• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КЫЗЫЛОРДА — СТОЛИЦА ЕГО СЕРДЦА

Поезда в этих краях, как и прежде, идут вслед за солнцем с востока на запад и возвращаются с запада на восток. А на железнодорожной станции Кызылорда они пересекаются. Встречаются не только составы, но и люди, судьбы, эпохи. Для всех проезжающих эта небольшая станция была лишь короткой остановкой в огромной пустыне. Для маленького же Фарита она была и оставалась всю жизнь Столицей.

Меняются люди и грузы в вагонах, поезда, вокзалы, когда-нибудь перестроят деревянный мост через железнодорожные пути. Останутся детские воспоминания о том, как полуголодные босоногие пацаны военного времени встречали и провожали составы, которые ехали воевать на запад. Как поили и чистили лошадей в этих вагонах, которых отправляли для фронта. Как встречали с войны отцов. И лишь один состав навсегда впечатается в память вкусом колбасы, мешок которой дядя Саша, брат его матери, собрал у своих однополчан и оставил родным, проезжая мимо станции. То был паёк фронтовиков, выигравших одну войну и ехавших на другую – на японскую.

К тому времени Фарит знал о войне многое. Прежде всего от отца, работавшего на станции сцепщиком железнодорожных вагонов. Отец, казах по крови, рано лишился родителей и воспитывался в татарской семье известного железнодорожника. Было у него два имени – Серикбай, как назвали при рождении, и Хабибулла, как переименовали приемные родители. Победу Серикбай-Хабибулла встретил в Кенигсберге и вернулся живым. Поэтому его старший сын еще в школе бредил одной из самых героических профессий – военного пилота. Но судьба распорядилась иначе. Не успев подать документы в Волжское авиационное училище, он отправился с друзьями в Саратовский политехнический институт. И получил мирную профессию – строителя, которая в послевоенные годы была самой востребованной.

И уже первый его строительный объект был для него особенным. Тогда в Саратове началось сооружение нового автомобильного моста через Волгу. В этом грандиозном строительстве принимали участие студенты Саратовского политехнического, в том числе и студент из Казахстана Фарит Фаткульдинов, который до поступления в институт успел поработать и получить специальность токаря.

Через пять лет он окончил факультет ПГС. Такая специальность в те годы открывала большие перспективы. Но вопрос, где применять полученные знания и навыки на практике, перед ним не стоял. Конечно, на родине, в Кзыл-Орде, где родился и вырос. По распределению Госстроя СССР Фаткульдинов был направлен на всесоюзную ударную стройку – строительство целлюлозно-картонного завода.

Фарит Фаткульдинов стоял у истоков создания строительной отрасли и индустрии в регионе. Он был в области одним из первых доморощенных дипломированных инженеров-строителей. Был мастером, прорабом, затем начальником строительного участка, главным инженером, начальником строительного управления.

На участке в подчинении у него, молодого специалиста, было до семисот рабочих, порядка сорока сварщиков, слесарей-теплоукладчиков, десятки экскаваторов, бульдозеров, сварочных аппаратов. Неудивительно – на огромном комплексе ЦКЗ и ТЭЦ велись работы по прокладке инженерных коммуникаций. В то время опытных сварщиков, которые бы умели варить при высоком давлении трубы любых диаметров, у нас не было. И тогда Фаткульдинов отправился в Бухару, где завершалось строительство газопровода, убедил и привез с собой четырнадцать самых лучших сварщиков Союза, сразу прикрепив к ним в помощники лучших выпускников кзыл-ординского ПТУ – чтобы через 2-3 года заменили приезжих. Учились наши молодые и у опытных слесарей, трубо-укладчиков, приехавших из Татарии и Башкирии.

Без трудностей, конечно, не обходилось. На прокладку главного канализационного коллектора в грунтовых водах глубиной 5-6 метров денег в смете было заложено только на два месяца вместо двенадцати, эти работы предусматривалось выполнять силами специалистов «Союзшахтоосушения» с помощью водопонижающих установок. Тогда Фаткульдинов, вспомнив свой опыт слесаря и токаря, стал сам по ночам разбирать и собирать установки, проводить наладочные работы. Поняв принцип работы, научил этому тех же молодых ПТУшников. Так в области в середине 1960-х появились кадры мотористов по водопонижающим установкам.

В те годы молодому строителю приходилось самому осваивать много нового и обучать этому людей. Иногда месяцами он не был дома, ночуя на строительных площадках, делая невозможное возможным.

Конечно, такого специалиста не могли не заметить. Очень скоро Фаткульдинова пригласили на работу в трест «Кзылордастрой» сначала главным технологом, затем заместителем главного инженера, поручив осваивать и создавать изготовление сборных конструкций, столярных изделий, кирпича и еще многого другого. Заложенная тогда база стала основой всей промышленной строительной индустрии области.

В руководстве треста тогда находились очень опытные специалисты. Многому можно было поучиться у работавшего управляющим Бориса Родионова, заместителя главного инженера Федора Литвиненко. Работая рядом с ним, Фаткульдинов сильно вырос в плане конструирования и проектирования. На многих объектах области ему впоследствии пришлось ставить свою подпись под документами проверки надежности конструкций. И для многих эта подпись была лучшей гарантией качества.

А затем в его жизни была очередная всесоюзная ударная стройка. Началось освоение левобережного массива Сыр-Дарьи. Фарита Хабибулловича назначили управляющим трестом «Риссовхозстрой», где он работал до конца 70-х годов. Объемы строительства были масштабные – рисовые поля, новые совхозы со всей инфраструктурой – детскими садами, школами, магазинами, лечебными учреждениями, дорогами, канализацией, водопроводом, светом. По инициативе Фаткульдинова в городе появилось несколько объектов – два профилактория (в одном из которых в настоящее время расположился институт, а в другом офис компании «Казгермунай»), Дворец мелиораторов, впервые началось строительство плавательного бассейна.

Собственно, забота о том, чтобы людям жилось лучше, всегда была для него на первом плане. Многое удалось реализовать, работая первым заместителем председателя
Кзылординского горисполкома. Это и ледовые площадки зимой, где дети впервые в своей жизни вставали на коньки, и высаженные тополиные аллеи, которые до сих пор радуют горожан своей тенью и прохладой. И более серьезные, но не менее нужные горожанам проекты, как, к примеру,
строительство баз для коммунальных предприятий – гор-электросети, горводопровода, зеленхоза, автобазы.

А сколько было в его бытность авральных ситуаций! В одной из школ города неопытный директор в январе отпустил на каникулы не только учителей, но и кочегаров, слесарей, весь персонал. Когда вернулись – вся школа разморожена, чугунные котлы лопнули, батареи и трубы тоже. Чтобы вернуть все в нормальное состояние в обычных условиях, пришлось бы ждать до весны. Но в советские годы действовало правило: если школа в течение трех дней не работала, следовало докладывать о ЧП в Совмин республики, который делал
оргвыводы. «Школьное дело» поручили первому зампреду
горисполкома Фаткульдинову. В первые сутки тот нашел котлы, радиаторы, трубы и остальное оборудование. Затем провели монтажные работы. На вторые сутки можно было бы начать пуск тепла в школу, но на улице было минус 25, помещение выстужено, вода даже из кипящих котлов в момент остыла бы. Что делать? Пришла идея организовать непрерывный поток горячей воды водовозами. Школу спасли. Фарит Хабибуллович умел ситуацию брать в свои руки, этому учил и других, как это было во время одного из сильнейших паводков на Сыр-Дарье.

Именно за требовательность, умение организовать дело на безупречном уровне, заботу о людях его всегда ценили не только наверху, но и коллеги и многие из тех, кто работал под его началом.

Когда в связи с созданием агропромышленного комплекса Союза и Казахстана его перевели работать начальником Облагропромстроя и одновременно первым замом председателя областного агропромышленного комитета, отрасль была убыточной. Никаких премий у сельских тружеников никогда и в мыслях не было. Да и работали так, что не за что было поощрять – в течение двух-трех лет сдавали одну школу, один детсад. Работа была полусонная. Первое, с чего он начал – проверил всю проектно-сметную документацию, сократив все побочные расходы. И в течение года вывел отрасль в прибыльные. Сельским работникам начали выплачивать премии. Создали мощную базу стройиндустрии – два железобетонных завода, завод керамзитового гравия, столярный цех. Это дало резкий толчок всей деятельности. Силами Облагропромстроя теперь ежегодно возводили по 11-13 школ, по 5-8 детских садов, 30 тысяч квадратных метров жилья, мощные молочные комплексы, торговые центры, сотни километров дорог, линий электропередач. Уже не было проблемой начать школу на 1200 мест в январе и сдать ее к 1 июля.

Многое из задуманного Фариту Фаткульдинову удалось реализовать, когда работал заместителем председателя обл-исполкома, а затем заместителем акима области. В этот период он смог развернуться в полную силу. Используя налаженные контакты с Госпланом, министерствами и ведомствами, Совмином республики, добился, чтобы региону выделяли средства, которые он был в силах осваивать. Провел анализ потребности области в объектах здравоохранения, образования и поставил задачу обеспечить строительство этих объектов в максимально короткие сроки. Тогда же выяснил, что из 600 километров водопроводов области лишь половина работала в нормальном ритме. Были приняты все меры по решению этой проблемы, ежегодно вводилось в эксплуатацию сотни километров водопроводов.

Как говорил сам Фарит Хабибуллович, все это он делал за зарплату. А вот два проекта, которые ему удалось реализовать, можно отнести к бонусным. Сам он выражался проще: «Решил для области два вопроса – это строительство диагностического центра и областной многопрофильной больницы».

Нельзя сказать, что были противники у этих объектов. Но первоначально под диагностический центр хотели перепрофилировать бывший институт риса, однако союзный ВАСХНИЛ отстоял здание. Тогда появился вариант расположения центра в строящемся административном корпусе треста «Кызылордавтодор». И аким области дал задание перепроектировать здание. Но Фаткульдинов был категорически против, убедив всех, начиная от акима. Учитывая сжатые сроки, сам сидел с проектировщиками, архитекторами, делал расчеты. Свое детище не оставлял ни на мгновение. Даже когда прихватило поясницу, ему соорудили на объекте топчан, потому что домой он отказывался уезжать до тех пор, пока не будет сделано все.

Что касается многопрофильной областной больницы, то это целая эпопея. Но началась она тоже по инициативе Фаткульдинова.

А инициатива эта созрела после того, как он с радикулитом попал в старую облбольницу и увидел, в каких условиях там находятся люди и каким оборудованием их лечат. Разумеется, предварительно основательно изучил возможность строительства современного лечебного учреждения. И тут очень кстати болгарские строи-
тели, в то время работавшие в нашей области на нефтяных месторождениях, подсказали, что существует межгосударственное соглашение между СССР и Болгарией, в котором предусмотрены крупные суммы для Министерства нефтяной промышленности СССР.

Потом была Москва – управление финансов министерства, зам.министра и наконец прием у министра, который сказал, что в связи с напряженной обстановкой с финансами оказать помощь он не может.

Тогда Фаткульдинову пришлось доставать из кармана козырь и показать копию того межгосударственного соглашения.

Деньги выделили, Правительство Казахстана определило подрядчика (им стал Главболгарстрой) и привлечен головной Московский институт по проектированию объектов здравоохранения.

При проектировании многопрофильной больницы Фаткульдинов принимал самое непосредственное участие, практически весь набор лечебных помещений, оснащение медоборудованием, проектирование сантехники, электротехнического и другого оборудования было под его непосредственным контролем. Учитывая, что в Кызылорде близкое залегание грунтовых вод, он дал указание о закладке фундамента выше их уровня. И несмотря на возражение проектного института, болгарских строителей, настоял на включение в состав больницы водолечебного блока.

После распада СССР строительство продолжилось за счет средств Республики Казахстан.

Это было тяжелое время, годы становления независимости Казахстана.

Президент Н. Назарбаев при посещении нашей области обязательно посещал строящуюся больницу. Активное участие принимал аким области С.Шаухаманов, работники облздрава и облбольницы. И сдача этого объекта, который по праву можно назвать детищем Фаткульдинова, стала большим событием для всего региона.

Фарит Фаткульдинов с детства был лидером. Как вспоминают его друзья, когда детьми собирались играть в футбол, пацаны делились на две команды. Его соперник был постарше, первым выбирал лучших. Фариту приходилось играть с теми, кто не попадал в первую команду. Но к удивлению многих, он и с этими ребятами часто обыгрывал противников. Такой у него был принцип. Работать с теми людьми, какие есть, учить их, вести за собой. Он никогда не увольнял людей, всегда работал с теми, кто есть, кого-то хвалил, кого-то поддерживал, кого-то учил, с кого-то в жесткой форме требовал исполнения обязанностей. Но все было по справедливости.

Вот как вспоминал о Фаткульдинове бывший председатель Совета Министров республики Узакбай Караманов.

– Нашему поколению, можно сказать, повезло со временем. В конце 50-х – начале 60-х годов в одном из самых экономически отсталых регионов Казахстана – Кызылординской области был дан старт возведению больших строительных комплексов.

В те годы мы после институтов приехали работать в трест «Кызылордастрой» – я больше года уже трудился, когда появился Фарит. Он тоже начинал свою трудовую биографию на строительстве ЦКЗ, поднимаясь с прораба, мастера и заканчивая начальником управления. Позже его перевели заместителем главного инженера треста, потом он поработал главным технологом. Но именно в должности заместителя главного инженера треста раскрылись вся глубина его знаний и широта взглядов на строительную индустрию и отрасль с точки зрения инженерного дела.

Фарит был хорошим инженером – грамотным, знающим, опытным. Он был не просто строителем. Он был конструктором. И в какой-то степени архитектором и проектировщиком. В строительной отрасли он охватывал все направления.

Но самое главное – он был человечный Человек. За такой сильный характер с открытой душой и сердцем он быстро завоёвывал уважение к себе среди подчиненных, одновременно пользуясь уважением тех, кому сам подчинялся.

Все эти качества дали ему возможность для дальнейшего карьерного роста. Он работал не только в строительном комплексе, но также заместителем председателя городского исполнительного комитета Кызылорды. В это время он внес достойный вклад в развитие города.

Позже он работал заместителем председателя облисполкома, заместителем акима области. Здесь он показал себя с самой сильной стороны и как инженер, и как человек. Он пользовался уважением в правительстве республики, не говоря уже о Кызылординской области. Его авторитет и уважение к нему людей были огромны. Потому что каждый, кто обращался к нему, знал, что его обращение не останется без следа. Он старался всегда помочь людям, зря не критиковал, но был требовательным по делу. Зато многому научил каждого, кто с ним работал. Это может подтвердить любой.

Фарит был человек с большой буквы. Он никогда не смотрел свысока на подчиненных. Всегда был на равных со всеми, не лебезил перед теми, кому подчинялся.

Будучи замакима очень много сделал для Кызылординской области. Фундаменты диагностического центра и многопрофильной больницы, которой кызылординцы, бывшие и сегодняшние руководители гордятся, заложил Фарит. Именно он добился финансирования этих объектов. Сейчас город и вся область, даже жители других регионов пользуются этими объектами. Те, кто знает историю их сооружения, заходя в эти здания, вспоминают Фарита…

За свою трудовую деятельность Фаткульдинов награжден орденами Трудового Красного знамени и Знак Почета, медалями, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Но лучшая ему награда – это десятки объектов, которые он построил, сотни добрых дел, которые он сделал для людей, это благодарная память тех, кто работал с ним, знал его.

Для Фарита Хабибулловича Кызылорда всегда была Столицей его родины, его души, его планеты. С этим ощущением он родился и прожил здесь всю свою жизнь. И поэтому всегда гордился званием Почетного гражданина города Кызылорды.

Бахытжан МАХАНОВ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 27 апрель 2019 г. 577 0