В рамках программы «Рухани жаңғыру» в список сакральных мест нашей области вошли 23 памятника Жетыасарской культуры.
Жетыасар – территория, где в І-м веке до н.э. – начале VІІІ века жили племена канлы (в китайских источниках называют кангюй). Древние городища Жетыасарской культуры, расположенные в Кармакшинском, Жалагашском и Сырдарьинском районах, сохранились в виде возвышенностей (асаров). Здесь расположено около пятидесяти городов и крепостей, водных систем, таких как Бидайык асар, Сорлы асар, Домалак асар, Унгирли асар, Томпак асар, Кара асар, Жалпак асар, Тикасар, Тас асар, Коса асар. В 1946 году Хорезмская этноархеологическая экспедиция под руководством С.П.Толстова, следуя по древнему руслу реки Сырдарьи к Куандарье и Ескидарье, обнаружила города Жетыасарской культуры.
В развитии культуры было выделено три крупных этапа: Жетыасар-1 (с середины V века до н.э. до конца III-IV веков н.э.) – формирование и расцвет городов, Жетыасар-2 ( IV-VI века н.э.) – влияние культуры гуннов, что привело к образованию «белых гуннов» (эфталитов). Жетыасар-3 (VII-IX века н.э.) – образование крупных поселений. В конце третьего периода в результате засухи городища перестали существовать.
Характер расселения, топография и планировка поселений, архитектура, фортификация, строительная техника свидетельствуют о необычайной устойчивости, консерватизме их на протяжении всего периода культуры. Многослойные, хорошо укрепленные жетыасарские городища всегда размещались в непосредственной близости к руслу водоемов и были окружены некрополями, насчитывающими сотни и тысячи курганов. Погребальные сооружения представлены были двумя видами – подкурганными грунтовыми захоронениями и склепами. Погребенных, завернутых в войлочные кошмы или камышовые циновки, клали на суфы. Рядом с ними на суфах и на полу размещали погребальный инвентарь: керамику, орудия труда и оружие. На полу между суфами разжигали огонь. Вблизи ставили сосуды с пищей. Наборы посуды стандартны – кухонный горшок с кашей или сырым зерном, кувшин или фляга с какой-либо жидкостью, кружка или чаша. С покойным обязательно оставляли мясо в глиняной или деревянной миске.
В ходе раскопок были обнаружены уникальные археологические и антропологические материалы. Они широко описаны в книге «Свод памятников истории и культуры РК. Кызылординская область». Стоит отметить, что для выпуска этого сборника в 2006-2007 годах в рамках программы «Культурное наследие» разведывательный отряд археологической экспедиции Института археологии имени А.Маргулана провел исследование памятников Жетыасарской культуры.
Археологические находки свидетельствуют о своеобразии материальной культуры древнего населения Жетыасарского урочища, что проявляется, прежде всего, в керамическом производстве. Кроме керамических сосудов в погребальном инвентаре многих курганов была деревянная и металлические котлы. Достаточно разнообразно оружие: кинжалы, мечи, луки, стрелы, копья. Найдены бронзовые, костяные, железные наконечники стрел и костяные накладки сложного лука. Оружие было обязательным атрибутом всех мужских и многих женских погребений. Интересно, что кинжалы и стрелы присутствовали и в захоронениях, где вместе с матерью погребен и ребенок.
В жетыасарских могильниках было найдено немало фрагментов одежды: верхней, головных уборов, обуви. Коллекция тканей свидетельствует о наличии местного текстильного производства и о торговых связях этого региона. Ученым удалось установить, что верхняя одежда женщин представляла собой длинные платья и относительно короткие кафтаны, надеваемые поверх. Платья часто были с длинным рукавом. Ворот их застегивался янтарными, халцедоновыми, сердоликовыми, стеклянными пуговицами. Ткани из хлопка, шелка и шерсти розового, красного, изредка карминного цвета. Кафтаны, как правило, из шерсти, хлопка, шелка, иногда и из тонкой кожи. Ворот и полы обшивались рядами серебряных и бронзовых полых бляшек. Среди орнаментальных приемов на одежде – тканый узор, вышивка, аппликация. В одном из склепов сохранились фрагменты головного убора из темно-красной ткани с обшивкой из серебряных и бронзовых бляшек и, возможно, кожаной аппликацией по нижнему краю. Остатки кожаных поясов и сапог (в одном случае с разноцветной аппликацией), бронзовых сапожных пряжек и бляшек-заклепок свидетельствуют об обычае «жетыасарцев» носить высокие кожаные сапоги.
Раскопки жетыасарских памятников сохранили более шестисот бронзовых, серебряных, железных, изредка позолоченных наременных пряжек и бляшек. Найдено несколько десятков металлических – бронзовых, серебряных, иногда обтянутых золотой фольгой и украшенных вставками из стекла и полудрагоценных камней – фибул-змеек. Уникальна коллекция жетыасарских бус самого разного происхождения: балтийский янтарь и индийские камни, средиземноморские кораллы и кавказский гагат. Стек-лянные бусы происходят из мастерских всех известных в то время школ стеклоделия. Находки перстней (бронзовых и каменных, в том числе сердоликовых) на жетыасарских памятниках единичны. Бронзовые, каменные и хорошо отполированные костяные кольца встречаются гораздо чаще.
Особый интерес представляют находки в жилых и погребальных памятниках более двух десятков иранских резных камней-гемм парфянского и сасанидского времен, вырезанных на альмандине, халцедоне, сердолике и горном хрустале. Есть вероятность, что они служили знаком привилегированного положения их владельца или владелицы.
Жетыасарская культура до сих пор будоражит умы ученых. Многие их исследования наряду с археологическими находками свидетельствуют об особой роли этой могущественной цивилизации в этнокультурной истории многих евразийских народов.
Диас НУРТАЙ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |