• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЯРКИЙ СЛЕД НА НЕБОСКЛОНЕ НАУКИ

Наш земляк академик НАН Республики Казахстан Досмухамед Кшибеков – постоянный автор газеты «КВ». Он уроженец Шиелийского района, автор 880 публикаций: статей, монографий, учебников и учебных пособий. Ученый впервые исследовал проблемы кочевой цивилизации, ее место и роль в истории развития человеческого общества. Разнообразны его научные интересы: он историк, исследующий генезис номадического общества; философ, поднимающий острые вопросы формирования политической идеологии в стране; этнограф, исследующий быт и традиции казахского народа.

Предлагаем вашему вниманию очередную статью Д.Кшибекова об академике Каныше Сатпаеве, которому в апреле исполнилось бы 120 лет.

Есть личности, которые проносятся, как метеор, оставляя на небосклоне яркий след. Таким был в истории Казахстана Каныш Имантаевич Сатпаев. Он прожил короткую жизнь (1899-1964) – 65 лет. В 1926 году окончил Томский технологический институт и как молодой инженер-геолог приехал в Казахстан, где предстояло 39 лет активной жизни. Если из них отнять три года (1951-1954), когда он был отстранен от должности президента Академии наук Казахской ССР, то остается 36 лет творческой жизни. За это время К.И.Сатпаев стал академиком АН СССР, лауреатом Ленинской премии, широко известным ученым. Когда он прибыл с дипломом инженера-геолога, перед ним открылась возможность выбрать свой путь развития. Он мог начать работу простого геолога, с рюкзаком на спине, с киркой в руках шагать по горам и степям, собирать минералы, описывать и изучать их, писать книги. Он выбрал более трудный, но перспективный путь – активно включился в процесс масштабного освоения природных богатств. Смекалка и ум его не подвели. Он устроился руководителем геологического отдела треста Атбасцветмет при ВСНХ СССР.

Здесь К.И.Сатпаев был и руководителем, и исполнителем геолого-разведочной работы. Во второй половине 20-х годов прошлого века он приехал на верблюдах в Кзыл-Орду, тогдашнюю столицу республики. И в печати появилась статья о Сатпаеве – геологе. Потом столица Казахстана переехала в Алматы. К.И.Сатпаев не поехал, остался продолжать начатую работу. В 1929 году начал работать начальником и главным геологом отдела (ГРО) Карсакпайского комбината, жил здесь безвыездно 15 лет.

Лишь в 1941 году К.И.Сатпаева пригласили в Алматы для работы в Казахском филиале Академии наук СССР. К.И.Сатпаев, находясь в Карсакпае, не чувствовал себя периферийным специалистом. Он постоянно работал над собой, изучал богатства недр, повышал свои знания, обменивался опытом с ведущими учеными. Словом, приехал в Алмату с большим практическим опытом и научными знаниями.

Надо отдать должное мудрости и твердости решения К.И.Сатпаева. Он не терялся в сложных условиях, нашел выход, связавшись с крупными учеными Москвы и продолжал разведовательные, изыскательские работы.

Но эти годы работы К.И.Сатпаева совпали с самыми трудными временами Казахстана, которые проверили его выдержку, преданность делу. Свирепый голод 1932-1933 годов унес почти половину казахов. К.И.Сатпаев, взяв грузовую машину, поехал в Баян-Аул, чтобы забрать семью своей сестры. В юрте сестры живым оказался лишь его племянник. Он забрал его. Это был будущий археолог Кемал Акишев. На обратном пути подобрал еще 9 голодных бездомных детей. Все они целый год жили у него.

После двух лет спокойной (1934-1936) жизни, когда Казахстан стал союзной республикой, начались годы (1937-1938) репрессий. Они задели и семью К.И.Сатпаева. Был репрессирован его брат Газиз. Это не поколебало его преданности делу, государству.

В годы Великой Отечественной войны считалось, что девять из десяти пуль, снарядов давал Казахстан. Под непосредственным руководством К.И.Сатпаева были открыты месторождения полезных ископаемых в Жезказгане, Жезды, Лениногорске, Зыряновске, Миргалымсае, каратауские фосфориты. Кроме того, были определены места будущего Балхашского медеплавильного завода, построен Темиртауский металлургический комбинат, в Актюбинске – завод ферросплавов.

Важнейшим этапом в жизни К.И.Сатпаева стала его встреча с наркомом тяжелой промышленности СССР Г.К.Орджоникидзе. В конце 1934 года К.И.Сатпаев, собрав все необходимые данные о Жезказгане, приехал в Москву и записался на прием к железному наркому с целью включить Жезказган в государственный план. Г.К.Орджоникидзе назначил прием на 18.00. На приеме К.И.Сатпаев сказал, что является правильным решение Советского правительства, запретившее английскому бизнесмену Лесли Уркварту добывать руду Карсакпая. К.И.Сатпаев рассказал, что Уркварт, извлекая руду из самых богатых месторождений медной руды, построив завод с обогатительной фабрикой, выплавленную чистую медь отправлял на верблюдах в Кармакчи, оттуда поездом до Петрограда, далее пароходом – в Лондон. Происходило все это путем хищнической эксплуатации природы, местного населения.

Рассказ К.И.Сатпаева о богатстве края поразил железного наркома и заинтересовал его настолько, что он забыл о времени. К.И.Сатпаев ничего не просил. Нарком задавал вопросы, К.И.Сатпаев объяснял. Беседа закончилась далеко за полночь. В конце нарком сказал о строительстве Жезказганского медеплавильного комбината. Об обогатительной фабрике при нем, о построении узкоколейной железной дороги между Карсакпаем и Жезказганом. Так начинался Большой Жезказган. В конце беседы Г.К.Орджоникидзе просил К.И.Сатпаева усилить поисковую, изыскательскую работу в Казахстане.

Творческая особенность К.И.Сатпаева в том, что он, находясь на гребне жизни, постоянно учился, изучал достижения науки, тесно общался с крупными учеными в области геологии, других наук: Владимиром Афанасьевичем Обручевым, Иваном Павловичем Бардиным, Борисом Евгеньевичем Патоном, Ефимом Павловичем Славским и другими учеными. Высоко оценивали работу К.И.Сатпаева президенты Академии наук СССР Александр Николаевич Несмеянов, Сергей Иванович Вавилов, Мстислав Всеволодович Келдыш и другие.

Особая черта характера К.И.Сатпаева как ученого – видеть в обычных, не заметных на первый взгляд явлениях определенную закономерность. Творческий и практический успех работы К.И.Сатпаева состоял в том, что он никому и никогда не давал руководящих указаний, типа делать то-то, прежде чем сам не изучит дело и не испробует на своем опыте. Выработал он этот стиль работы на
Карсакпае.

К.И.Сатпаев неустанно следил за развитием науки. Будучи председателем Казахского филиала Академии наук СССР, затем президентом АН Казахской ССР, всегда во всех начинаниях сам выезжал на объект производства со своими помощниками и всю ответственность брал на себя. Организовал научные сессии в Жезказгане, Караганде, Павлодаре, Гурьеве с участием ученых и практиков. Начатому делу он отдавался полностью.

В это время в Алматы шла работа по строительству нового здания Академии наук по улице Ленина (угол Щевченко). Экскаватор рыл огромный котлован, рабочие трудились. В те дни К.И.Сатпаев каждый день в 8.00. приезжал на объект, обходил, интересовался ходом работы, беседовал с рабочими и в 9.00.был в своем кабинете, здание которого находилось по улице Кирова, 89. Это стиль его работы. Меиз Канышевна вспоминает, что когда отец брался за дело, то работал неудержимо. У него было необычайное чувство ответственности перед народом и государством за порученное дело. В результате в ноябре 1957 года в короткий срок огромное здание было закончено. Это аппарат президента Академии наук, научно-исследовательские институты, Центральная научная библиотека, Музей зоологии и другие.

Академик АН КазССР И.И.Бок, член-корреспондент Академии Г.Б.Жилинский опубликовали статью «Взгляд К.И.Сатпаева на металлогеническую науку». Они писали о громадной научно-организаторской роли К.И.Сатпаева в создании металлогенической карты Казахстана, что имело важное научно-практическое значение.

По этому поводу К.И.Сатпаев писал, что инициатива в организации широких металлогенических исследований полезных ископаемых в нашей стране и прогнозировании их целиком принадлежит советской геологии. Впервые ее озвучил в 1932 году академик В.А.Обручев, а развивали академики А.Д.Архангельский, С.С.Смирнов и другие Это говорит об исключительной научной порядочности К.И.Сатпаева. Идея хороша, но К.И.Сатпаев со своими сотрудниками создал впервые реальную металлогеническую карту с прогнозом на огромном пространстве республики. Были открыты более 300 месторождений полезных ископаемых.

К.И.Сатпаев – целая эпоха в истории науки Казахстана. Посудите сами, после окончания в 1926 году Томского технологического института он нигде не сидел за партой, учился самостоятельно, находясь на поисковой, исследовательской работе, он считал это постоянным повышением своего образования, следил за уровнем развития геологических и других наук, обменивался опытом. За проведенную им огромную научно-исследовательскую работу ему присудили научную степень доктора геолого-минералогических наук (1942) без защиты диссертации, в 1943 году избрали членом-корреспондентом АН СССР и назначили председателем Казахского филиала Академии наук СССР.

В 1946 году, когда его избрали академиком Академии наук СССР и президентом только что образованной Академии наук Казахской ССР, он превратил ее в один из крупных научных центров страны.

Академия наук Казахской ССР состояла из 14 действительных членов (академиков) и 16 членов-корреспондентов. Академия объединяла 20 институтов, 12 секторов. Организаторами Академии стали М.О.Ауезов (литератор), М.И.Горяев (химик), А.К.Жубанов (музыковед), В.Г.Фесенков (астроном), С.К.Кенесбаев (языковед), Г.А. Тихов (астроном), Н.Т.Сауранбаев (языковед), С.В.Юшков (историк), А.Б.Бектуров (химик), И.Г.Галузо (физиолог), И.В.Павлов (биолог), А.Х.Маргулан (этнограф), М.П.Русаков (геолог), Н.Г.Кассин (географ). К.И.Сатпаев обладал даром распозновать таланты.

В эти годы под непосредственным руководством К.И. Сатпае-ва выросли крупные ученые, такие как Ш.Ч.Чокин (энергетик), Ш.Е.Есенов (геолог), Ж.Такибаев (физик), С.Балмуханов (медик), О.А.Байконуров (горняк), Е.А.Букетов (металлург), Н.Базанова (физиолог), А.Абдуллин (геолог), А.Д.Тайманов (математик), А.С.Сагынов (горняк) и другие. К.И.Сатпаев уделял особое внимание молодежи, помогая им учиться.

Заботясь о перспективах Академии наук республики, К.И.Сатпаев объявил конкурс в аспирантуру по тем наукам, по которым потребность была высокая, а кадров нет. Договорившись с президентом АН СССР С.И. Вавиловым, прошедших по конкурсу молодых аспирантов К.И.Сатпаев направил на учебу в соответствующие институты Академии наук СССР и потоянно следил за их учебой, проблемами. К.И.Сатпаев пофамильно знал каждого.

В Москве учились около 25 аспирантов. Все они во время защитили диссертации и вернулись в Алмату. Двое из них Алай Жакупбаев (горняк), Мурат Айтхожин (биолог) стали лауреатами Ленинской премии, высоко подняв престиж казахстанской науки.

К.И.Сатпаев создал кроме традиционных институтов три новых. Это, во-первых, институт почвоведения, который сыграл важную роль при освоении целинных и залежных земель. Во-вторых, это институт краевой патологии, чтобы изучать специфику влияния климатических условий на здоровье людей. Наконец, это институт ядерной физики. К.И.Сатпаев говорил, что без ядерной физики настоящую науку делать невозможно.

Учитывая обширную территорию Казахстана и трудности сообщения, К.И.Сатпаев создал при Академии наук автобазу, чтобы ученые могли выезжать в любом избранном им направлении и собирать, изучать материалы. К.И.Сатпаев не делил науки на фундаментальные и прикладные.

Важное нововведение К.И.Сатпаева как ученого – создание Ботанического сада при академии, это тоже является научным ответом на природные запросы Казахстана. Особенно это было необходимо для Мангышлака и Жезказгана.

Если до образования Академии наук республики было всего шесть вузов (пять из них в Алматы и один в Кзыл-Орде), то после 1946 года во всех областных центрах открыли вузы. Кроме того, в промышленных регионах были созданы специальные институты: в Усть-Каменогорске − горно-металлургический, Шымкенте − химико-технологический, Гурьеве – геологии и разведки нефти.

При К.И.Сатпаеве ученые Академии наук предлагали, на какие проблемы следует обратить особое внимание. Так был создан канал Иртыш-Караганда для потребности растущих промышленных предприятий. В целях охраны здоровья созданы еще два медицинских института в Караганде и Семипалатинске и другие. Академия наук оказала благотворное влияние на все аспекты жизни республики. Развитие шло бурно.

В послевоенные годы жизнь К.И.Сатпаева совпала со сложной идеологической ситуацией. Началась борьба с панисламизмом, пантюркизмом, национализмом. В Казахстане возник вопрос насчет книги Е.Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XIX столетия», в которой автор движение Кенесары Касымова расценивал как национально-освободительное против России. Идеологи СССР щепетильно относились попыткам критиковать Россию, как основу Союза ССР. Тем более за год до этого, в 1950 году, в Азербайджане возникло идеологическое напряжение в связи с выходом в свет книги академика АН Азербайджана Г.Гусеинова «Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века», в которой автор восхвалял движение Шамиля как национально-освободительное. Разжигал идеологическую борьбу против Гейдара Гусеинова руководитель республики М.Багиров. В результате Г.Гусеинов был снять с должности вице-президента Академии наук Азербайджана.

В отличие от М.Багирова Ж.Шаяхметов не разжигал идеологические страсти. Е.Бекмаханов был осужден и отправлен в ссылку, но его не травили. Кроме того, были осуждены и некоторые ученые АН Казахстана.

В этих условиях Каныш Имантаевич проявил стойкость, мудрость, выдержку. К тому же власти вспомнили первую работу К.И.Сатпаева «Ер Едіге», которую К.И.Сатпаев написал в первые годы работы на Карсакпае, объективно показав его как прогрессивного деятеля, народного героя.

При К.И.Сатпаеве расцвела нау-ка Казахстана, создавались фундаментальные труды по истории, культуре, языку, традициям казахов. Произошло возрождение духовной жизни народа. Семь ученых стали Героями Социалистического Труда, 18 – лауреатами Ленинской премии, 47 – лауреатами Госсударственной премии СССР. Свыше 100 – Казахстана.

В науке К.И.Сатпаев видел мощную силу развития экономики и культуры общества.

К.И.Сатпаев создал передовую Академию наук. Она оказала действенное влияние на все стороны жизни Казахстана. Академия оказала мощное влияние на образовательную систему в школах, вузах, выросли квалифицированные кадры во всех областях жизни. При Каныше Имантаевиче звание «ученый» стало престижным.

В вузах кафедры стали возглавлять доктора наук, профессоры. Авторитет любого университета стали создавать не название, а его профессоры. Мы знали, какие ученые работают КазГУ, КазПИ, политехе.

При К. И. Сатпаеве впервые были созданы кафедры философии, иностранных языков для подготовки научных кадров. Но, к сожалению, после развала СССР и образования независимых государств произошел в какой-то мере надлом в науке.

К.И.Сатпаев проделал колоссальную работу по развитию науки. Казахстанцы всегда будут помнить об этом.

Досмухамед КШИБЕКОВ,
академик НАН РК

Кызылординские вести / Четвертая полоса 20 апрель 2019 г. 610 0