В апреле в ходе поездки в Семипалатинск Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что изучение творчества Абая Кунанбаева должно стать важнейшим направлением программы «Рухани жаңғыру», а 175 лет со дня рождения поэта казахстанцы отметят на государственном уровне.
Поэзия А. Кунанбаева, наполненная глубоким смыслом слова назидания призывает людей к честности, благородству. Наследие Абая – неотъемлемая часть культуры народа, а вещи, которыми он пользовался – бесценные экспонаты. Одна из реликвий – книжный шкаф поэта – бережно хранится в Сырдарьинском районном историко-краеведческом музее. О том, как он сюда попал, любит рассказывать краевед Жанибек Маханбет.
По его словам, Кунанбай кажы пригласил Ауэза дедушку писателя Мухтара Ауэзова – на малую родину Абая, чтобы тот занимался там духовным просвещением. С ним отправились несколько молодых людей из Приаралья, у которых было религиозное образование. В их числе был джигит Дарибай, который жил в нынешнем ауле Акжарма Сырдарьинского района.
Там парень влюбился в Турган – девушку из рода Кунанбая, имя отца которой, к сожалению, неизвестно. Однако родственники красавицы не захотели отдавать ее замуж и тогда друзья Дарибая нашли двух лошадей и втайне отправили влюбленных в низовья Сырдарьи.
Вернувшись домой, Дарибай и Турган поженились. У них родились сыновья Кулжан, Тасжан, Косжан и дочери Фатима, Зейнеп, Зере и Гульсим. Согласно народному обычаю, когда дети подросли, Турган отправилась домой, взяв с собой сына Тасжана. Момент их приезда совпал с уходом из жизни Абая Кунанбаева.
Погостив, Турган с сыном, собрались в обратный путь и вот тогда-то книжный шкаф подарили Тасжану, который понравился всем своей бойкостью. Так он попал на землю Сыра.
Когда Тасжан умер, шкаф остался в семье, а потом был передан как приданое Зере, названной в честь бабушки Абая, когда она вышла замуж за Бабай ишана, родившегося в Акжарме. В аул, который сейчас носит имя Аскара Токмагамбетова его пригласили в 1905 году представители рода «Балталы найман». Здесь он с помощью местных жителей построил мечеть и преподавал ислам.
К приходу советской власти у Бабай ишана было восемь детей. Когда начались массовые репрессии, семья была вынуждена покинуть родные места и отправилась в Таджикистан. Для переезда брали только жизненно-важные вещи, а остальное добро раздали аулчанам, в том числе и книжный шкаф, принадлежавший Абаю.
Не суждено им было вернуться домой. Бабай Ишан и Зере состарились на чужбине, а их детей разбросало по разным уголкам большой страны. Только дети дочери Асии вернулись туда, где жили их дед и бабушка. Они знали историю своего рода, гордились ей и вернули шкаф, привезенный из Семипалатинска.
В 2006 году бесценную вещь в фонд музея сдал внук Зере, ветеран Великой Отечественной войны Ахметбек Искендиров. На тот момент ему было восемьдесят лет.
Высота двухстворчатого шкафа со столетней историей – 125 сантиметров, ширина – 45, а глубина – полметра. Историки предполагают, что изготовлен он был русскими мастерами.
Сведения об историческом предмете Ж. Маханбет собирал, общаясь с потомками людей, которые им пользовались, научных обоснований подлинности шкафа, к сожалению, нет.
Кирилл ДЕНИСОВ« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |