• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО: ПО ПУТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В казахской степи было немало ярких личностей, совершивших великие дела и в трудный час ставших щитом для народа. Гордый дух предков всегда жил в народе, унаследовавшем богатейшую культуру, традиции и образ жизни номадов. Образование Казахского ханства было сложным по характеру и продолжительным по времени процессом, явившимся закономерным итогом социально-экономических и этнополитических событий на обширной территории восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Южного Казахстана. Оно было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак Орда и Могулистан. Многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился во второй половине XV века, а в письменных источниках появился народ, названный именем «казах», отображавшим образ жизни вольных кочевников. Сыганак – ворота вДешт-и-Кипчак На территории восточного Дешт-и-Кипчака после распада Золотой Орды, улуса Джучи, выделилось самостоятельное государство Ак Орда. В XVI веке в ее состав вошла вся территория современного Казахстана, кроме Семиречья. Первым ханом Ак Орды был Сасы-бука из рода Орда Еджена.
Своего наивысшего расцвета государство достигло при Урус хане, правившем в 60-70-е годы XIV века. В союзе с Могулистаном Ак Орда воевала с Тамерланом. После смерти последнего хана Ак Орды Барака, отца Жанибека, в 1428 году власть захватил шейбанид Абулхаир, который правил в течение сорока лет, с 1428 по 1468 годы. Государство Абулхаира, простиравшееся от Урала на западе и до Балхаша на востоке, называли еще государством кочевых узбеков или Узбекским ханством. Не случайно казахи и узбеки являются народом с общими этническими корнями. В казахском народе живы пословицы, поговорки, предания и легенды, свидетельствующие о родстве двух народов.

В 1446 году Абулхаиру удалось отобрать у тимуридов и акордынских ханов присырдарьинские города Сыганак, Созак, Аккорган, Озгент. Центр государства переместился на юг Казахстана, и ее главным городом стал Сыганак. Впрочем, это далеко не единственный случай в истории, когда древний город становился столицей. В письменных источниках упоминания о городе появляются начиная с X века, хотя, по мнению историков, город был известен с I-го века нашей эры и существовал уже во времена древнего племенного союза кангюев, занимавшего территорию Южного Казахстана. Уже тогда город играл важную роль в формировании политических и экономических связей кангюев с соседними государствами. Крупный политический центр раннего средневековья, Сыганак был столицей государства огузов, резиденцией кипчакских ханов, играл значительную роль в составе Золотой Орды, Ак Орды, империи тимуридов и Казахского ханства. Как пишет живший в Х веке багдадский историк и географ Л.Массуди, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог. Лестные отзывы о Сыганаке сохранились на страницах летописей восточных путешественников и историков Ала ад-Дин Джувейни, Махмуда Кашгари, Фазаллаха ибн Рузбихана Исфагани. На протяжении веков Сыганак не раз становился свидетелем ожесточенных сражений и битв за господство над ним. Государства и империи вступали в борьбу за обладание над гаванью Дешт-и-Кипчака не случайно – контролировать огромную и неспокойную степь можно было только при условии владения ее главным городом – Сыганаком.

Как свидетельствуют события и факты прошлого, именно этому городу, развалины которого находятся на юге Кызыл-
ординской области, суждено было сыграть особую роль в казахской истории. Нельзя не признать историческую значимость этих мест. Безмолвные пески Приаралья стали свидетелями масштабных событий, ставших знаковыми и изменивших ход истории.

Ханство Абулхаира было одним из крупных государственных объединений в Центральной Азии с огромной территорией, включавшей в себя степи Дешт-и-Кипчака, современный Центральный Казахстан (Улытау), часть Западного Казахстана. В начале своего правления, в 30-е годы XV века, Абулхаир вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая их и захватывая новые земли. В результате восточный Дешт-и-Кипчак полностью перешел под власть Абулхаира. Утвердив власть в степных районах, Абулхаир в угоду поддерживавшей его кочевой знати стал совершать военные походы на южные области с целью захвата и покорения новых земель и в 1430 году захватил Хорезм, Орда-Базар, разграбил Ургенч.

В 1447 году Абулхаир хан, захватив ряд присырдарьинских городов, сделал Сыганак своей столицей. Города эти он раздал в качестве улусов поддерживающим его вождям племен, что значительно укрепило авторитет Абулхаира среди кочевой знати. В 50-е годы XV века Абулхаир хан продолжает набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь в междоусобицы тимуридов Мавереннахра за самаркандский трон, усилившиеся после смерти эмира Улугбека. Используя ситуацию, Абулхаир хан в 1451 году организовал поход на Самарканд и помог своему стороннику – тимуриду султану Абусаиду занять престол. Абулхаир вернулся к себе на родину с богатыми трофеями. В благодарность за оказанную помощь султан Абусаид отдал ему в жены дочь Улугбека – красавицу Рабию султан бегим. Закат могущества Абулхаира, повелителя государства кочевых узбеков, историки связывают с поражением его войска в 1457 году от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. Предприняв военный поход против Могулистана, ойраты доходят до берега реки Чу. В это время хан моголов Есен-Буга был обеспокоен междоусобицами в Кашгаре и не смог оказать сопротивления. Полководец ойратов Уз-Тимур тайшы через восточную часть Могулистана беспрепятственно прошел в Семиречье, откуда далее устремился в Туркестан. Его войско разорило население, проживавшие на берегах Сырдарьи, разграбило города Ташкент, Туркестан и направилось к Сыганаку, в столицу хана Абулхаира. Битва войска Абулхаир хана и ойратов произошла около Кок-Кесене в окрестностях Сыганака. Абулхаир хан терпит крупное поражение и бежит с поля боя. В результате он был вынужден заключить с Уз-Тимур тайшы мир, в залог которого отправил аманатом своего внука Махмут султана. Унизительный договор привел к окончательному падению его авторитета.

Хан Абулхаир был достойным сыном своей эпохи. Амбициозный и целеустремленный, стремился к абсолютной власти, которая была основной целью его бытия. Он всегда добивался конечной цели – устранения своих политических оппонентов и довольно часто делал это чужими руками. Входивших в состав его государства кочевников Абулхаир хан держал в железных тисках.

Особые опасения хана вызывали его троюродные братья, султаны-аргыны Керей и Жанибек. Честолюбивые и смелые, они были очень дружны между собой.
Абулхаиру, всегда руководствовавшемуся политикой «разделяй и властвуй», никак не удавалось посеять между ними семя раздора. В лице Керея и Жанибека, гордых и своенравных потомков Орда Еджена,
Абулхаир хан видел наиболее вероятных и опасных конкурентов за власть. Однако молодые султаны до поры до времени не могли оказать Абулхаиру серьезного сопротивления – они были еще слишком слабы, находились в зависимости от хана и не имели достаточного количества сторонников. Чувствуя опасность, исходившую от властителя огромного улуса, молодые султаны стремились держаться от него на расстоянии.        

Недальновидная политика Абулхаира – беспрерывные войны, нестабильность, междоусобицы и деспотизм власти – держали его поданных в постоянном страхе и напряжении, доставляли массу тягот и лишений, пагубно отражались на экономической жизни края. Народ устал от бесчисленных военных походов, грабежей и распрей. Люди мечтали о мирной и спокойной жизни под началом доброго и справедливого правителя, способного стать им защитой и опорой. Не дремало и честолюбие Керея и Жанибека, которые лишь ждали удобного случая, чтобы сбросить ярмо Абулхаира и вернуть себе вожделенный трон, который принадлежал им по праву. И случай не заставил себя долго ждать.

