В течение месяца в центре «Qoloner» (Қолөнер) известный в республике мастер Ринат Муликбаев проводил мастер-класс по ювелирному делу. Мастерство огранки камней, обработка металла, зарисовка эскизов, создание сплава, пайка, изготовление элементов изделий, шлифовка, финишная отделка – всеми этими секретами ювелирного мастерства поделился с учениками именитый мастер.
Ювелирное дело участника мастер-класса Дархана Ерлена привлекает давно. Он – художник по призванию и специальности, окончил факультет изобразительного искусства и черчения КГУ им. Коркыта ата. Сейчас Дархан работает во Дворце школьников, ведет кружок «Архитектура, дизайн и 3Д-моделирование». Считает, что художник – это не только картины маслом на холсте. Художник должен уметь работать с кожей, с деревом, металлом…
- Считаю, что ювелирное искусство будет актуальным, востребованным всегда. Ведь не зря говорят: если на этом свете будет хотя бы одна женщина, ювелирное дело не угаснет, - улыбается Дархан. - Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. В нем ярко отражены идеалы народа, его вкусы. Раньше зергеры могли изготовить не только женские украшения, но и детали для костюма, декор для юрты, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения... Одна из задач современных ювелиров - сохранять ремесло, традиции. Считаю, что ювелирное искусство - самое сложное из всех видов искусств, учиться ему нужно всю жизнь. Очень хорошо, что сейчас стали возрождать народные ремесла, прикладное искусство. О возрождении национальных традиций неустанно говорит и Глава государства. Уверен, что статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» придаст второе дыхание и поможет возродить забытые традиции. Мы должны сохранить то, что завещали нам предки.
Несмотря на то, что к ювелирному делу Дархан не имеет прямого отношения, он знает и может рассказать о нем очень много. К примеру, излюбленным материалом казахских зергеров было серебро. Практически все ювелирные изделия несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию, причем смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал. Блеск серебра у казахов ассоциировался с лунным светом, его наделяли различными магическими свойствами. К полудрагоценным камням, которыми инкрустируют изделия, у казахов тоже было особое отношение.
- Изделия, которые создавали казахские зергеры, уникальны,- говорит Дархан. - Изучая образцы работ зергеров прошлого, можно проследить развитие народного ювелирного искусства с древнейших времен до наших дней.
Другой участник мастер-класса Зермухаммед Сапарбек считает, что в своих изделиях мастера прикладного искусства не только возрождают старинные техники и технологии наших предков, но и возвращают предметы материальной культуры.
- Профессия ювелира переживает второе рождение, - говорит Зермухаммед. - Посетив мастер-класс, я понял, насколько она увлекательна и многогранна. И вместе с тем одна из сложных. Создание украшений – тонкая работа. Мастер должен обладать чувством стиля, эстетическим вкусом и большой фантазией. Благодаря мастер-классу мы смогли на практике изучить все тонкости ювелирного ремесла.
Зермухаммед окончил колледж строительства и бизнеса им. С. Искакова, по специальности мебельщик. Профессия сейчас востребованная. Но Зермухаммед уже давно мечтает освоить ремесло ювелира.
Привлекло мастерство ювелира и студента КГУ им. Коркыта ата Адильбека Сейдилду, который учится на дизайнерском факультете. Посетить мастер-класс известного мастера ему посоветовала преподаватель Айдана Алайдарова.
- Ни капли не жалею о том, что учился секретам ювелирного мастерства у Рината Муликбаева, - говорит Адильбек. – Кольца, перстни, браслеты, ожерелья из серебра и мельхиора – вот неполный список того, что нам пришлось сделать в процессе обучения. Ювелирные украшения – часть нашей национальной культуры и истории. Изделия рассказывали о семейном и социальном статусе владелицы, защищали от бед, давали силу. Раньше мастера-ювелиры использовали в своей работе самую различную технику, делали вставки из полудрагоценных камней, каждый из них имел свою магическую силу. Женские украшения казашки носили не только для красоты, они обозначали ее положение в обществе, выполняли роль амулетов или оберегов. Казахские национальные украшения – это не просто ювелирные изделия. Это – весомая часть национальной культуры и истории, корнями уходящая в глубину веков.
Менеджер центра А. Нуржанкызы подчеркнула, что цель мастер-класса, организованного центром «Қолөнер», не только помочь местным жителям в приобретении практических навыков в изготовлении ювелирных изделий, но и сохранить и популяризировать национальные промыслы. Практически все ювелирные украшения тесно связаны с историей казахского народа и отражают развитие национальной культуры, истоки которой уходят вглубь тысячелетий. Очень хотелось бы, чтобы на земле Сыра, богатой на таланты, это искусство получило второе дыхание.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |