одной из самых «горячих». Не у всех родителей есть возможность оплачивать завтраки своего чада, ежедневно давать деньги в школу. Дотации из фонда всеобуча стали существенной помощью в организации школьного питания. В прошлом году фонд всеобуча во всех школах довели до трех процентов от общего бюджета школы.

Отметим, что в последние годы в сфере школьного питания произошло немало перемен. В частности, с 2015 года отменили бесплатные обеды для учеников младших классов. «Горячее» на сегодняшний день получает определенная категория детей из социально уязвимых слоев населения, сироты и оставшиеся без попечения родителей, а также дети, которых выбирает коллегиальный совет школы. По данным областного управления образования, на горячее питание в области в 2018 году было выделено 1158,7 миллиона тенге, им обеспечены более 150 тысяч учащихся 1-11 классов. 100-процентно горячим питанием обеспечены дети из социально уязвимых слоев населения. Как отметил главный специалист областного управления образования Нуржан Жуманов, изыскиваются дополнительные средства для внедрения единых стандартов питания, разработанных Казахской академией питания совместно с Министерством образования и науки РК. Управление образования вносит предложения местным исполнительным органам с просьбой предусмотреть дополнительные средства для увеличения стоимости горячего питания. Более всех продвинулся в этом вопросе Жанакорганский район, где на питание одного школяра выделяют до 380 тенге. А вот в Аральском районе посчитали, что на обед ребенку достаточно и 204 тенге. В среднем на питание школьников в день приходится 270 тенге.

– Вопрос организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях остается одним из самых актуальных. В его решении больше проблем, чем успехов. Одна из них – инансирование школьного питания. На питание одного ученика в городских школах выделяется до 250 тенге. О сбалансированном, витаминизированном меню, к сожалению, речь не идет, – говорит руководитель городской специальной мониторинговой группы Ж. Тусмагамбетов. – Средств хватает только на приготовление блюд из дешевых продуктов. Тогда как согласно ценам на продукты, возрастным особенностям детей стоимость питания одного ученика должна быть в пределах 550-700 тенге. Значит, необходимо изыскивать механизмы для увеличения стоимости горячего питания, чтобы сделать меню детей разнообразным и калорийным, тем более, что бесплатным питанием обеспечиваются школьники из социально уязвимых слоев населения. Согласно стандартам примерное ежедневное меню школьных столовых должно быть разработано с учетом сезонности, калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам. Но кто придерживается этих правил?

Другая актуальная проблема – санитарное состояние столовых. Как сказала руководитель отдела по санитарно-гигиеническому надзору за детскими образовательными учреждениями областного департамента охраны общественного здоровья Алмаш Шуахбаева, в прошлом году сотрудники департамента провели 232 проверки в школах. В результате выписано 225 предписаний, 218 штрафных санкций, 14 человек временно отстранены от работы по причине отсутствия санитарной книжки… Отсутствие производственного контроля, картотеки блюд, отсутствие документов, удостоверяющих качество и безопасность пищевых продуктов, положительный высев на кишечную флору, несоблюдение товарного соседства, правил хранения продуктов, нарушение поточности технологического процесса, несоблюдение дезрежима, правил мытья посуды… Это далеко не полный список нарушений, которые встречаются в школьных столовых.

– Наш департамент может проводить проверки в школах и детсадах не больше двух раз в год, – говорит А. Шуахбаева. – Прежде чем нагрянуть с проверкой, необходимо за месяц вперед уведомить арендаторов столовых о проверке. Внезапную проверку мы можем проводить исключительно по заявлениям граждан, решению прокуратуры. Согласно предпринимательскому кодексу предусматривается запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня их госрегистрации. Значит, необходимо рассмотреть возможность систематического контроля за питанием детей. К тому же сейчас представителей санитарных органов исключили из состава специальной школьной комиссии. Все это плохо сказывается на состоянии санитарии и гигиены в школьных столовых. Меню школы сейчас не обязаны согласовывать с нами, эту функцию выполняют городской и районные отделы образования.