Смерть Акжол бия, одного из достойнейших и мудрейших аргынов, стала решающим аргументом, принудившим казахов отмежеваться от Абулхаира. Акжол би был одним из ближайших соратников хана, которого почему-то невзлюбил батыр из рода каракипчаков Кобыланды. Абулхаир, чтобы досадить Жанибеку и Керею, пользуясь беззаветной преданностью и простодушием Кобыланды, начал раздувать вспыхнувший в душе батыра огонек ненависти к уважаемому всеми бию. Недолго думая, ослепленный яростью Кобыланды, отрубил Акжол бию голову. Этот случай нашел свое отражение в казахском фольклоре, описал его и поэт Шакарим Кудайбердиев. До наших дней дошли слова безутешного отца Акжол бия (настоящее его имя было Дайыркожа) Котана жырау. Известный еще и как Кодан тайшы, он был ярким представителем поколения степных жырау XV века, автором сказаний, жыров, толгау и жоктау, легендарным представителем рода аргын.

Оплакивая сына, Котан жырау говорил:

С каракыпчаком Кобыланды

Зачем ты связался, мой жеребеночек?

Когда мне перевалило за восемьдесят

И скоро будет девяносто,

Мой текущий ручей, мой светоч яркий,

Ты погас в один день!

Ну, зачем же с каракыпчаком Кобыланды

Ты связался, мой жеребеночек.

 Оскорбленные аргынцы потребовали от хана отмщения – голову незадачливого и доверчивого батыра. Пожертвовать
Кобыланды хан не мог, слишком многим он был обязан батыру, а воинственные кипчаки были надежной опорой его власти.

Когда наутро Абулхаир вышел из своего шатра, пред ним предстала удручающая картина: вместо кочевничьих юрт казахов, разбросанных близ ставки и радовавших его хищный и алчный взор, он увидел остывающие кучи золы на месте бывших очагов.

 

Под одним знаменем

Султаны Керей и Жанибек прекрасно осознавали, что Абулхаир не смирится с их демаршем и попытается наказать их за непокорство и своеволие, хотя в ту эпоху такого рода внезапные откочевки были в степи своеобразной формой протеста. И все же у Керея и Жанибека, обладавших достаточной харизмой, оказалось немало и сторонников. Под влиянием Котана жырау к ним примкнул не только многочисленный род аргынов, но даже и кипчаки, на которых так рассчитывал Абулхаир. К ним стекались все, кто пострадал от самодурства и распрей хана. Все больше аулов покидали ставку Абулхаира и шли вслед за братьями. Это уже было своеобразное государство на верблюдах, только пока без земли и собственной столицы.

А Керей и Жанибек рассчитывали укрыться пока под крылом могущественного тогда Могулистана, собраться с силами и отвоевать присырдарьинские степи с их благодатными оазисами – городами Туркестан, Отрар, Сыганак, Созак и Озгент, на которые они имели все права – искони весь этот регион принадлежал джучидам старшей линии, потомками которых они были.

Народ Могулистана по своему образу жизни и культуре мало чем отличался от жителей ханства Абулхаира. Хан Могулистана Есен-буга в их честь устроил пышную приветственную церемонию, соответствующую их высокому статусу и положению. Приезд августейших особ встретили с почетом, как представителей двора, а не как изгнанников. В мировой истории не часто имели место случаи, когда опальных правителей встречали столь дружелюбно, как Керея и Жанибека. Чем же было вызвано столь дружественное отношение хана моголов к беглецам? Скорее всего Могулистану, окруженному плотным кольцом сильных государств, нужна была поддержка родственного народа. Притязания мощного государства калмаков поставило правителя Могулистана в тяжелое положение. В ту пору у него не было достаточно сил, чтобы отразить набеги северных кочевников, а потому он стремился опереться на Жанибека и Керея, чтобы обеспечить безопасность своих границ. Кроме того, в лице Жанибека и Керея и их воинственных подданных он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнус хана, которого поддерживал тимурид Абу Саид. Позже, когда после смерти Есен-Буги власть в Могулистане перешла к его брату Юнус хану, дружественные и родственные отношения Керея и Жанибека с Могулистаном были скреплены брачными узами: Юнус хан выдал свою дочь Нигар ханум за сына Жанибека султана Адика.

