Существует много казахских народных обычаев и традиций, связанных с появлением на свет малыша.
По случаю рождения ребенка устраивали той - шілдехана. Днем знакомые, близкие и родственники приходят в дом роженицы с пожеланиями, произнося «құтты болсын!». Вечером гости празднуют это событие, поют песни, собираются за праздничным дастарханом.
При рождении ребенка важную роль занимает «кіндік шеше», что в переводе означает «пуповинная мать». В старину, когда рождался ребенок, та женщина, которая перерезала пуповину, считалась «кіндік шеше», вторая мама. Она играла наиболее важную роль в первые сорок дней жизни младенца и была почетной гостьей в доме новорожденного.
Кызылординка Алима Габдоллакызы - многодетная мать. Она родила и воспитала пятерых детей. Есть внуки, недавно родилась внучка.
- Появление на свет маленькой Адии - для нас самое радостное событие. В семье стараемся придерживаться национальных обычаев и традиций. После выписки из роддома сразу же организовали шілдехана - пригласили родственников, знакомых, близких,- говорит она.- Сейчас в родильных домах практикуются «партнерские роды», это когда при родах присутствует кто-то из близких роженицы. При рождении Адии присутствовала моя старшая сноха, она-то и стала кіндік шеше для моей внучки и получила право дать ей имя.
После рождения ребенка родная мать посещает роженицу первой. Это считается одним из устоявшихся обычаев и долгом каждой матери, у которой есть дочери. Мать искренне радуется за свою дочь, помогает ей советами по уходу за малышом, привозит подарки для новорожденного. Она - желанная и уважаемая гостья.
Существует обряд «бесікке салу» (укладывание в колыбель), это когда младенца впервые укладывают в колыбель. Право осуществить такую ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. К изголовью колыбели привязывают тумар - амулет, который согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов.
Перед укладыванием малыша в бесик совершали обряд «тыштырма». Для этого в дырочку, расположенную в середине колыбели, где установлен специальный горшочек, кидают конфеты и другие сладости, приговаривая «тышты, тышты». Их тут же, подставив ладонь, подхватывали собравшиеся женщины и дети.
После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью различными вещами, каждая из которых имеет определенный смысл и призвана оказать доброе влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или дорогой чапан - символы богатства и высокого положения в обществе. Уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным и ловким, умеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная одежда) символизирует героизм и храбрость и обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочкам под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросли красавицами.
- Скоро планируем провести обряд «бесікке салу», - говорит А.Габдоллакызы. -Все мои дети и внуки лежали в бесике. Колыбель для новорожденного полезна, так как способствует правильному росту тела. Я бы даже сказала, что она намного полезнее нынешних современных колясок. А еще она полезна с точки зрения гигиены - в колыбели есть специальный горшочек, обеспечивающий чистоту и сухость ребенка, можно сказать, далекий предок современных памперсов.
Бесік (колыбель) считается священной реликвией каждой семьи. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери - нағашы. Бесік бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.
В Аральске в семье Амановых сохранился бесик, которому уже более ста лет. Как говорит 90-летняя Райхан Аманова, колыбель смастерил ее свекор, без единого гвоздя.
- Насколько я слышала, у родителей моего мужа долгое время не было детей. Тогда мой свекор собственноручно сделал бесик и молил всевышнего дать им младенца. Через какое-то время на свет стали появляться дети - в основном, мальчики, один из них мой супруг - Убайдулла. Их укладывали в этот бесик, а сейчас в нем спят наши правнуки. Он для нас имеет большое значение, и мы его бережем как зеницу ока. Сейчас бесик хранится в доме у младшего сына,- говорит она.
В доме у А. Габдоллакызы тоже хранится бесик, в котором когда-то спали ее дети. Ему уже более сорока лет.
- Не принято выбрасывать колыбель, ее хранят и при желании укладывают в нее внуков или правнуков. А еще нужно покупать первую понравившуюся колыбель и не торговаться. Когда в нашей семье родилась старшая дочь, мой супруг купил бесик, который первым попал ему на глаза. Он оказался синего цвета (обычно колыбель такого цвета покупают для мальчика), его-то он и купил.
В бесик укладывают обычно окрепшего малыша. Если же ребенок рождался преждевременно, он нуждался в особом тепле, а потому в старину такого малыша держали в зимней шапке, закрывающей уши и подбородок, обшитой лисьим или корсачьим мехом. Она называется «тымақ». Дитя находилось в ней столько времени, сколько мать не доносила его до положенного срока. Только по истечении полных девяти месяцев ребенок покидал эту своеобразную меховую колыбель.
Если ребенок рождался летом, тымақ привязывали к одной из реек юрты «кереге» и каждый день меняли его местоположение - привязывали к следующей рейке. Зимой в доме в стену вбивали столько гвоздей, сколько дней роженица не доходила до срока, и каждый день вешали «тымақ» на новый гвоздь.
Первые сорок дней для малыша и его мамы имеют особенно важное значение. В этот период проводят обряд «қалжа». Это угощение для матери после родов, чтобы она быстро восстановила силы. Именно ей в первую очередь подавали горячий бульон, а потом угощали остальных. Для этого резали молодую овцу и отваривали мясо. Большое значение придавали шейному позвонку. После трапезы его не выбрасывали, а насаживали на палочку и вешали в женской части юрты. Снимали только после того, как ребенок научился держать голову.
На сороковой день после рождения малыша проводят обряд - «қырқынан шығару», что в переводе означает «вывести из сорока дней». Его особенность - в сроке исполнения - для мальчиков на один день раньше (чтобы был сильным и храбрым), для девочек - на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная, послушная ). Ребенка купали в соленой воде и после купания поливали сорока ложками воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные украшения - подарок женщинам, которые участвуют в этом купании. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти.
- Соблюдая народные обычаи и традиции, мы прививаем детям с самого рождения наилучшие качества, желая, чтобы они выросли достойными гражданами. Они также укрепляют родственные связи между сватами, - сказала А.Габдоллакызы.
Нургуль САЙЛАУБАЙКЫЗЫ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |