• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАЩИТНИК СВОБОДЫ И ЧЕСТИ

У центрального стадиона поселка Шиели высится памятник народному композитору, батыру акыну-импровизатору Иманжусипу Кутпан-улы. Для его возведения из местного бюджета были выделены средства. Памятник, автором которого является известный скульптор Абдикерим Ахметов, установлен перед реконструированным центральным стадионом, которому было присвоено имя акына и батыра.

Помощь в создании памятника и проведении культурно-массовых мероприятий в честь Иманжусипа батыра оказал фонд «Кенжегұл ата» во главе с его руководителями Мухитом Исмаиловым и Бахтияром Абдрамановым.

По информации специалиста по охране памятников истории и культуры Шиелийского районного отдела культуры и развития языков Айнур Абильдаевой, памятник взят под охрану государства.

Кем же был наш прославленный предок, какой оставил на земле след? Иманжусип Кутпанов (1863-1931 гг.) – участник народно - освободительного движения, поэт, композитор, певец, выдающийся сын казахского народа, внесший неоценимый вклад в историю страны. Его песни «Ерейментау», «Сарыарқа», «Қараөткел», «Сарыбел» широко известны людям.

 В своих произведениях Иманжусип Кутпанулы следовал традициям народных певцов, разоблачал несправедливость феодальной знати, ханов и султанов по отношению к народу. Он принял Советскую власть в надежде, что наступит время независимости, свободы и равенства. Когда началось повсеместное раскулачивание и конфис-
кация имущества, с берегов Сыра Иманжусип переехал жить в Жамбылскую область. Он видел, что жертвами реформ стали не только баи, но и простые люди. Разочарование в Советской власти привело его к борьбе против нее.

20 декабря 1930 года его схватили и посадили в тюрьму, а весной 1931 года он был расстрелян на окраине Аулие-Аты.

В 1960 году дело Иманжусипа Кутпанулы было пересмотрено, с него частично сняли вину, а в 1990 году признали полностью невиновным.

В 2000 году в ауле Каргалы Шиелийского района мне удалось встретиться и поговорить с дочерью Иманжусипа батыра Куляндой аже, которой в ту пору был 101 год. Из разговора узнал, что в 1911 году делегация, состоявшая из 40 знатных людей во главе с Кодар батыром, на конях выезжала в Сарыарку, чтобы вручить письмо Мансура Бекежанова (брат Н. Бекежанова) Иманжусипу. Это письмо, написанное в стихах осталось в истории под названием «Письмо Мансура к Иманжусипу». В нем Мансур зовет батыра на берега Сыра, где жили его предки, помочь обездоленным людям.

К огромной радости земляков, батыр принял приглашение и прибыл в местность Теликоль с несколькими табунами лошадей. Затем он отправился в аул Каргалы. В местности Жайсанколь дал ас на пять тысяч человек и организовал байгу, кокпар и состязания по казах куреси. Иманжусип помогал здесь бедным и обездоленным людям, справедливо решал спорные вопросы.

К сожалению, сохранилась лишь малая часть творческого наследия акына. Долгое время запрещалось не только исполнение его песен, но и упоминание имени. До нас дошли песни «Сарымойын», «Сарыарка», «Әкем Кұтпан», «Сарыбел»», «Бұғылы-Тағылы, «Ерейментау», «Сейфiл-Мәлiк». Еще четыре песни композитора вошли в сборник А.В.Затаевича «Тысяча песен казахского народа» под названием «Иманжусиптiң әнi».

Его внучка Раушан Иманжусип более чем за четверть века нашла, систематизировала и ввела в научный оборот неизвестные факты из биографии Иманжусипа, его творческое наследие (более 20 песен, считавшихся безвозвратно утерянными и забытыми). Было издано 30 книг, созданы документальные фильмы, организовано 50 международных научно-практических конференций, более 150 вечеров памяти, семинаров и «круглых столов».

Немного истории… В 1865 году волостной Акмолинского уезда Ибрай Жаикпаев получает письмо от Кутпана Дайрабаева, проживающего в станице Песчаная Павлодарского уезда. В письме Кутпан просит выделить ему землю, с целью переселения со всей своей семьей: женой Умит и четырьмя детьми – сыновьями Акшабаем, Шо-наем, Иманжусипом и дочерью Батиш. Вскоре он поселился на отведенных ему землях в Кюйгенжаре. Кутпан был зажиточным человеком, рачительным хозяином, отличался богатырской силой. Известно, что в молодые годы он был храбрым воином в ополчении Кенесары. В округе его уважали за спокойный нрав, смекалку и мудрые решения. К младшему сыну Иманжусипу слава пришла рано. Кутпан гордился им: с малых лет Иманжусип легко объезжал самых норовистых скакунов, не знал страха, обладал не-обыкновенной силой, крутым характером. Молодежь ходила за ним толпой, каждый хотел услышать его песни, зажигательные речи. Да и внешность у него была яркая и необычная: высокого роста, зеленоглазый, светлоликий. В байге не было ему равных.