Эпоху завоевательных походов и постоянного передела границ описал ученый и географ, талантливый полководец Мухаммед
Хайдар Дулати. Выходец из Могулистана, он стал одним из главных летописцев возникновения Казахского ханства. В труде «Тарих-и-Рашиди», главном источнике, отразившем события тех времен, он пишет: «В это время Абулхаир хан властвовал над степями кыпчаков. Он доставлял много неприятностей султанам – потомкам Жошы. Жанибек хан и Керей хан сбежали от него и ушли в Могулистан. Есен-Буга хан встретил их радушно и подарил им Козыбасы на побережье Шу (территория западного Жетысу в районе Шу и Козыбасы, в настоящее время это место называется Хантау). Это западный край Могулистана. Они мирно жили в этом регионе. После смерти Абулхаира его потомки завели распри между собой, и было много непонимания. Некоторые из них собрались вокруг ханов Керея и Жанибека. Их число достигло 200 тысяч. Они стали называться узбек-казахи. Правление казахских султанов началось с 870 года. Сведения у Аллаха более точные!». Это говорит о том, что Казахское ханство по Мухаммед Хайдару Дулати, было создано в 870 году от хиджры, или в 1465-1466 годы по новому летоисчислению.

Откочевка казахских родов во главе с Кереем и Жанибеком привела к бесконечным дрязгам и тяжбам, которые ускорили раскол улуса Абулхаира. Не далась легко перекочевка в дальние края и «новым казахам». Отрыв от родных кочевий, насиженных веками мест, потеря собратьев вызывали у людей чувство обиды и боли. Это непростое для народа время отразил в своих жырах акын и жырау, величайший гуманист и степной философ Асан Кайгы. До наших дней дошло написанное в поэтической форме обращение «Жәнібек ханға Асан Қайғы айтты» («Асан Кайгы говорит хану Жанибеку»), в котором он упрекал султана Жанибека, откочевавшего от западных окраин на юг. Мудрый жырау стал идеологом нового государства и выступал за объединение всех казахских родов. Уже почти столетний старец взял на себя миссию по формированию нового государства. В своих жырах он давал советы хану
Жанибеку и, подвергая резкой критике его промахи и ошибки, говорил: «Эй, хан! Кто ты для всех без слов моих? Но даже мой высокий стих твоих ушей не достигает». В те смутные времена Асан Кайгы выдвинул свою теорию под названием «ымыраға келу» (прийти к соглашению). Разумеется, речь шла о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную и единую страну.


Великое противостояние

Как пишет профессор, доктор исторических наук, директор Института истории государства Буркитбай Аяган, уход Керея и Жанибека от Абулхаира стал лишь первым шагом в образовании казахской государственности. В момент откочевки, как указывается во втором томе пятитомной «Истории Казахстана» (1998), Жанибеку было около сорока, Керей же был старше его на несколько лет. Этот обдуманный и выверенный шаг опытных и мудрых политиков был ими предпринят благодаря массовому настрою и давлению кочевых племен, решивших разорвать все отношения с Абулхаиром. В пользу такой версии говорит и тот факт, что число сторонников Жанибека
и Керея росло быстрыми темпами. Но смерть Есен-Буги в 1462 году, начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жанибека и Керея. Амбициозные и решительные казахские султаны вскоре не только отказались от правления могулистанских владетелей, но, подчинив территорию Жетысу, заняли царственный престол. С этого времени меняется статус султанов – их уже уверенно стали называть ханами. Согласно родословной чингизидов, Жанибек и Керей были близкими родственниками. В источниках нет точного разъяснения, кто из них был главным, их имена пишутся рядом в строгом порядке. Они оба имели право на власть – Жанибек как прямой наследник хана Барака, Керей как старший по возрасту. Несмотря на то, что официально первым правителем Казахского ханства народ провозгласил старшего из братьев Керея, фактическое управление принадлежало султану Жанибеку. Во многих восточных рукописях Жанибек хан упоминался как мудрый правитель, отважный воин. В них его называли «кичи Жанибек хан», что дает основание предполагать, что он был «младшим ханом» и во всем поддерживал своего старшего брата Керея. Именно он начал войну против шейбанида Абулхаира.

