• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРИТЯЖЕНИЕ СЕРЕБРА

У меня сломалось серебряное кольцо, доставшееся от бабушки. Стала наводить справки о кызылординских ювелирах. Знакомая посоветовала Данияла Каршыбека, отметив, что он точно не подведет.

И действительно, мастер сделал все, как надо, и цену не заломил. А пока он реанимировал мою любимую вещицу, включал мини-горелку, брал в руки всевозможные приборчики, обратила внимание на очень необычный браслет на столе с орнаментами.

– Откуда такая красота? – спросила я.

Оказалось, что это собственный дизайн и авторская работа Данияла. Таких авторских украшений у него много. И заказов от клиентов предостаточно. И это несмотря на то, что ювелирным ремеслом он начал заниматься не так давно. Украшения делает, в основном, из серебра и мельхиора, украшает полудрагоценными камнями.

– Люблю работать с серебром. Это эластичный, приятный на ощупь материал, излучающий тепло. Получаю удовольствие от общения с ним. От древних алхимиков, мечтавших раскрыть секреты золота и научиться его изготовлять, пошло веяние называть тех, кто неравнодушен к серебру, человеком Луны, а к золоту – человеком Солнца. Так что я человек Луны, – улыбается Даниял.

Правда, наичистейшее серебро – металл очень мягкий, поэтому мастеру приходится добавлять в него немного меди или латуни. В результате получается прочный сплав, который используется для изготовления украшений. Исходный материал для браслетов и колец Даниял берет в центре «Қолөнер». Заказы от клиентов также поступают от них. Более того, он стал штатным ювелиром в центре. Молодой мастер без проблем совмещает учебу и любимое дело. Отметим, что именно благодаря центру «Қолөнер» началось увлечение Данияла ювелирным искусством.

– Увидел объявление о том, что идет набор в группу для обучения ювелирному искусству, – говорит он. – Мне повезло, что обучать секретам ювелирного искусства пригласили известного в республике мастера Рината Муликбаева, который стал моим наставником в ремесле. Я часто советуюсь с ним, особенно, когда дело касается реставрации старинных украшений.

Даниялу 18 лет, он учится в Кызылординском политехническом колледже. Несмотря на юный для ювелира возраст, он владеет многими технологическими секретами: литьем, ковкой, гравировкой, огранкой. А главными качествами ювелира называет честность и профессионализм.

Поинтересовалась, доводилось ли иметь дело с дорогими старинными украшениями прошлых веков?

– Такие изделия берегут, как зеницу ока, – ответил он. – И если понадобится реставрация, конечно же, хозяева повезут куда-нибудь подальше к именитым мастерам.

А что касается бабушкиных сундуков, то, по словам молодого мастера, нынешнее поколение стало чаще заглядывать в них и доставать оттуда казахские старинные украшения. Приносят с просьбой реанимировать. Вернувшаяся из глубины веков старина снова в моде.

При мне к мастеру пришел молодой человек за готовым изделием. Это был подарок для сестренки – кольцо «құстұмсық». Парень остался доволен изделием, сказал, что обратится к Даниялу еще раз, если снова понадобится сделать украшение по индивидуальному заказу.

– В давние времена такое кольцо носили девушки на выданье. Оно являлось свидетельством того, что девушка еще не засватана и пока свободна, – пояснил Даниял. – Это кольцо, выполненное в виде конуса, по форме напоминающее птичий клюв. Издревле казахи относились к девочке как к гостю в доме и понимали, что она, как птица, которая рано или поздно выпорхнет из отчего гнезда. Знаю, что раньше внутрь кольца казахские мастера вкладывали несколько круглых шариков из серебра. При каждом движении рук они создавали красивый перезвон. Самое первое кольцо «құстұмсық» я сделал именно таким. Заказчику очень понравилась идея.

Даниял считает, что мастерство ювелира требует постоянного повышения квалификации. В свободное время он изучает региональные стилевые особенности казахских украшений. Часто посещает музей и иногда делает копии традиционных казахских украшений. Кропотливо работает над гравировкой, зернью, филигранью, эмалью и другими техниками древних ювелиров, оттачивая свое мастерство. Он ищет свой неповторимый почерк, чтобы спустя время можно было на всех изделиях ставить гравировку с его именем.

– Стараюсь не повторяться в работе, поэтому приходится изучать работы известных мастеров со всего мира. Недавно в областном музее увидел древнее золотое кольцо, на нем были узоры в виде лебедя, дерева, озера. Диву даешься, как на таком маленьком пространстве мастеру удалось создать целую картину. Вот и я задался целью освоить такую технику, – говорит он.

Даниял с воодушевлением показывает украшения, которые сейчас делает на заказ. Бросилось в глаза кольцо, декорированное необычными орнаментами. Как пояснил мастер, оно исполнено в богатых традициях ювелиров Западного Казахстана, которые являются наследниками гуннского стиля, отличавшегося полихромностью рисунка, сложными деталями, зернением. Создавая украшение, Даниял старается делать это по-своему, не копируя, а оттачивая свой почерк. Он убежден, что даже безупречно скопированная вещь не будет иметь частицы его души, энергетики.

 – В ювелирном искусстве все должно идти от сердца, тогда изделие принесет удачу его владелице, – считает Даниял. – Ведь по казахским обычаям, женские ювелирные изделия носились не столько как украшения, но, прежде всего, как оберег, защищающий от нечистых сил, приносящий счастье в жизни. Если человек желал кому-то счастья и свободы, то дарил вещь с узором «құс қанат» (птичье крыло). Считалось, что благополучию, семейному счастью способствует конусовидный перстень «отау жүзік» (семейный перстень). Символом долголетия у казахов служили серебряные перстни – «тасбақа жүзік» (перстень в форме черепахи). Защитная сила перстней усиливалась не только вставками из камней и стекла, применяемым орнаментом, но и символикой формы. Дарением колец, других украшений и сейчас обозначают важные вехи в жизни человека. Поэтому, выбирая подарок родным и близким, помните о знаковости украшений, которая формировалась в народе тысячелетиями. Правильно подобранное украшение может стать настоящим талисманом.

– Как считаешь, профессия ювелира сегодня востребована? – спросила я.

– Ювелир – профессия очень древняя и до сих пор актуальная. Когда Всевышний создал женщину, тут же появилась потребность в ювелирах. Казахская пословица гласит: «Если в ауле есть хотя бы одна женщина, ювелир никогда не останется без работы», – улыбается молодой мастер.

В ближайших планах Данияла – поездка в Россию на обучение к известным ювелирам новаторским техникам. Хочет открыть свою ювелирную мастерскую, чтобы у кызылординцев была возможность заказать уникальные украшения, предметы быта, детали национального костюма, не выезжая за пределы области.

– Ювелирное искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. Одна из задач современных ювелиров – сохранять ремесло, традиции, – говорит Даниял. – Считаю, что ювелирное искусство – самое сложное из всех видов искусств, учиться ему нужно всю жизнь. Очень хорошо, что сейчас стали возрождать народные ремесла, прикладное искусство. Конечно, времена вносят свои коррективы. Важно, что несмотря на это, ювелиры хранят традиции древних мастеров, при этом привносят что-то новое – свой почерк и характер.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 11 апрель 2019 г. 598 0