• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЛИКВИДАТОР ИНФЕКЦИЙ

Уже много лет я на пенсии и давно уехал из Кызылординской области, где более сорока лет (1955 – 1996) работал врачом эпидемиологом-паразитологом областной санэпидстанции. Но ни работа, ни коллеги, с которыми вместе «воевали» с обилием инфекционных и паразитарных заболеваний, из памяти не уходят. Один из них, врач-эпидемиолог Базарбай Убайдулла, ныне заслуженный аксакал здравоохранения области, который в 2019 году отмечает 50-летие трудового стажа, и о котором в связи с этим хочу сейчас немного рассказать.

Родился будущий доктор в Каракалпакии, где после школы окончил Нукусское медицинское училище, успел немного поработать по специальности, а затем служил в армии (1969-1971) санинструктором роты.

В 1972 году Базарбай поступил в Карагандинский медицинский институт и в 1978 году в составе группы выпускников был направлен на работу в Кызылординскую область, где в те годы свирепствовали вспышки инфекций (вирусный гепатит, брюшной тиф, острые кишечные инфекции и др.). Особенно тяжелой в тот год протекала вспышка гепатита в Казалинском и в Аральском районах. Начал тогда Базарбай с совхоза «Кумжиек» в Казалинском районе, где было особенно много заболевших. Приехал он в командировку в район тогда где-то в середине августа 1978 года, сразу же после вступления в должность врача-эпидемиолога областной санэпидстанции. В тот «горячий» сезон мы впервые там встретились и начали совместную работу в очагах.

Молодой врач активно включился во все дела, проявил себя активным и энергичным «бойцом» с инфекцией. За что получил «награду» от руководства – его оставили наводить порядок в очагах инфекций в районе до конца года. Он вспоминает, что ему даже не разрешили, учитывая тяжелую ситуацию, хоть на время вернуться в Кызылорду, где в сентябре родился его сын. Да, так было, летом работникам санэпидслужбы области, например, не давали отпуска (инфекции летом и осенью «вспыхивали» во многих местах и районах области, и врачей-эпидемиологов даже не хватало на все командировки).

Помню эпизод 90-х годов. Тогда в стране возникла проблема СПИДа. Опасная, заразная и смертельная инфекция, почему-то засекреченная и тем еще больше нагнетавшая ужас. Мы, медики, тогда еще мало что знали об этой болезни. Базарбаю, этому подвижному активисту, поручили должность заместителя главного врача Центра по борьбе и профилактике СПИДа в области. Он «бросился под танк», не отказался и не испугался. В 1990 году был выявлен первый случай этой болезни в городе и приняты возможные по тем временам меры. Я помню, с каким тайным ужасом мы разговаривали с этим первым больным в кабинете главврача облсанэпидстанции Д.М. Шека, понимая, что молодой парень обречен (вскоре от СПИДа умерли он и заразившаяся от него мама). Занимался Базарбай этим Центром до 1993 года, когда его перевели на работу в отдел особо опасных инфекций облсанэпидстанции.

Жизнь эпидемиолога в те годы протекала «на колесах», ибо инфекции и даже просто «плановая» работа покоя не давали. Базарбай участвовал в ликвидации бесчисленных разных вспышек и очагов по области (корь, краснуха, полиомиелит, сибирская язва, даже бешенство и т.д.). Ему пришлось заниматься расследованием внутрибольничных вспышек кишечных инфекций, случаев сепсиса среди детей в роддомах города и районов. Сейчас всё это выглядит просто «списком», но сколько нервов и сил стоил труд по организации профилактики и срочных мер в тяжелых случаях этих инфекций.

Известно, чем аккуратнее и в сроки проводят детям профилактические прививки, тем дети меньше болеют. Но не у всех медиков хватало совести всё делать как надо. Базарбай, в частности, проверял прививочное дело в области и до сих пор помнит, как его кое-кто из виновных педиатров называли «гестапо» за дотошные проверки достоверности прививок. Но то, что его дотошность спасала очень многих детей от опасных инфекций, как-то уходила из внимания. Просто он был ответственным человеком и не допускал послаблений там, где это грозило болезнями или даже трагедией людям.

Он даже не прощал ошибки и нарушения известным в области и авторитетным специалистам. Я помню нашумевшие скандалы, когда он не только штрафовал, но и доводил дело до суда и прокуратуры, невзирая на авторитеты.

Да, хирург ампутировал ногу больного и спас его от смертельной гангрены, ему почести и благодарность. Эпидемиолог, спасая десятки или даже сотни людей от порой смертельных инфекций, всегда остается в тени, не болеют люди, значит, это от бога... И всё... Недели и месяцы, проведенные, в данном случае, эпидемиологом Базарбаем в отрыве от дома и семьи, «мотание» по аулам и районам, по очагам заразных болезней и успехи в спасении многих людей от инфекций никому как бы и не были заметны...

В работе помогали не только личный опыт, нараставший с годами трудового стажа. Он проходил периодическую профессиональную подготовку и в крупных учебных врачебных центрах страны (Алматы, Москва, Запорожье, Ереван). Всё это обеспечило ему титул Главного специалиста-эпидемиолога.

Труд Главного специалиста департамента госсанэпиднадзора по Кызылординской области, врача-эпидемиолога І категории Базарбая Убайдуллы (ныне – пенсионера), не побоюсь этого слова, это был каждодневный подвиг хотя бы потому, что он тоже человек и точно также мог заразиться, заболеть и умереть от инфекций, с которыми вступал в схватки. А на эти схватки Базарбай потратил десятилетия своей трудовой жизни, хотя еще и сегодня не сидит в тихом кресле пенсионера, а работает, преподает в медицинских колледжах, учит молодежь, передавая свой опыт борца-эпидемиолога...

Давид ГЕНИС,

бывший зав. отделом паразитарных болезней Кзыл-Ординской областной санэпидстанции и главный специалист (нештатный) областного отдела здравоохранения, кандидат мед. наук

Кызылординские вести / Четвертая полоса 18 май 2019 г. 570 0