Сакральные объекты – средство консолидации и идентичности нации. Создание единой сети мест памяти на всей территории нашей страны, культурно-географического пояса святынь Казахстана – это один из элементов каркаса национальной идентичности. Важно понимание не столько материальной, вещественной стороны памятников, но, прежде всего, – духовных практик, связанных с сакральной сутью святых мест, мест паломничества и поклонения как символической защиты, источника сохранения исторической памяти народа – сакральной истории.
В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент Казахстана подчеркнул, что успех политических и экономических преобразований главным образом зависит от уровня общественного сознания, приоритет которого – духовность. Духовная модернизация сегодня – одна из самых актуальных задач. Для реализации стратегических направлений по достижению конкурентоспособности нации в глобальном мире первостепенное значение имеет выработка механизмов регенерации исторической и культурной памяти. Этому сегодня способствуют инициированные лидером нации культурно-идеологические проекты, в том числе – по укреплению в сознании народа общенационального патриотизма – «Туған жер» и общенациональной святыни – «Духовные святыни Казахстана» или «Сакральная география Казахстана».
В основе проекта «Сакральная география Казахстана» три ключевых направления: создание культурно-географического пояса святынь и образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого каркаса национальной идентичности; системное национальное информационное сопровождение; развитие внутреннего и внешнего культурного туризма с опорой на культурно-географический пояс Казахстана.
Во всех регионах сейчас составлен список макро- и микросакральных объектов. Это особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.
В нашей области продолжается работа по сохранению культурно-исторических памятников. Сегодня под государственной защитой в регионе находится 517 памятников истории и культуры, из них 30 – республиканского, 256 – местного значения, 231 – входит в предварительный список объектов историко-культурного наследия. Важнейшая задача – подробно изучить, сохранить и передать последующим поколениям наше историческое достояние. Большая работа проделана в рамках проекта «Сакральная география Казахстана». По итогам ее первого периода 12 памятников области внесены в соответствующий список и книгу «Общенациональные сакральные места» и 35 объектов — в книгу «Региональные сакральные места». Сегодня мы представляем 12 историко-культурных объектов общенационального значения.
Памятник истории и культуры республиканского значения. Средневековое городище находится в Казалинском районе. По сведениям ряда средневековых письменных источников город Жанкент в низовьях Сырдарьи был резиденцией царя огузов. Остатки города довольно хорошо сохранились до настоящего времени. Городище почти прямоугольной формы размерами 325х200м. В северо-западной части городища расположена хорошо сохранившаяся цитадель. Первые археологические работы на памятнике были начаты в 1867 г. П.И. Лерхом. В 1868 г. памятник обследован В.В. Верещагиным. В 1946 г. проведены исследования городища Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под руководством С.П. Толстова. Археологические исследования городища начаты в 2005 году в рамках совместной экспедиции Института археологии им. А.Маргулана МОН РК и Института этнологии и антропологии РАН и КГУ им. Коркыта ата. На цитадели городища исследованы несколько помещений – части большого стационарного жилища. В керамическом комплексе просматриваются культурные традиции, характерные для оседло-земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. В 2014 году решением областного маслихата утверждена охранная зона городища Жанкента.
Исследования идут в трех направлениях: раскопки, научная реставрация и консервация объектов. Объект готовится для будущих туристов. Установлены навесы над двумя объектами. Восстанавливается усадьба – жилой квартал в Шахристане. Здесь обнаружено около сорока жилищ, так называемых квартир. В прошлом году в рамках международной экспедиции в Жанкенте работали специалисты из Германии, Франции, России, Англии, Украины. Новые исследования дали немало новых открытий. По итогам бурений геоморфологов вблизи Жанкента был найден участок, где ранее протекала река. Это свидетельство того, что городище раньше было и портом. С помощью бурения проведены исследования культурных слоев, местами они достигают 9 метров. Это говорит о еще большем возрасте Жанкента.
Продолжается работа по внесению исторического памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Объект внесен в предварительный список памятников ЮНЕСКО.
Памятник истории и культуры республиканского значения. Средневековое городище расположено в Жанакорганском районе. В XI-XIII веках Сыганак был столицей Кипчакского ханства, в XIV веке – столицей Ак Орды, в XV-XVII веках – центром Казахского ханства. Это был крупный торговый центр, где процветало ремесленничество. Исторический памятник с 15 укрепленными минаретами был одним из крупнейших городов Средневековья, расположенных на Великом Шелковом пути. Ныне его развалины располагаются в двух километрах от аула Сунаката приблизительно на 7-8 гектарах.
Археологические раскопки здесь были проведены с 2003 по 2013 годы Сыганакской археологической экспедицией Международного казахско-турецкого университета им.А.Яссави под руководством
С. Жолдасбаева за счет республиканского бюджета. А с 2014 года и по сей день археологические исследования экспедицией проводятся за счет средств местного бюджета. На городище были произведены раскопки важных объектов строительства и произведена их консервация. Продолжается работа по внесению памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2010 году решением областного маслихата утверждена охранная зона городища. Территория памятника – 309,6 гектара, зона природного ландшафта – 739,6 гектара.
Городище ЧИРИК-РАБАТ (V-II вв. до н.э.)
Памятник истории и культуры местного значения. Городище расположено в Кармакшинском районе, занимает всю площадь естественного холма размером 850х600 метров. Укреплено мощной фортификационной системой. Чирик-Рабат – один из древних городов низовий Сыра, сохранившихся со времен саков. Расположен вдоль Шелкового пути. Городище выполняло роль пограничной крепости. В древние времена городище имело важное военное значение. Здесь было большое количество специальных объектов, использовавшихся в целях обороны. Чирик-Рабат – одно из святых мест наших предков. В его окрестностях было множество небольших поселков, люди занимались земледелием и полукочевым скотоводством, была развита ирригационная система полива полей. В ходе раскопок здесь найдены золотые украшения, изделия из кости, различные виды оружия и колчаны стрел.
Памятник впервые был открыт и исследован в 1946 году археологом С. П. Толстовым. В рамках программы «Культурное наследие» с 2004 года на протяжении десяти лет археологические раскопки на городище проводились Институтом археологии имени А. Маргулана под руководством Ж. Курманкулова. С 2014 года исследовательская работа идет ведутся этой экспедицией за счет средств областного бюджета.
Городище расположено в 30 километрах к югу от аула Аккыр Жалагашского района. Исторический и культурный памятник республиканского значения был центром густонаселенного в ХІІ-ХІІІ веках региона. Джент был первоначальным центром сельджукской империи. В X веке он принадлежал туркам-огузам. С XI века и до монгольского нашествия был значимым городом на берегу Сырдарьи. Здесь проживали известные деятели мусульманского мира. Согласно письменным источникам, Джент был процветающим городом в X-XII веках н.э. и одним из торговых центров в низовьях Сырдарьи. После XIII века Джент в источниках не упоминался. Площадь четко спланированного города около 40 гектаров. В домонгольское время он был одной из столиц огузов, а затем кипчаков. На городище исследовательские работы вели в 1958 году Б. Адрианов, в 1961 году – С. Толстов, 1960-70 годах – А.Коныратбаев. По мнению С.Толстова в ХІІ-ХІІІ веках Джент сыграл большую роль в становлении государства Хорезм как мировой державы. Джент – самый древний город, построенный из глины. В 2009 году за счет средств областного бюджета археологические исследования здесь вело ТОО «Археологическая экспертиза». В 2017 году археологические работы продолжены на средства из областного бюджета. В настоящее время объект внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мемориальный комплекс «Коркыт Ата»
Архитектурный памятник расположен в 18 км к северо-западу от поселка Жосалы Кармакшинского района. В 1980 году по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева на месте прежнего захоронения Коркыта ата был воздвигнут памятник высотой 8 метров, состоящий из 4-х прямых стел, устремленных ввысь. В центре стел расположен кобыз, который при порывах ветра издает звуки. В 1997 году во время реставрационных работ были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница. Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом. С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году по поручению Главы государства комплекс был полностью реконструирован. Было построено новое здание музея, администрации и другие объекты.
Памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из курдайского гранита высотой 12 метров с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. Расширяющиеся раструбы ассоциируются с кобызами. В центральной части – орган из сорока металлических труб, которые при ветре издают звуки, похожие на звуки кобыза. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что комплекс имеет очертания кобыза. Два здания, музей и администрация, – это два ушка – регуляторы струны. Лестница – струны, памятник «Кошкар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза.
Мемориал посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Он внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. Здесь стали традиционными встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестивали «Коркыт и мелодии Великой степи». Комплекс включен в макросакральный список историко-культурных объектов проекта «Сакральная география Казахстана».