В 1648 году Абулхаир выступил в поход к западным границам Могулистана против мятежных братьев. Силен был хан, и войско его во много раз превосходило тумены Керея и Жанибека. Казахи были готовы сразиться с врагом, превосходящим их по численности и силе и биться не на жизнь, а на смерть. Такое еще не раз произойдет в казахской истории, и не однажды еще казахи будут стоять на грани полного истребления. Но в этот раз судьба оказалась к ним благосклонной.

Внезапная смерть хана Абулхаира резко изменила сложившуюся ситуацию в пользу братьев-соправителей и вызвала замешательство как среди шейбанидов, так и в казахских родах. За отсутствием главного действующего лица битва не состоялась. Общий для казахов и узбеков правитель был похоронен в местности Кок-Кесене, где должно было происходить сражение. Оно находится на территории нашей области в сорока километрах от поселка Жанакорган. Русский ученый и путешественник Иосиф Кастанье оставил в 1910-х годах свои записи «Надгробные сооружения киргизских степей», где описал уже полуразрушенный, но когда-то великолепный памятник, принадлежащий очень известной личности. Александр Якубовский писал, что архитектурный памятник «Көк-Кесене» является некрополем акордынских ханов из династии шейбанидов. На стенах и внутри мавзолея Кок-Кесене имелись надписи, которые, к сожалению, не сохранились. Зират (захоронение) находится в 6-7 километрах от цитадели древнего Сыганака.

Война с потомками Абулхаира за присырдарьинские города растянулась на годы. К тому времени ушел из жизни Керей. В восточных рукописях он упоминается в качестве старшего хана казахов. Согласно источникам, Керей был единственным сыном внука Урус хана Болата.

В результате непрерывных походов Жанибек значительно расширил границы своего ханства. Избавив на время от притязаний башкир, крымских и волжских татар, он присоединил казахские племена на берегах Едиля и Жаика. Территория Казахского ханства к 1500 году заметно расширилась и распространилась на весь восточный Дешт-и-Кипчак.

Имя султана Жанибека, одного из основателей Казахского ханства, занимает особое место в династическом ряду казахских правителей. Сын хана Барака и правнук Урус хана был человеком неординарным. От своего отца хана Барака он унаследовал отчаянную храбрость и решимость. Был весьма образованным человеком, хорошо знавшим историю государства
Чингисхана – Золотой Орды. По некоторым источникам, именно он дал народу, населявшему его государство, имя казах, а само государство назвал Казахским ханством. Его имя почти всегда упоминается рядом с именем Керея. При Керее он был младшим ханом, всегда уступая ему первенство. При Жанибеке Казахское ханство стало одним из сильнейших государств в Центральной Азии. Благодаря его полководческому таланту и мудрости значительно расширились границы государства казахов. Занимался он и внутренними делами государства: созданием центра столицы в Сарайшыке, распределением земель между казахскими родами, созданием регулярной армии, налаживанием торговых связей с соседними государствами, чеканкой монет – атрибута ханской власти.

Существование государства даже в зачаточном состоянии требовало принятия порою жестких и непопулярных мер.
Жанибека отличали незаурядный ум и выдержка, он всегда был последовательным в своих поступках, но мог быть и крутым. Мог жестоко наказать за ослушание, укоротить язык особенно болтливым – снести его вместе с головой. Был непримирим к тем, кто сеял в государстве раздор – мог сжечь вместе с юртой. Но надо помнить, что такие меры были вполне в духе того времени.

В народной памяти он остался мудрым правителем, заложившим основы степной демократии. При нем все важные государственные вопросы решались на советах старейшин и биев. Такого рода советы были и при правлении Абулхаира, но они больше были фиктивными. Члены этих советов никогда не высказывались открыто, так как боялись гнева Абулхаира, и очень скоро в этом совете не осталось людей честных и искренних. И Жанибек хорошо помнил это. Ему не нужны были подхалимы и лицемеры. Он хотел, чтобы представители народа принимали непосредственное участие в решении государственных вопросов.

Керей и Жанибек ставили перед собой конкретную цель – сделать данный регион центром нового государства. С 1470 года на берегах Сырдарьи начали появляться казахские отряды. С этого времени стремление казахских ханов подчинить себе кыпчакские степи легло в основу их политической и военной деятельности. В 70-80 годы XV века Жанибек и Керей, затем их наследник и потомок Бурындук хан все свои усилия направляли именно на расширение территории Казахского ханства.


Во имя единства

Цель первых казахских правителей – подчинить города вокруг Туркестана – имела ряд причин. Во-первых, присырдарьинские районы и Каратау были ближайшими к Семиреченским владениям казахских ханов и являлись для них наследными. Во-вторых, города на побережье Сырдарьи издавна были политическими, торгово-экономическими и культурными центрами.

Во времена Ак Орды и ханства Абулхаира эти обширные степные пространства и развитые земледельческие оазисы приобрели еще большее политическое и стратегическое значение. Города Отрар, Сыганак, Сауран, Сайрам, Сузак и другие были административно-политическими центрами ранее существовавших государств, и их завоевание могло стать залогом будущего укрепления и расширения молодого Казахского ханства. На долгие годы затянулась борьба казахских ханов с внуком Абулхаира Шах Мухамедом Шейбани, правителем кочевых узбеков, за присырдарьинские города. В их противостояние вмешались тимуриды и могульские ханы, также заинтересованные в этом регионе.

К тому времени покинули этот бренный мир Керей и Жанибек, теперь борьбу за обладание степью взглавили их сыновья. Надо отметить, что все последующие правители Казахского ханства были потомками Керея и Жанибека. Доподлинно не известно, как окончились дни Керея и Жанибека. Нет точных данных о том, где они похоронены, но осталась память о них, их славные дела, осталось основанное ими государство, которому была суждена долгая жизнь.

 Бразды правления Бурындык, старший сын Керея, получил еще при жизни хана Жанибека. Как свидетельствуют некоторые источники, Жанибек, храня верность Керею, «... во всех делах слушался и подчинялся хану Бурындыку», который стал продолжателем дел своего отца. Бурындык (по некоторым данным Мурындык) был человеком необычайной физической силы и удали. Со всей своей необузданной энергией и яростью он обрушивался на врага. Но этому правителю явно не хватало дипломатии и осмотрительности, которыми в полной мере владел сын Жанибека Касым. Согласно хроникам, правление Бурындыка, которое длилось больше тридцати лет, – череда нескончаемых войн. Обладая воинственным и неосмотрительным характером, он с головой бросался в битвы. От многих опрометчивых поступков его удерживал султан Касым, сын Жанибека. Третий из девяти сыновей
Жанибека, он унаследовал от своего отца острый и цепкий ум, хладнокровие и твердость, так необходимые правителю. Являясь противовесом Бурындыку, он удерживал его от многих необдуманных действий.

К концу XV века борьба между казахскими ханами и шейбанидами приобрела характер соперничества за обладание степными территориями Центрального и Южного Казахстана, ее возглавил внук Абулхаира Мухаммед Шейбани. Бурындыку удалось выиграть ряд крупных сражений, так как у Мухаммеда Шейбани не оказалось достаточно сил для сопротивления растущей мощи Казахского ханства. Притесненный казахскими правителями, Мухаммеда Шейбани был вынужден удалиться в Мавереннахр. На пути в Самарканд малочисленный отряд Мухаммед Шейбани был наголову разбит Иренжи султаном – сыном Жанибек хана. Оставшиеся в живых спутники царевича рассеялись по степи. Сам Мухаммед с братом Махмутом едва спасся бегством и направился в Бухару. Эмиры и бахадуры – все, кто был свидетелем того события, говорится в источнике об этом поражении Мухаммед Шейбани хана, «разбежались в разные стороны, так что у них не было возможности соединиться друг с другом». Не сумев вернуть себе земли, которыми владел дед Абулхаир, Мухаммед Шейбани отвоевывает у тимуридов Мавереннахр.

Захватившие власть в Мавереннахре шейбаниды стремились не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью они препятствовали утверждению казахских правителей в присырдарьинских степях. Для начала Мухаммед Шейбани хан попытался прекратить торговые сношения казахов с земледельческими районами Средней Азии. Однако политика экономической блокады – запрет на торговлю – не принесла желаемого успеха.

