• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОЕЗДКА К СВЯЩЕННЫМ МЕСТАМ

Посетить исторические места и святыни нашей области, мавзолеи Арыстан баба и Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестанской области, чтобы рассказать о них читателям – с такой целью при ТОО "Сыр медиа" создана специальная группа, в состав которой вошел и автор этих строк, которому довелось недавно побывать в одной из поездок.

Наш микроавтобус комфортно себя чувствует на международной автомагистрали "Западная Европа –Западный Китай". Мы движемся в сторону Жанакоргана.

Первая остановка – аул Байгекум Шиелийского района. Здесь расположен пантеон Окшы ата. В народе его еще называют пантеоном семи святых. Ученые говорят, что он существовал еще до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссави.

Здесь покоятся Окшы ата, Асан ата, Гайып ата, Есабыз ата, Кыш ата, Досбол датка, Бала би.

Окшы ата жил в ХІ веке. Его личность окутана тайнами и легендами. Он был незаурядной личностью. По одной версии имя Окшы получил из-за специальности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городе Бестам, развалины которого находятся в двадцати километрах от поселка Шиели.

Говорят, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый Ауелбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. Есть еще одна версия, согласно которой Окшы –выходец из Бухары, который был отправлен в сырдарьинские степи для проповедования ислама. Длина мавзолея Окшы ата, выполненного из жженого кирпича – 7,15 метра, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30 метра, а купола – 3,35 метра. В рамках программы «Культурное наследие» в 2005 году была проведена реконструкция памятника.

Одно из древнейших захоронений в пантеоне – усыпальница Есабыза ата. Проповедник ислама, он помогал бедным, занимался врачеванием. Если верить преданиям, то святому Есабызу перед смертью приснился Окшы ата и сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником». На что Есабыз ответил: «Но ведь там пустыня, какова будет участь наших могил?».

Более поздние захоронения – мазары Бала би, Досбола датка. Бала би, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгекуме. Его отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец, и подросток остался сиротой. Бименбет был не по годам сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди Аргынбая, младшего брата отца, который часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. И вскоре Бименбет стал известной личностью. Он обладал ораторскими способностями, владел даром убеждения, и его, несмотря на юный возраст, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ прозвал его Бала бием.

До сегодняшнего дня сохранились в народе его искрометные выражения, крылатые слова, меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было спора, где бы Бала би не вышел победителем. Силой ораторского дара, меткостью слова он отстаивал интересы народа и справедливость.

Следующая остановка – мавзолей Арыстан баба в Туркестанской области. Сюда мы добрались ночью.

Мавзолей Арыстан баба датируется XII-ХІV веками и расположен вблизи развалин древнего Отрара. Он был возведен над могилой известного религиозного деятеля Арыстан баба, жившего в ХІІ веке. Легенды гласят, что он был сподвижником пророка Мухаммеда. В преданиях его называют учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан баб, умирая, передал косточку хурмы с необычной историей.

По легенде, Арыстан баб, Мухаммед и его сподвижники ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму Ахмеду? Все молчали. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму». Согласно народным преданиям и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Яссави и передал ему косточку.

Согласно преданиям, Арыстан баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII веке. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей. По мнению некоторых исследователей, он прошел эволюцию, аналогичную сайрамским мавзолеям. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. В настоящее время на месте упокоения Арыстан баба стоит мавзолей площадью 35 на 12 метров.

Протяженный главный фасад здания фланкирован двумя минаретами и украшен фигурной кирпичной кладкой. Сохранившееся здание строилось в первое десятилетие XX века. Оно представляет из себя комплекс, состоящий из двух частей – двухкамерной усыпальницы (гурханы) и поминальной мечети, объединенных большим сводчатым коридором. Гурхана перекрыта двумя одинаковыми высокими сфероконическими куполами. В первом ее помещении установлено надгробие Арыстан баба, во втором – помещены надгробия его учеников и последователей Хермет-Азыра,Карга баба, Лашын баба. Наиболее выразительным элементом архитектуры мавзолея-мечети Арыстан баба выступает портал. Но это не привычный среднеазиатский портал-пештак с арочной нишей в прямо-угольном обрамлении, а новая архитектурная форма, составленная из декоративных элементов, заимствованных из европейского и русского зодчества XIX века.

Очевидно, новые веяния не обошли мавзолей мусульманского святого. Сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV-XV века).

По историческим данным, мавзолей в XII-XVIII веках несколько раз был перестроен и отреставрирован. Сейчас он по праву считается одной из главных мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества. С 1982 года мавзолей Арыстан баба под охраной государства.

В Туркестане журналисты побывали в мавзолеях Ходжи Ахмеда Яссави и его дочери Гаухар ана, которая лечила людей от разных болезней, сама была бездетной.

Однажды Гаухар обратилась к Азрет – Султану с обидой на Всевышнего, мол он не даровал ей детей. На это Азрет – Султан ответил: «Все люди, которых ты вылечила – и есть твои дети!».

Легенда гласит, что Гаухар ана перед смертью сказала: «Меня похороните на месте, где пролита кровь моего младшего брата шейха Ибрахима»
Он был жестоко убит под предлогом, что без разрешения взял воду из колодца, который люди копали всем миром.

Сейчас к колодцу, находящемуся на территории мазара Гаухар ана, приходят женщины с надеждой, стать матерями. Они обливаются целебной водой в специально оборудованных душевых комнатах.

О мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави знают не только в нашей стране, но и во многих странах мира – о нем написаны книги, научные работы, сняты фильмы.

Он был построен Великим Тимуром после победы над ханом Золотой Орды Тохтамышом на месте, где был погребен суфийский поэт и проповедник Ходжа Ахмед Яссави. Это настоящий шедевр средневековой архитектуры, переживший много потрясений. Жемчужина музея Тай Казан – самая большая в мусульманском мире чаша для воды, сделанная из сплава семи металлов. На территории комплекса есть подземная мечеть, восточные бани.

Из Туркестана наша группа отправилась в Сауран, древнее городище, расположенное в сорока километрах от Туркестана.

Средневековые авторы упоминали Сауран еще в первой половине десятого века. В те времена его ставили в один ряд с Сыгнаком,
Харчуком и Яссы. Но как, невзирая на время, могли так хорошо сохраниться крепостные стены и сторожевые башни, окружавшие город?

Объяснение можно найти в летописи строительства мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Именно из глины Саурана в местных печах обжигали кирпичи, которые шли на строительство грандиозной ханаки.

Строительство стен, остатки которых мы можем наблюдать сегодня, относят к семнадцатому веку. Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе». Как восточный ученый насчитал их семь, до последнего времени оставалось загадкой. Первые археологические раскопки показали, что крепостная стена, окружающая город, одна-единственная. Не совпадала и датировка различных исторических событий, связанных с летописью Саурана. «Однослойное» городище было намного «моложе» тех событий, которые описывали древние летописцы. Разгадка появилась позже, когда археологи пришли на городище Кара-Тобе, что в трех километрах южнее.

Здесь начинает свою летопись так называемый домонгольский Сауран, о котором писали многочисленные путешественники, купцы и послы разных стран. Именно это городище окружено несколькими рядами крепостных стен. Сегодня ведутся археологические раскопки, которые уже дают удивительные результаты. Теперь ясно, что свою биографию древний Сауран начинает с первых веков нового летоисчисления. Кара-Тобе существовал вплоть до двенадцатого века. Почему столетие спустя целый город переселяется на новое место – тайна, которую предстоит разгадать историкам и археологам. Стихийное бедствие, набеги неприятеля, дурное предзнаменование или еще что-то стало причиной переезда – пока неясно.

Первые исследования Саурана проводились в 1867 году П. Лерхом. Затем в середине двадцатого столетия здесь побывала экспедиция А.Бернштама, а в 1967 году группа археологов под руководством К.Акишева проводила свои изыскания. Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих крупным поселениям той эпохи: цитадель, шахристан, рабат.

Первоначальные упоминания о городе относят к десятому веку. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географическом сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и географ Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол
Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути. Сауран находится в сорока километрах от Туркестана, потому и связан с ним очень крепко. В средние века Яссы был одним из центров распространения ислама во всем присырдарьинском регионе. Сказалось это и на городе-спутнике. Здесь было возведено одно из «чудес света» – медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах средневековый поэт Васифи, живший здесь в начале шестнадцатого века. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, – пишет автор. – У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».

Казахстанские археологи исследовали остатки медресе и мечети, что находится по соседству. Мечеть состояла из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами. А еще можно пройтись по средневековой вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост. Элемент, больше присущий средневековым европейским городам. При отсутствии достоверных исторических сведений и подробных письменных источников изыскания археологов в наши дни обретают еще большее значение.

Многочисленные черепки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства, расцвет которого приходится на XIII-XIV века. Причем, сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки.

На этот период приходится наивысший расцвет города. Площадь поселения составляла более сорока гектаров. Здесь проживало одиннадцать тысяч граждан. По тем временам – мегаполис!

Богатейшие базары Саурана привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада. По степному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Время в пути – 10 месяцев. Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса. Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в шестнадцатом веке писал Рузбихан: «... Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые
деревья».

Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать водой. А еще наполнять огромный ров, глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров! Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? На этот вопрос ответ найден. Здесь была создана великолепная система кяризного водоснабжения.

Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.

«Подобных им, – писал Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря – водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.

Сегодня здесь выжженная степь, где практически ничего не напоминает о «райских кущах». Но восстановить былой облик городища помогают сохранившиеся письменные источники современников. Один из них принадлежит Хафизу Танышу, который поведал о том, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев».

«Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней», – писал один из средневековых авторов.

При осаде города войсками Аддалла-Хана в самом конце шестнадцатого века «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», – сообщал один из летописцев.

Сауран неоднократно подвергался нападениям, но несмотря ни на что выстоял. Жизнь здесь продолжалась до середины восемнадцатого века, пока поселение не превратилось в «мелкое местечко около Туркестана».

Так что же стало причиной окончательного опустошения прекрасного и очень влиятельного города? Ведь в первой половине четырнадцатого века при джучидах Сауран был даже столицей Белой Орды! Именно здесь был похоронен известный правитель Сасы-Бука, умерший в 1320 году. Сын Эрзен продолжил дело отца. Отпрыск знаменитого предка строил мечети, медресе, ханаки.

В пятнадцатом веке Шейбани-хан делает поселение своей военной базой для походов на Мавераннахр. После завоевания Мавераннахра Шейбани переводит свою резиденцию в Самарканд и увозит из Саурана лучших мастеров. Но роль столицы Сауран не теряет. В конце пятнадцатого века здесь правит Иренчи-султан, сын хана Жанибека. В шестнадцатом веке городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. В следующем столетии с обретением Туркестаном невиданного влияния многие сауранцы перебираются в новую столицу. Сто лет спустя Сауран представлял собой жалкое зрелище: сотня домов и не более 600 самых стойких и преданных горожан.

Биографии городов часто схожи с людскими судьбами. Какие-то отличаются бурной жизнью и оставляют глубокий след в истории. Другие же скромно проводят свой век и бесследно исчезают.

Что касается Саурана, многие страницы его летописи надежно спрятаны под огромной толщей земли. Но уже есть многочисленные находки археологов, которые позволяют взглянуть на городище совершенно новым взглядом.

Сегодня точно известно, что это был город, граничащий с номадами, в котором «торговля приобретала характер ярмарки, где товары и предметы кочевников, дающие прибыль, являлись причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы для оседлых людей». Ибн Хаукаль писал о том, что «в Сауран кочевники приезжали для торговли в мирное время». Но, несмотря на постоянные междоусобицы, борьбу правителей за власть, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прекращались. Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в Сауран».

В Сауране на монетном дворе чеканили медные динары.

Примечательно, что монетный чекан Саурана, датируемый концом шестнадцатого века, обнаружен при раскопках Отрара, который находится от Саурана в сотне километров. Причем сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути. А ведь до последнего времени считалось, что позднесредневековая торговля в здешних местах производилась лишь на основе натурального обмена.

Эмир Тимур же использовал город-крепость Сауран для борьбы с ханами Золотой орды. Как сообщал Низам ад-дин Шами, Тамерлан снабдил сына Той-кожа оглана войском, «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Тимур посадил Тохтамыша на трон, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса»...

А еще есть многочисленные сказания, которые передаются из поколения в поколение. Местные аксакалы рассказывают о «семерых сауранских святых». Они захоронены в окрестностях города. Это Каракан ата, Садуакас ата, Жалаулы ата, Шала баксы, Момын ата и еще двое святых, чьи имена не сохранились. Недалеко от юго-восточной сторожевой башни крепостной стены Саурана еще видны остатки древнего некрополя, надмогильные холмики, остатки небольших средневековых мавзолеев. Это кладбище почитаемо у местного населения. Самый большой мазар приписывают аулие Каракану ата. Предание гласит: в стародавние времена тучные отары погибали от непонятного недуга, сауранцам грозила голодная смерть. Один пастух с помощью своего чудодейственного посоха спас отары от падежа...

Впереди еще много поездок по сакральным местам. И каждая помогает нам лучше узнать богатую историю страны, народа, его культуру, быт, традиции.

Кирилл ДЕНИСОВ

Фото Нурболата Нуржаубая

Кызылординские вести / Четвертая полоса 13 июль 2019 г. 734 0