Мазар Бухарбая батыра находится в Жалагашском районе в 21 километре к северо-востоку от аула Каракеткен. У памятника более чем столетняя история. В свое время построенный из сырцового кирпича мазар был разрушен. В 1993 году в преддверии 180-летнего юбилея батыра мавзолей был заново облицован. Его размеры – 23х16,7х2,7 мет-ров. В 500-х метрах к югу от памятника расположено большое кладбище. Оно состоит из 200-250 погребальных сооружений, на 15-ти из них есть надгробные камни на арабском языке.
Казахский народ во все времена глубоко почитал своих героев-батыров. Бухарбай Естекбайулы – батыр, был одним из тех, кто поддержал в XIX веке хана Кенесары, возглавившего национально-освободительную борьбу казахского народа против завоевательской политики царской России. О его подвигах в народе слагали легенды, имя не раз упоминается в поэмах-дастанах.
Башня Бегим ана – один из ранних образцов башенных мавзолеев на территории Казахстана, расположена на участке между Аральским и Казалинским районами. Культурный и исторический памятник республиканского значения. Стены башни, первоначально возведенные из сырцового кирпича, в настоящее время выложены жженым кирпичом. Башня имеет восьмиугольную форму, ширина каждой из сторон – 2 метра, высота башни – 10 метров. Стены к потолку, сделанному в форме купола, сужаются. Диаметр башни у основания – 3,5 м, высота – 4 м. Вход в нее выполнен в виде арки. Вид с высоты напоминает купол. В 2013 году башня была отреставрирована.
Автор башни неизвестен, но ее необычная форма и расположение на возвышенности указывают на особое предназначение. Она была возведена в честь Бегим сулу – дочери Карабуры, сподвижника Ходжи Ахмета Яссави, которому он доверил похоронить себя после смерти. Памятник является местом паломничества, куда часто приезжают туристы. Особенно часто поклониться Бегим ане приходят женщины. Говорят, что она исполняет их сокровенные желания. Местные жители считают Бегим сулу символом чистоты и непорочности и свято хранят легенды о ее любви и верности.
Башня Бегим ана – памятник истории и культуры республиканского значения.
Церковь СВЯТО-КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Памятник истории и культуры республиканского значения. Здание новой церкви в Перовске (Кызылорда) было сдано в эксплуатацию в 1896 году. Это был эквивалент популярных в те годы проектов. Церковь рассчитана на 250-300 человек. В настоящее время – основное место сбора и совершения молитв христиан. Здание церкви состоит из двух частей: зал для молитв и прихожая. Площадь 17х28 м, высота 18 м. Основная площадь кресто-купольная, концы креста равны (греческие), во внутренних углах креста есть дополнительные комнаты. Рукава крестов закрыты в виде полуциркульных куполов, соответствующих фасадным формам. В верхней стороне этих частей сделаны высокие пропорциональные окна из трех частей, закрытые сверху полукруглыми дугами. На боковых фасадах нижнего уровня сделаны дополнительные входные проемы. Дверь молитвенного зала – с западной стороны. Церковь – альтернатива широко распространенных проектов церквей. Похожие церкви есть в Астрахани и Ташкенте.
Жанкожа Нурмухаммедулы – один из известнейших батыров казахского народа. Такие жырши-сказители, как Торемурат, Мысабай, Жумабек Айбарбекулы, Нурсултан Жубаулы, Караман Султан-улы за сюжетную основу своих произведений брали подвиги Жанкожи батыра.
Мазар (торткулак) Жанкожи батыра находится в Казалинском районе в 125 километрах от аула Каукей. Памятник прямоугольной формы сложен из кирпича (6х4х2,4 м),
снаружи и изнутри оштукатурен. Углы - саганы выделены пилястрами, которые над стенами завершаются остроконечными надвершиями высотой 50 сантиметров. Вход в сагану оформлен как предвратное сооружение, внутреннее помещение которого перекрыто тремя расположенными в один ряд цилиндрическими «куполами» на невысоких квадратных барабанах. По верхнему краю наружных стен саганы в горизонтальной выемке выполнен орнаментальный фриз – резные изображения «кошкар муйиз»
Памятник расположен в Шиелийском районе. Здесь покоится прах семи святых, почитаемых казахским народом. Это – Окшы-ата, Асан-ата, Кыш-ата, Гайып-ата, Есабыз-ата, Досбол датка и Бала би. Мавзолей выложен из жженого кирпича на глиняном растворе. До реконструкции мавзолея фасадная сторона низа стен до отметки, где проходит камышитовый пояс, местами была разрушена. Деформация произошла из-за того, что были выветрены швы кладок. Сам мавзолей датируется XVIII веком. Различных версий и исторических трактовок о строительстве мавзолея и о том, кому он посвящен, довольно много. Профессор Ауельбек Коныратбаев утверждает, что мавзолей Окшы-ата относится к памятникам эпохи огузов. Так, в книге «О Коркыте», которую перевел А. Коныратбаев, говорится, что Окшы был оружейным мастером огузского хана Казан салар. Оружейная мастерская была расположена в городище Бестам. Развалины этого города сохранились и находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы.
