• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРИЦЫ

– Я выросла среди красоты, видела, как создается настоящее произведение искусства – ковры ручной работы, – начинает наш разговор рукодельница из Шиелийского района Айман Абильдаева. Найти в Шиели мастерицу несложно. Любой житель села укажет к ней дорогу – в районный Дом школьников, где она ведет кружок рукоделия. Айман апа показывает альбом с фотографиями: выставки, фестивали – целая летопись наград, дипломов. С большим энтузиазмом она возрождает традиционную технику ковроткачества. Не пересчитать, сколько ковров, бау-баскуров, коржынов, бостеков изготовила мастерица. В кружке, который ведет моя собеседница, учат не только ковроткачеству, но и лоскутному шитью, а также вязанию крючком из пряжи мягких игрушек. Последнее, кстати, пользуется большой популярностью.

Лет двадцать назад о ткачестве Айман-апа даже и не помышляла, хотя этим занимались ее мама и бабушка. Но когда решила заняться рукоделием, то весь багаж знаний, который накопили в семье, ей очень пригодился, не пришлось искать наставницу: ценную информацию, тонкости и секреты ковроткачества мастерица взяла у мамы. С раннего детства мама сначала привлекала ее к подготовке материалов для ткачества, а затем, когда Айман исполнилось восемь лет, стала постепенно учить техническим и художественным приемам создания и орнаментации ковровых тканей.

– Материалом для ткачества ковров чаще всего служит овечья шерсть, реже – верблюжья, – делится секретами Айман апа. – Лучшей считалась шерсть, снятая с боков, брюха, лопаток овцы. Прежде чем приступить к приготовлению пряжи, шерсть тщательно промывают, затем кипятят и просушивают. После этого ее расчесывают, делят на несколько частей. Самая длинная идет на приготовление пряжи, более короткая, но мягкая идет на узорную нить.

На основу ковра идет двойная нить из грубых сортов шерсти, на узорную (утковую) нить – более эластичная, скрученная в двойные тонкие нити. Готовые нити, предназначенные для узоров, Айман апа окрашивает в нужные цвета.

Как сказала Айман апа, от мамы в наследство ей перешел старинный ткацкий станок, который она бережет как зеницу ока. Но учить на нем ковроткачеству не очень удобно, поэтому по заказу Айман апа изготовили более легкий станок для обучения учеников. В настоящее время секреты изготовления ковров любой сложности у мастерицы перенимают шестьдесят учеников. Есть среди них и мальчик, талантливый ученик Ыкылас Шамшитдинов, призер многих областных и городских конкурсов прикладного искусства. Среди способных учениц, перенимающих секреты ковроткачества, Гульбану Пайзуллаева.

– На изготовление небольшого ковра размером один метр на семьдесят-восемьдесят сантиметров уходит до двух месяцев, – рассказывает Айман апа. – На ковре можно изобразить все что угодно: портреты, пейзажи, но традиционные ковры ткут с использованием отработанных веками мотивов: узоров, орнаментов, где каждый элемент глубоко символичен. Испокон веков мастера переносили на полотно знаки и символы, которые сулили дому и его хозяевам благоденствие. Орнаменты на ковре подразделяются на зооморфные, растительные, космогонические. И любой орнамент, будь то «қошқар мүйіз», или птичий клюв «құс мұрын», нес в себе смысловую нагрузку. Ковры могли служить многим поколениям своего рода оберегами.

Айман апа может многое поведать об истории ковров, их происхождении. К примеру, казахские ковры всегда делились на ворсовые «түкті кілем» и безворсовые — «тықыр кілем». Их можно классифицировать по признакам мест производства, родоплеменной принадлежности. К примеру, «сыр кілем» – это присырдарьинский ковер, «жетісу кілем» – семиреченский... При этом каждому ковру присущи своя техника, цветовое и композиционное решение, которым строго следовали мастерицы много столетий. Придерживается всех правил в своей работе и Айман апа.

– Современное искусство ковроткачества – один из вариантов сохранения исконных национальных традиций, – говорит мастерица. – Очень часто искусство изготовления ковров становилось профессией, источником существования. Я хочу не только сохранить древнее ремесло, но и научить молодежь прикладному искусству, с помощью которого они смогут зарабатывать на жизнь.

Моя собеседница рассказала о предназначении некоторых видов ковров в быту казахов. Например, текемет чаще всего стелили на пол. А сырмак украшал стены жилища, служил покрывалом, то есть больше выполнял декоративную функцию. Почетное место в быту казахов занимал тускииз, который исполнял функцию ковра-оберега. Он олицетворял семейное счастье и являлся неотъемлемой частью приданого невесты.

– Раньше искусству вышивания девочек обучали с раннего детства, они уверенно владели иглой, крючком, разноцветными нитями, – говорит Айман апа. – По обычаю девушка сама должна была вышить ковер и принести в дом жениха, чтобы родственники мужа могли судить об искусности будущей хозяйки.

Помимо ковров у казахов было широко развито ткачество предметов, необходимых в быту, – подвесных сумок (аяқ қап), переметных сум (қоржын), чехлов для сундуков, тюков… И это не все разновидности изделий из шерсти, которые может изготовить мастерица. Не считая текеметы и сырмаки, разноцветные узорчатые алаша, вышитые настенные тускиизы...

– Забавно: я сама преподаю уроки ткачества, но при этом учусь чему-то новому практически каждый день. Ведь декоративно-прикладное искусство многогранное и чрезвычайно интересное занятие, – говорит Айман апа. – Традиционное декоративно-прикладное искусство любого народа – это уникальное явление, которое формировалось столетиями, передавалось из поколения в поколение, впитало в себя национальные особенности народа, оно является важнейшей частью культурного наследия, которое необходимо сохранить для потомков.

Моя собеседница уверена, что нажитые поколениями секреты ковроткачества не пропадут. Потому что всему, что знает об этом древнем виде прикладного искусства, она научила дочерей Асылзат, Ардак и Нурайым. Младшая Нурайым, ученица 8 класса, уже почти профессионально может ткать гобелены из шерсти.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 24 январь 2019 г. 853 0