• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Рождение ребенка - очень важное событие

Существует  много казахских народных   обычаев  и традиций, связанных с появлением  на свет малыша.

По случаю  рождения  ребенка  устраивали той - шілдехана. Днем  знакомые, близкие   и  родственники   приходят  в дом  роженицы   с пожеланиями,  произнося   «құтты болсын!». Вечером гости   празднуют это событие,  поют песни,  собираются  за  праздничным  дастарханом.  

При рождении ребенка  важную роль занимает  «кіндік шеше», что в  переводе означает   «пуповинная  мать». В старину, когда рождался  ребенок,  та женщина,  которая  перерезала  пуповину,  считалась  «кіндік шеше», вторая мама. Она играла наиболее важную роль  в   первые сорок дней   жизни  младенца  и была    почетной гостьей в доме  новорожденного.

Кызылординка  Алима   Габдоллакызы  - многодетная мать. Она родила и воспитала  пятерых детей. Есть    внуки,  недавно  родилась  внучка.

-   Появление на  свет  маленькой   Адии  - для нас  самое  радостное   событие. В  семье  стараемся  придерживаться   национальных  обычаев и традиций. После выписки  из роддома  сразу же   организовали   шілдехана - пригласили родственников, знакомых, близких,- говорит она.- Сейчас   в родильных домах  практикуются  «партнерские  роды», это  когда при родах присутствует   кто-то из близких  роженицы.  При  рождении  Адии  присутствовала   моя  старшая  сноха, она-то  и стала  кіндік шеше   для моей внучки и  получила право  дать ей имя.  

После рождения  ребенка   родная мать   посещает  роженицу    первой. Это считается одним из  устоявшихся  обычаев и  долгом  каждой матери, у которой есть  дочери. Мать искренне  радуется  за свою дочь,  помогает ей советами   по уходу за   малышом,  привозит подарки  для новорожденного. Она - желанная  и уважаемая  гостья.

Существует обряд «бесікке салу» (укладывание в колыбель), это когда   младенца   впервые  укладывают   в колыбель.  Право  осуществить   такую ответственную миссию  поручается, как правило, специально   приглашенной  мудрой   и уважаемой   бабушке, имеющей  многочисленное  потомство. К изголовью колыбели привязывают тумар - амулет, который   согласно   поверью,   будет защищать  ребенка  от злых   духов.

Перед укладыванием    малыша  в бесик   совершали     обряд «тыштырма».  Для этого   в дырочку,  расположенную в середине   колыбели, где установлен   специальный   горшочек,   кидают  конфеты и  другие сладости, приговаривая  «тышты, тышты». Их тут же, подставив   ладонь, подхватывали   собравшиеся   женщины и  дети.  

После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают  семью различными вещами, каждая из которых имеет  определенный  смысл и призвана  оказать  доброе  влияние на судьбу ребенка. Например, шуба или  дорогой чапан -  символы  богатства и высокого  положения в обществе. Уздечка  означает   пожелание  родителей видеть сына   сильным  и ловким, умеющим  обуздать   любого коня, а кебенек (походная   одежда)  символизирует   героизм  и храбрость и  обеспечивает   ребенку  славу  батыра, защитника  Отечества. Девочкам  под подушку  кладут зеркало и расческу, чтобы выросли   красавицами.

- Скоро  планируем  провести   обряд  «бесікке салу», - говорит  А.Габдоллакызы. -Все мои дети  и внуки лежали в бесике. Колыбель   для новорожденного     полезна, так  как   способствует    правильному   росту  тела. Я бы даже сказала, что она намного полезнее   нынешних   современных  колясок. А еще она полезна с точки зрения гигиены - в колыбели есть специальный горшочек, обеспечивающий   чистоту и  сухость ребенка, можно  сказать,  далекий предок современных памперсов.

Бесік   (колыбель) считается   священной  реликвией  каждой  семьи. Ее  в большинстве  случаев   дарят внуку   родственники  по линии  матери - нағашы. Бесік  бережно  хранится в доме и передается   из поколения  в поколение. Иногда сыну   может  посчастливиться   спать  в колыбельке, в которой  некогда   спал его отец.

В Аральске  в семье   Амановых   сохранился  бесик, которому  уже  более ста лет. Как говорит  90-летняя    Райхан Аманова,  колыбель   смастерил  ее свекор, без единого  гвоздя.

-   Насколько  я  слышала,   у  родителей  моего мужа долгое время  не  было детей. Тогда мой свекор  собственноручно   сделал  бесик и молил  всевышнего  дать им  младенца. Через какое-то время на свет стали  появляться  дети -  в основном,  мальчики, один из них мой  супруг - Убайдулла. Их укладывали в этот бесик, а сейчас   в нем спят  наши правнуки.  Он для нас имеет  большое значение, и  мы его  бережем  как зеницу  ока. Сейчас бесик хранится  в доме  у младшего сына,- говорит  она.

В доме у А. Габдоллакызы тоже хранится  бесик, в котором когда-то  спали  ее  дети. Ему уже более  сорока лет.

-  Не принято  выбрасывать колыбель, ее хранят  и при желании   укладывают    в нее  внуков  или правнуков. А еще  нужно покупать первую понравившуюся колыбель и  не торговаться. Когда в  нашей семье родилась старшая дочь, мой  супруг купил  бесик,  который первым попал   ему на  глаза. Он оказался   синего цвета (обычно  колыбель такого цвета  покупают для мальчика),   его-то  он и  купил.

В бесик укладывают обычно  окрепшего малыша. Если же ребенок  рождался преждевременно,  он нуждался в  особом тепле, а потому в старину   такого   малыша держали   в зимней шапке, закрывающей   уши и подбородок, обшитой  лисьим   или   корсачьим   мехом. Она называется   «тымақ». Дитя находилось  в ней  столько  времени, сколько  мать не доносила его   до положенного  срока. Только  по истечении  полных девяти месяцев  ребенок  покидал  эту   своеобразную   меховую колыбель.

Если ребенок  рождался  летом, тымақ  привязывали   к одной из реек  юрты  «кереге»  и каждый день меняли   его местоположение -  привязывали  к следующей   рейке.  Зимой   в   доме в стену   вбивали   столько гвоздей,   сколько   дней  роженица  не доходила  до  срока,  и каждый день   вешали  «тымақ»    на новый   гвоздь.

Первые сорок  дней  для  малыша  и его мамы  имеют  особенно  важное  значение.  В этот  период  проводят обряд «қалжа». Это угощение для матери   после родов, чтобы она быстро  восстановила силы.  Именно  ей  в первую очередь  подавали  горячий  бульон, а потом угощали остальных.  Для этого резали молодую овцу  и  отваривали  мясо.  Большое значение придавали шейному позвонку.  После трапезы его не выбрасывали, а насаживали  на палочку и вешали в женской части юрты. Снимали только после того, как ребенок  научился   держать голову. 

На сороковой   день после рождения  малыша    проводят   обряд - «қырқынан шығару», что в переводе  означает  «вывести  из сорока дней».  Его особенность -  в сроке  исполнения - для мальчиков  на один  день раньше (чтобы был сильным  и храбрым), для девочек -  на один день позже (чтобы была прилежная, спокойная, послушная ). Ребенка купали   в соленой воде  и после купания   поливали сорока  ложками  воды. В чашу предварительно клали монеты и серебряные   украшения - подарок женщинам, которые  участвуют  в этом  купании. В этот  же день ребенку  в  первый  раз  стригли  волосы и ногти.

- Соблюдая народные  обычаи и традиции, мы прививаем  детям  с самого рождения  наилучшие  качества, желая, чтобы они  выросли достойными  гражданами. Они также    укрепляют  родственные связи   между  сватами, - сказала  А.Габдоллакызы.

Нургуль   САЙЛАУБАЙКЫЗЫ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 17 август 2019 г. 1 871 0