К слову, согласно приказу Министерства образования и науки РК № 598 поставщиков услуг – арендаторов столовых выбирают на конкурсной основе в городском и районных отделах образования, есть жесткие критерии отбора. А ранее поставщик услуг по организации питания в школьных столовых определялся согласно Закону «О государственных закупках», где основным критерием выбора победителя являлась стоимость услуг. Поэтому в погоне за низкими ценами страдало качество: в школьных столовых было скудное меню, не соответствующие требованиям СанПиН, не учитывающие физиологические потребности детей. Для решения этих проблем начали внедрять единые стандарты школьного питания. Процесс выбора поставщиков услуг по организации школьного питания вывели из сферы госзакупок. Правда, это пока не сильно улучшило ситуацию.

Мы поспрашивали руководителей школ о том, как обстоят дела у них с горячим питанием. Как сказала директор городской школы-лицея № 15 Кумискуль Серекеева, в школе бесплатным горячим питанием обеспечено 33 ученика. Члены бракеражной комиссии за качеством пищи следят, чрезвычайных ситуаций, к счастью, не было. Более того, при школе есть своя теплица, благодаря которой в меню детей включают свежие помидоры и огурцы.

В средней школе № 35 Сырдарьинского района бесплатным горячим питанием обеспечены 62 ученика из социально уязвимых слоев населения. По словам директора школы Бахытжан Бакбергеновой, меню и санитарное состояние столовой под контролем бракеражной комиссии: горячую еду пробуют, требуют у поставщиков сертификаты качества поставляемой продукции, следят за дезрежимом в помещении, своевременной поставкой продуктов… Руководство школы держит постоянную связь с представителями фирмы, арендующей столовую. Согласно разработанному меню школьников кормят, помимо горячего, овощными салатами на растительном масле, дают йогурты, кефир, яблоки, компот. В школе не против родительского контроля, считают, что мамы и папы должны быть в курсе того, чем кормят их детей в столовой. И это правильно. Всегда нужно интересоваться у детей, чем их кормят, вкусно ли, наедается ли ребенок… Если родители замечают какие-то нарушения, необходимо заявить об этом, обратиться к комиссии или напрямую к директору школы.

– Сами родители часто бездействуют, здесь нужна активная гражданская позиция, – считает Ж. Тусмагамбетов. – Если люди не ходят на родительские собрания, не принимают участия в каких-то мероприятиях, связанных с их детьми, значит, это делает за них кто-то другой. Необходимо, чтобы каждый спросил себя: что я сделал, чтобы у моего ребенка было качественное питание в школе, обратил ли я внимание на ту компанию, которая выиграла тендер в учебном заведении моего ребенка? Нужно поднимать эти вопросы пуб-лично, не надо молчать.

Отметим, что для общего контроля в каждой школе согласно новым правилам работает бракеражная комиссия. Ее возглавляет директор школы, в состав входят медицинская сестра школы и члены родительского комитета. Они обязаны проводить оценку блюд: проверять исправность кухонного оборудования, внешний вид блюд, процесс приготовления пищи и режим хранения. Такая проверка должна проходить два раза в день, если в школе дети обучаются в две смены. Медицинская сестра должна брать суточные пробы и в журнале бракеража описывать вкус, цвет блюд и нести личную ответственность за то, что едят дети. Вся продукция, которая завозится в школы или готовится на ее территории, должна иметь сертификаты качества. Для приготовления блюд запрещено использование маргарина, кондитерских кремов, майонеза, копченой и вяленой продукции. И хочется верить, что все эти условия в школах области соблюдаются.

Обвинять индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере школьного питания, не могущих обеспечить должного рациона для школяров, тоже не хочется. Если на одну порцию льготного питания в среднем рассчитали 270 тенге, то отнимите из этой суммы все виды налогов и выплат, а это приблизительно до тридцати процентов. То есть порция бесплатной еды проигрывает своему платному аналогу. Стоит ли удивляться, что в итоге она проигрывает и по качеству?

Понятно, что вопрос организации питания в школах, в конечном счете, упирается в должное финансирование. Чтобы организовать правильное питание учащихся, нужны современные столовые, оснащенные оборудованием с передовыми технологиями, а это требует создания школьной индустрии питания. Нужны большие капиталовложения, что в пересчете на все государственные школы составит немалые средства.

Бесспорно, правильная организация школьного питания – залог формирования здоровой нации. И очень хорошо, что дети имеют возможность питаться в школах. Это большая социальная поддержка для семей из социально уязвимых слоев населения. Вопрос в другом: необходимо добиваться, чтобы горячее питание было организовано так, чтобы было безопасно, вкусно и полезно.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 19 январь 2019 г. 667 0