В это время могульские правители, владевшие Восточным Туркестаном, предприняли попытку завоевать Семиречье. Однако Бурындык хан сумел сплотить для борьбы с ним кочевые народы Семиречья, Центрального и Западного Казахстана.

После пребывания около двух лет в Бухаре Мухаммед Шейбани, собрав необходимые силы, решил из чужой страны наступать на казахские земли. Однако слишком незначительны были его силы, чтобы можно было предпринять что-либо серьезное и добиться успеха в борьбе с казахскими правителями. По словам Мухаммеда Хайдара Дулати, крупных сражений было два, и в обоих победа осталась на стороне казахских султанов.

Впрочем, несмотря на многолетнюю вражду, Бурындык попытался пойти на сближение с заклятыми врагами – потомками Абулхаира, выдав замуж за шейбанидских султанов трех своих дочерей. Его недальновидная политика привела к раздроблению территории Южного Казахстана: Бурындык остался с городами Сыганак, Сауран и Созак, города Отрар, Туркестан, Акрук, Узгент остались под властью шейбанидов. Народ не простил этого Бурындыку.

Еще при жизни Бурындыка Касым, сын Жанибека, пользовался уважением и любовью народа. В период правления хана Бурындыка он был полководцем. По отзывам современников, Касыма султана отличали воинский талант, личная отвага и способность вести за собой других. Обладая огромным авторитетом и реальной властью в государстве, он все же сохранял верность Бурындыку, не нарушив тем самым существовавшую в степи традицию подчинения старшему. По словам Мирзы Хайдара Дулати, Касым «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурындык хане».

Получив в свои руки бразды правления, Касым продолжил дело, начатое отцом – укрепление ханства, единение народа. При нем численность населения Казахского ханства превысила миллион человек и с ним были вынуждены считаться и старые соседи-недруги, и новоявленные державы. Первым крупным государством, установившим дипломатические связи с казахским ханством, была Московская Русь. Произошло это при Касым хане и московском князе Василии III.

Касым хан был осмотрителен и расчетлив и продолжил политику своего отца. При нем позиции Казахского ханства усилились, что не давало покоя шейбанидам, которые чувствовали угрозу со стороны кочевников.

Чтобы окончательно разделаться с кочевниками, новый правитель Мавереннахра Мухаммед Шейбани предпринял новые походы на казахские земли Улытау (1503-1510 гг.). Но они не принесли ему успеха. С юга на него наседал основатель нового персидского государства Иран шах Исмаил, который сыграл роковую роль в судьбе Мухаммеда Шейбани, доведя его в 1510 году до погибели, а подвластный ему Мавереннахр разделив на две части и тем самым лишив былой славы и могущества.

Это было время, когда гибли государства, казавшиеся когда-то несокрушимыми, возникали новые... Эпоха перекраивала границы Средней Азии, а Казахское ханство между тем росло и ширилось, набирая мощь и силу.

Хану Касыму предстояло сыграть особую роль в становлении Казахского ханства. Ему приписывают создание свода законов «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), который был первой попыткой систематизировать обычное право (адат) на основе народных традиций и обычаев.

Незаурядная личность, хан Касым был из тех людей, кто умел широко мыслить. Обладая необыкновенной харизмой и талантом государственного деятеля, он сумел объединить под своим началом более миллиона казахов, что не удавалось до него ни одному казахскому правителю. Верный последователь Керея и Жанибека, он сумел претворить в жизнь их заветы – рост территории, укрепление внешних границ государства, единство народа, которые предопределили дальнейший путь развития казахской государственности.

Приходили и уходили поколения. Рождались и распадались государства. Но главная идея степи, мечта о свободе, которая была заложена в народе генетически, жила всегда. Какие бы испытания ни выпадали на его долю, однажды явившийся в степи дух свободы, провозвестниками которого стали Керей и Жанибек, всегда выводил народ на столбовую дорогу исторического прогресса.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Четвертая полоса 27 июль 2019 г. 1 845 0