Сын Иманжусипа Нурхан, чудом спасшийся и выросший после гибели отца в Наманганском детском доме, всю жизнь занимался поисками сведений о батыре. После его кончины исследованием жизни и деятельности прославленного предка занялась внучка Раушан Иманжусип. Она часто приезжает в Кызылорду, Шиели и мне посчастливилось встретиться с ней. В рамках проекта «Иманжусиповедение» реализованы десятки проектов по пропаганде жизни и творческого наследия репрессированных деятелей науки и культуры: опубликованы монографии и научно-популярные издания, защищена докторская диссертация на тему: «Культурно-исторический портрет Иманжусипа», проведены юбилейные торжества в пяти регионах Казахстана, в том числе в Кызылорде, имя Иманжусипа носят улицы и проспекты, дворцы культуры и стадионы, школы в Астане, областных и районных центрах. В родовом селе Иманжусипа открыт культурно-образовательный центр «Иманжусип», в котором ведется работа по созданию музейного комплекса. Пантеон семьи Кутпановых зарегистрирован как памятник культуры XIX века.

В 2012 году с места расстрела Иманжусипа – кладбища на окраине Тараза – по инициативе внучки Иманжусипа, доктора философских наук, профессора ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусип был доставлен контейнер с землей.

В ауле Жибек жолы, что под Астаной, функционирует школа имени Иманжусипа Кутпанулы. В холле школы установлен бюст Иманжусипа. На втором этаже школы висят стенды с высказываниями известных личностей о его героических делах. Там хранятся книги, рассказывающие не только о личности Иманжусипа, но и о той эпохе, когда ему довелось жить. В пришкольном музее хранится винтовка Иманжусипа. Оружие было найдено в Жамбылской области, где Иманжусип провел последние годы своей жизни. Следующая реликвия –
книга-воспоминание Жумабая Орманбаева, лично видевшего Иманжусипа. Уздечки коня Иманжусипа сохранились благодаря Кулманбекову Мукатаю. Он был верным соратником Иманжусипа, на второй день после его гибели Мукатай тоже был убит. Перед смертью он завещал своим детям, чтобы они передали эти уздечки детям Иманжусипа. Уздечки много лет хранились на чердаке дома. И еще одна ценная реликвия – седло, которое Иманжусип сделал для младшего сына Нурхана.

По словам Раушан Иманжусип, была фотография, где запечатлены Иманжусип и Сакен Сейфуллин. В 1927 году к 10-летию Октябрьской революции батыра, находящегося в Шиели, Сакен Сейфуллин пригласил в Кызыл-
орду. По словам аксакала Нурхана они сфотографировались во время этого праздника. Большую часть выставленных в музее реликвий
составляют копии фотографий потомков батыра, книги о судьбах таких великих личностей, как Балуан Шолак, Хаджи Мукан, одежда и домашняя утварь.

– Мой дед был не только акыном-импровизатором, –сказала Раушан Иманжусип но и искусным камшыгером. Говорят, он мог одной камчой навеять страх на целую свору врагов: одним ударом рассекал тело всадника надвое. Он был высокого роста, обладал недюжинной силой с детства. На одной из Кояндинских ярмарок два подвыпивших царских офицера, прикрепив на ветку дерева портрет Кенесары, стреляли в него из пистолетов. Но вдруг из толпы вышел молодой парень, взял их за шиворот и столкнул лбами с такой силой, что оба впали в беспамятство. С тех пор в народе Иманжусип известен как защитник Кенесары. Раушан Иманжусип собрала и систематизировала значительный материал — уникальные музейные экспонаты и обширный книжный фонд. Особую ценность в этой коллекции представляет винтовка, которую лично подарил Иманжусип Кутпанов сельским жителям одного из голодающих аулов, чтобы их больше не тревожили степные разбойники.

Максут Ибрашев

Кызылординские вести / Четвертая полоса 13 июнь 2019 г. 767 0