Мавзолей Корасан-ата (конец XIX века)
Архитектурный памятник находится в Жанакорганском районе. Корасан ата – это прозвище (лакаб) одного из первых миссионеров ислама в низовьях Сырдарьи Абдулзялиля. Как отмечал знаток казахских памятников И.Кастанье, его так называли потому, что он лечил оспу (корасан), если он перешагивал через голову больного, то болезнь у того протекала в легкой форме и человек быстро выздоравливал. Среди местного населения, считающего себя потомком Корасана ата, есть мнение, что это прозвище произошло от провинции Хорасан (Северный Иран), выходцем из которого был миссионер. По преданиям, Абдулзялиль, как и его сын Хусаин-гащи, был воителем. Как отмечал И.Кастанье, мавзолей Корасана ата построен на месте старого (речь идет о мавзолее, построенном в 1898 году мастером Абдуали Бабажан-улы, который похоронен рядом с мавзолеем). В 2005 году этот мавзолей без видимой причины был заменен новым, не имеющим художественной ценности, для строительства которого были приглашены мастера из Хорезма.
Мавзолей, построенный в конце XIX века, был возведен из прямоугольного обожженного кирпича, включал две вписанные в призматический корпус камеры: малую и большую с отдельными входами. Камеры были перекрыты малым и большим куполами сфероконической формы на подкупольных барабанах.
Новый мавзолей полностью повторяет структуру уничтоженного, в нем также имеется две камеры с теми же погребениями и пристроенная к юго-западному фасаду тилау-хана.
Мавзолей Корасана ата с его разновеликими куполами изящного очертания был рассчитан на внешнее восприятие. Объем его, находившийся на возвышении, раскрывался с наиболее выгодной точки (с юго-востока) и был доминантой не только некрополя, но и окружающей его на многие километры равнины.
Мавзолей Толегетай-Кылышты ата (XI-XII вв.)
Памятник находится в Жанакорганском районе. Он связан с преданиями об одном из знаменитых родоначальников племени найман Толегетаем, предком родов каракерей, матай, садыр. Мавзолей расположен в районе, прилегающем к пойме Сырдарьи, на островке, возвышающемся среди рисовых чеков. В недавнем прошлом он был полностью разрушен (возможно, вследствие пожара) и заменен кустарной постройкой из силикатного кирпича с жестяным куполом, которую, впрочем, снесли, освободив место для нового мавзолея, строительство которого было начато в 2005 году.
Прежний мавзолей был возведен из прямоугольного сырцового кирпича, также были использованы детали из дерева. Сырцовые стены памятника образовывали прямоугольник, перекрыты плоской кровлей, опирающейся на центральную колонну, в юго-восточной стене был устроен входной проем.
В глубине камеры находились два сырцовых прямоугольных в плане надгробия. Правое от входа было большего размера – там был погребен Толегетай ата, рядом – его жена, дочь знаменитого в этих местах святого Кылышты ата (его мавзолей примыкал к северному углу постройку). Рядом с надгробием Толегетая к стене постройки был прислонен обломок древней колонны. На нем была установлена современная гранитная табличка на казахском языке со сведениями о Толегетае.
Кылышты ата – знаменитый в этих местах святой, прославился своей воинственностью и неуязвимостью в бою. Его можно было убить только во время молитвы. Выяснив эту тайну, враги ворвались в мечеть, где он совершал молитву, но Кылышты ата не захотел прерывать ее и вместе со своими сподвижниками был зарублен. Это одна из версий, почему он получил свое прозвище (кылыш – сабля). Есть также версия, что в бою он саб-лей рубил только головы.
Мавзолей имеет исключительно важное историко-культурное значение, так как связан с реальной исторической личностью – предком многих выдающихся казахских биев, акынов и других личностей. Кроме того, он очень интересен и как памятник архитектуры. Это весьма оригинальное сооружение проливает свет на позднесредневековое народное зодчество, сохранившееся в Казахстане в считанных экземплярах.
Подготовила к печати Ботагоз АЖАРБАЕВА.
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |