В силу кочевого образа жизни наши далекие предки не оставили после себя памятников письменной литературы, их духовный мир и творческое начало наиболее ярко проявились в поэзии и музыке.
«Двери в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя,
Песня - вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени, любя!», – писал поэт и просветитель Абай Кунанбаев.
Поэтическое начало и музыкальная одаренность степняков приводили в восторг видных ученых-ориенталистов, соприкоснувшихся с этим своебразным феноменом казахов. Знаток и исследователь фольклора тюркоязычных народов академик Василий Радлов писал, что казахи отличались от других своих соплеменников особенной ловкостью в выражениях и замечательным красноречием, воспевая в своих песнях не сказочный мир, а свою жизнь. Не случайно в народе бытует выражение «Өнер алды – қызыл тіл», что означает «Вершина искусства –
это красноречие».
Композитор, собиратель казахского фольклора Александр Затае-
вич, отмечая необыкновенную красочность и образность устной народной поэзии, которая характеризовалась богатством метафор и сравнений, размахом фантазии, писал, что «...в живой речи казахи –
прирожденные ценители и любители изысканного красноречия».
Польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич, сосланный в казахские степи, посетив праздник в Аягузе, с восхищением и симпатией писал: «...Я получил возможность впервые послушать чтецов стихов. Они – казахские трубадуры, степные барды, великие поэты. Их стихотворчество и исполнительское мастерство, которое присуще казахам, замечательным образом подчёркивают богатый, острый ум этого народа». Встречаясь с красноречивыми биями Кунанбаем, Койшибаем, народными поэтами и певцами Орынбаем и Шоже, он писал, что «...бий Кунанбай – сын простого киргиза, одаренный природой здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, стяжал себе славу пророка и к нему из самых дальних аулов спешили за советом молодые и старые, бедные и богатые».
Речь степняка похожа на причудливые узоры на домотканом ковре. Он не говорит прямо и однозначно, а предпочитает речь эмоционально окрашенную, многослойную и витиеватую. В романе «Путь Абая» Мухтара Ауэзова, описывая речь отца, Абай говорил: «По старому обычаю аксакалов, отец говорит иносказательно, намеками и кружит над целью своей речи, как ястреб». Редчайшие образцы ораторской речи можно встретить в оставленных в назидание потомкам мудрых сентенциях прославленных казахских биев-златоустов трех жузов – Толе, Казыбека и Айтеке. Выступая от имени своего жуза, именно благодаря силе своего красноречия, они разрешали возникавшие между родами споры о пастбищах, калымах, угнанном скоте и других насущных проблемах.
В казахской степи мастерами поэтического слова признавались лишь те, кто экспромтом, без предварительной подготовки мог сочинить стихи на любую тему. Естественно, это требовало не только природного дара, навыка и постоянной тренировки, но и всестороннего знания жизни своего народа, его мифов, легенд и преданий.
Одна из традиционных форм устной народной поэзии казахов –
это айтыс, импровизированный поэтический спор в песенной форме. Говоря об айтысе, нужно отметить особое культовое отношение номадов к слову – отточенному, ассоциативному и яркому, соответствующему канонам высокой риторики. Казах-кочевник воспитывался веками на культивированном, поэтическом слове, которое вошло в его кровь и плоть. Он знал ему цену и неизменно восторгался словом – самобытным, уместным, попадающим точно в цель, сражающим наповал, вдохновляющим на подвиги и запоминающимся, как наскальная надпись.
Найденные в горах стран Центральной Азии, Алтайского регио-
на, Тарбагатая, долины реки Или наскальные изображения играющих на домбре акынов позволяют предположить, что айтыс зародился в глубокой древности, в эпоху образования казахских племенных союзов.
Традиционные для казахов соревнования в красноречии и мастерстве владения образным и метким словом всегда становились своеобразным экзаменом в ораторском искусстве. Победа приносила славу, признание и известность. Услышанные на айтысе афоризмы и удачные выражения позже передавались из уст в уста и становились крылатыми.
Айтысы, словесные поэтические ристалища, предполагали не только умение говорить в рифму, красноречиво, но и ощущение тонкого чувства меры. Признав преимущество соперника, участники айтыса всегда вовремя умолкали, признав свое поражение. Поэтическая схватка, стремительный поединок слов, как правило, происходили перед большим стечением народа. Вступая в состязание без предварительной подготовки и обдумывания, импровизируя поочередно, акыны соревновались в остроумной находчивости, блеске мыслей, в умении сочинять стихи
экспромтом.
По традиции айтыс начинал наиболее знаменитый и старший по возрасту акын. Он шутил над противником, его родом, противопоставляя себя, восхваляя свой род и аул. Акыны усаживались на почетном и видном месте в юрте или же под открытым небом. Вдохновенные импровизации исполнялись под аккомпанемент домбры или кобыза. Таким образом айтыс являет собой сложный синтез ряда искусств – поэзии, музыки, драматического представления, исполнительского мастерства. Очень важный момент на айтысах – эмоциональный контакт между акынами и собравшейся публикой, который напоминает атмосферу современного театра: выбиралось специальное место, собиралась публика, шло поочередное монологическое или диалогическое выступление акынов. Самыми разными способами соревнующиеся в красноречии акыны старались привлечь внимание слушателей: красивый костюм, инкрустированная домбра. Ритмично раскачиваясь в такт музыке, они использовали выразительную мимику и взгляд, вокальные данные, попеременное пение и речитатив. В одном лице здесь были представлены и музыкант, и поэт, и певец. Все это, безусловно, напоминает свойства профессиональных актеров.
Айтыс отличался многообразием форм: «жар-жар» – свадебная песня, которую исполняли поочередно группы девушек и джигитов во время приезда невесты в дом жениха, «бәдік-айтыс» – песенно-поэтические заклинания, которые исполняют хором группы женщин и мужчин для изгнания болезней, айтысы-загадки, на знание Корана, истории и другие.
Самые распространенные виды айтыса – қайым-айтыс и сүре-айтыс. Наиболее простой и доступный вид – қайым-айтыс (короткие песенные импровизации, в котором обычно принимали участие начинающие акыны) чаще исполняла молодежь во время игр и празднеств. Известные акыны, стяжавшие славу и любовь народа, преимущественно участвовали в сүре-айтысах.
Известными мастерами айтыса были акыны Орынбай, Шоже, Жанак, Биржан и Сара, Асет, Ырысжан, Суюмбай, Джамбул и другие. Они стали создателями традиций и школ айтыса. Их поэтические импровизации, получившие устное распространение или записанные с середины XIX века казахскими и русскими учеными, представляют собой динамичные самостоятельные произведения. Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к поэзии и музыке, акыны пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. «Причина любви народа к поэту – не только красноречие его, главная причина любви народа к акыну – то, что он в айтысе или в других произведениях изображает только правду – истину о народном житье-бытье, разделяя и радость, и горе народа», – писал Сабит Муканов. Музыкально-поэтическое состязание обычно начиналось с взаимного представления соперников. Сидящие друг против друга акыны исполняли своеобразный песенный диалог на любую произвольную тему, поочередно подхватывая слова оппонента. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника. Каждый участник айтыса имел свою манеру исполнения, свой почерк исполнительского мастерства, собственный стиль пения.
Один из самых древних жанров фольклора, пройдя долгий эволюционный путь, своего наивысшего расцвета песенное состязание акынов достигло в XIX веке, который исследователи музыки назвали «золотым» веком айтыса. К сожалению, до нас не дошли древние виды айтыса, которые брали начало с обрядовых песен и пелись хором.
Большая часть айтысов, проповедовавших лучшие этические идеалы казахского народа, дошла до наших дней в записях ученых-фольклористов Диваева, Радлова, Копеева и других. Наиболее популярные из них заняли достойное место в казахском фольклоре и снискали любовь и признание народа.
Одним из златоустов ХIХ века слыл выдающийся акын степи Шоже Каржаубайулы. Его словесные состязания с акынами Балта и Кемпирбаем дошли до нас в записях Машкур Жусупа Копеева и оцениваются как очень близкие к оригиналу. Акын Шоже был слепым, его род – кыргыз (киргиз) формировался среди племен Куандыка. На одном из великих тоев-праздников, состоявшихся в многоплеменном Каракасеке, он состязался с Балта акыном. Его на это празднество, оказывается, привез великий казахский композитор Таттимбет, пишет М.Копеев.
Особую популярность приобрел айтыс акына Биржана и поэтессы Сары. Акын, композитор и непревзойденный певец Биржан услышал о девушке Саре, которая в свои семнадцать лет прославилась не только красотой, но и блистательным умом и одержала победу в споре с именитыми акынами своего края. Приехав в аул к девушке, Биржан представляет себя как прославленного акына из рода аргын, который, прослышав о появлении в роде найман нового акына –
Сары, приехал состязаться в искусстве, и называет себя «сладко-звучным соловьем среднего жуза». По традиции Сара восхваляет свой род, на что Биржан ей отвечал, что ее, умную и красивую, родичи выдают замуж за недостойного. Девушке было нечего возразить на правдивые слова акына.
Биржан дал высокую оценку поэтическому таланту Сары:
Двух певцов прекрасен бой.
Силы мерятся борьбой.
Песни бьются меж собой.
Песня, как клинок, остра,
Пой, Биржан! Пой, Сара!
В айтысе Биржана и Сары поднимаются общественно-нравственные проблемы: судьба личности, эмансипация женщины, обычаи и традиции, родовые отношения. Как уникальный жанр искусства айтыс привлек внимание профессиональных композиторов. Знаменитому певцу-импровизатору Биржан салу и поэтессе Саре композитор Мукан Тулебаев посвятил оперу «Біржан-Сара».
Научно-исследовательским институтом имени Коркыта Казахской академии искусств в рамках программы «Социально важные виды литературы» Министерства культуры и спорта РК был издан сборник казахских айтысов в семи томах. Автор проекта – государственный и общественный деятель, доктор филологических наук, профессор Мырзатай Жолдасбеков. Уникальность сборника в том, что здесь собраны все айтысы и сведения об акынах, начиная с древности и до наших дней. В седьмом томе впервые представлены айтысы казахских акынов, живущих за рубежом – в Монголии, Китае и Узбекистане. Как отметил доктор исторических наук, директор Института истории государства Буркитбай Аяган, жанр айтыса в классическом виде сохранился только у казахского народа. Айтыс – это не емкое и четкое выражение мысли, кладезь информации, а еще и образ жизни народа, язык вольных людей. Один французский путешественник, однажды побывав в казахской степи, сказал, что казахский народ – это народ, где пастухи говорят как европейские князья. Так складно и красиво передается айтыс.
В советский период этот жанр устного творчества находился под запретом. До 30-х годов прошлого столетия айтысы еще проводились. Так, например, в годы Великой Отечественной войны благодаря своим стихам, призывающим к Победе, стало широко известно имя великого поэта жамбыла Жабаева. Однако после войны отношение власти к айтысу изменилось, он стал считаться феодальным пережитком прошлого. Замечательный жанр народного искусства был возрожден с обретением Казахстаном независимости.
Акыны Приаралья:
кладезь народной мудрости
Яркое отражение искусство айтыса нашло в Приаралье. Земля Сыра стала родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства Омара Шораяка, Карасакала Еримбета, Будабая Кабылова, Рахмета Мазхожаева, Куаныша Баймаганбетова, Байназара Отепова, Турмагамбета Изтлеуова, Кошенея Рустембекова, Нартая Бекежанова, Манапа Кокенова. Наряду с устным импровизаторским искусством в Кызылординском регионе отразился и наиболее поздний вариант этого жанра – письменный айтыс, когда на поэтический диспут оппонента можно было вызвать письмом.Темы для таких айтысов неисчерпаемы, и переписка может продолжаться сколько угодно. Известны переписки между Нартаем Бекежановым и Айманкуль Тажибаевой, проживавшей на станции Караозек. Переписка между кармакшинскими акынами Кете Жусупом и Канлы Жусупом длилась в течение семи лет, каждый из которых в конце концов стал считать, что соперник задевает его самолюбие. Чтобы помирить двух Жусупов Турмагамбет Изтлеуов был вынужден созвать совет акынов.
Волшебники
и маги
поэтического слова
В созвездии акынов земли Сыра особое место принадлежит Нартаю Бекежанову. В тридцатые годы прошлого столетия имя Нартая было широко известно не только в присырдарьинских аулах и городах, но и во всей республике.
Он родился в 1890 году в ауле Бестам Шиелийского района в крестьянской семье. Еще в детстве потерял отца, но ему не пришлось познать сиротской доли. Лаской и заботой окружила мальчика мать, которая была женщиной необыкновенно талантливой. Она сочиняла стихи и, обладая прекрасным голосом, очень хорошо пела. Очень рано заметив в сыне дар поэта и певца, она способствовала дальнейшему развитию его таланта.
Самое деятельное участие в воспитании будущего акына принял нагаши (дядя со стороны матери) Мансур, который был известным в тех краях акыном. Они исподволь воспитывали в Нартае интерес и любовь к музыке и поэтическому слову. Суровая жизнь закалила его характер. Он вырос спокойным, сдержанным, немногословным. Постоянная нужда, повседневные заботы не заглушили его природного дара певца. Сделав из курая сыбызгы – длинную деревянную дудку с отверстиями, – он целыми днями наигрывал знакомые мелодии песен и кюев. Он был еще подростком, когда за ним закрепилось прозвище «парень-певец».
Событием, окончательно предопределившим судьбу Нартая, стал приезд в Ак-Мечеть прославленного акына Тайжана. Широко известный в степях Арки акын, племянник знаменитого Укили Ыбырая, Тайжан сразу приметил талантливого юношу. Одобряя его решение стать на путь искусства, чуткий и многоопытный Тайжан говорил ему о трудном и почетном пути певца, о том, что нужно очень серьезно относиться к своему таланту, лелеять, беречь, растить его. Советы Тайжана глубоко запали в душу начинающего певца. Нартай считал себя учеником Тайжана. Именно у Тайжана начинающий певец научился играть на гармони. Чудо музыкальной техники, татарская гармонь начала прочно входить в жизнь казахов в начале прошлого столетия. Очень скоро
Нартай стал желанным гостем всех праздников и тоев в округе. За ним приезжали издалека. Своими песнями он приносил радость в однообразую и серую жизнь степняков. Раздувая меха гармони, сильным и красивым голосом он мастерски исполнял «Песню Кулуншака», «Песню Калжана», «Песню Каратургая» и другие песни своего наставника акына Тайжана. Не владея нотной грамотой, он начинает создавать свои песни, которые быстро находят путь к сердцу слушателя. Одна из лучших – «Песня Нартая» – прозвучала на Первом всеказахстанском слете в Алма-Ате в 1934 году. Широкую, размашистую и раздольную, как бескрайние казахские степи, «Песню Нартая» исполнил в сопровождении кобыза Жаппас Каламбаев.
Как пишет исследовавший творчество Нартая ученый-филолог Токболат Енсегенов, в 1930-х годах Нартай был принят в агиткульт-
бригаду Шиелийского района. Он очень быстро сплотил вокруг себя талантливую молодежь из Шиели и соседних районов и создал кружок художественной самодеятельности. Агиткультбригада ездила по колхозам и районным центрам, полевым станам и животноводческим фермам, неизменно собирая огромное количество благодарных слушателей. Небольшая группа единомышленников, в составе которой были певцы, кюйши, жырши и жырау, очень скоро прославилась не только на земле Сыра, но и стала узнаваемой по всей республике. Небольшая вначале бригада вскоре разрослась в областной ансамбль, душой его был Нартай. Самодеятельный коллектив, отличавшийся еще и богатым репертуаром, народ прозвал ансамблем Нартая. Именно он положил начало Кызылординской областной филармонии.
Красной нитью в его творчестве проходила тема человека труда. Известны его песни «Колхозшыларға», где он, обращаясь к земледельцам, призывал их трудиться не жалея сил, чтобы приблизить победу. Известны его стихи, посвященные знатному рисоводу Ибраю Жахаеву, женщинам села. Некоторые из этих стихов в музыкальном сопровождении превратились со временем в песни, другие были более похожи на терме – импровизационно-речитативную песенную форму, в третьих – терме сочеталось с мелодичностью. Во всех этих произведениях ярко проявлялся музыкальный почерк Нартая.
Активную деятельность развернул ансамбль Нартая в годы Великой Отечественной войны. Почувствовав прилив огромных творческих сил, вместе с ансамблем
Нартай с неизменным успехом выступал в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде.
Талант Нартая был многогранным. Как писал академик Ахмет Жубанов, мелодии Нартая всегда были тесно связаны с текстом песен. Он не только был их исполнителем, но и часто аккомпанировал на гармони другим певцам, составлял репертуары членов бригады, разучивал песни, а иногда сам вел концерты, выступая в роли конферансье. Был он и тонким юмористом, писал шутливые стихи, эпиграммы.
Зимой 1943 года в Алма-Ате состоялся айтыс. Сюда приехали многие знаменитые акыны – Шашубай, Кенен, Калка, Нурлыбек и другие. В айтысе участвовал и
Нартай. Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие акыны заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай часто отступали от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной импровизации. Нартай аккомпанировал себе на гармони и пел тягуче и широко. Ему шел тогда шестой десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками.
Высоко ценил Нартая акын Жамбыл Жабаев. На юбилее, посвященном своему семидесятилетию, «отец акынов» заметив среди акынов знаменитого Нартая, посвятил ему такие строки:
О Нартай, звонкоголос, красноречив!
Слово – сахар у тебя и мед –
мотив.
Запоешь – и сердце вспыхнет в тот же миг, словно солнце, край земли позолотив.
Жамбыл очень высоко ценил Нартая. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил впоследствии не раз. На одной встрече народных акынов Жамбыл высказал свое пожелание:
Нартай, Кенен, Нурлыбек, пусть не смолкнут песни вовек!
В 1939 году в Москве на концерте в ВДНХ Нартай исполнил свою песню «Мавзолею Ленина». В 1949 году на декаде литературы и искусства Казахстана в Москве ему неожиданно предложили выступить на торжественной церемонии открытия. Аккомпанируя себе на гармони, Нартай экспромтом спел посвящение «Армысың, астана»» («Приветствую тебя, столица!») и вызвал шквал аплодисментов. Пение Нартая, сопровождаемое игрой на гармони, изумило столичных зрителей, они высоко оценили исполнительское мастерство Нартая.
Он обладал широким кругозором. В 1950 году был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая явился значительным событием в казахской поэзии. Восхищенный талантливостью Нартая, Сабит Муканов писал: «Острослов, весельчак Нуреке с сердцем каждого накоротке».
В 1942 году за заслуги в поэзии Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана, принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. Литературное наследие Нартая любовно собрано Институтом литературы и искусства им. М. Ауэзова Академии наук Казахской ССР.
Куаныш Баймагамбетов родился в 1895 году на территории нынешнего совхоза имени Амангельды Сырдарьинского района Кзыл-Ординской области. С ранних лет он любил слушать песни, затем начал исполнять их сам. Богатая на таланты кызылординская земля наделила его абсолютным музыкальным слухом, импровизаторским и песенным талантом. Принимал участие в айтысах с такими признанными мастерами жанра, как Иса Байзаков, Айтбай
Дуйсенбаев.
Занимался он также сбором и изучением образцов айтыса. В 1925 году произведения К. Баймагамбетова впервые стали достоянием не только слушателей, но и читателей. Его стихи, посвященные переводу столицы республики из Оренбурга в Кзыл-Орду, о подвиге воинов Красной Армии в годы Великой Отечественной вой-
ны, были опубликованы в газетах и журналах того времени. Лучшие стихи и песни Куаныша Баймагамбетова изданы отдельным сборником.
Всенародной славой и признанием пользовался акын Манап Кокенов. У него много званий, но главное – народный акын. Как точно подметил в свое время писатель Абдильда Тажибаев, «Манап –
это целый театр». Он родился в 1928 году в Жанакорганском районе в совхозе «Талап», который ныне носит его имя. Впервые заявил о себе как о поэте в 1943 году. В Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера жанра со всех аулов, были среди них и уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний светловолосый мальчуган, как тогда его прозвали, «ақ бала». Выступление юного таланта из Талапа было оценено по достоинству. Организатор айтыса, акын-импровизатор Нартай Бекежанов предрек тогда Манапу Кокенову большое артистическое будущее и не ошибся.
Тяга к творчеству у Манапа Кокенова пробудилась еще в детском возрасте. Уже в первых его стихах чувствовался талант стихотворца, они поражали учителей легкостью слога, неуемной фантазией и недетскими размышлениями. Пойди тогда Манап по литературной стезе, скорее всего, стал бы он хорошим поэтом или писателем. Но в руках молодого поэта оказалась домбра. В семнадцать лет руководство района доверило ему заведовать «красной юртой». Как вспоминал позже акын, в составе агитбригады было тридцать человек, среди них библиотекарь, агитаторы, даже свой повар. А из оборудования – старенькая юрта, граммофон, радиоприемник и киноустановка, на которой вручную прокручивали киноленты. Ездили к чабанам, механизаторам, читали лекции, показывали фильмы, ну и, конечно же, выступали с
концертами.
До конца своей жизни Манап акын остался верен раз и навсегда выбранной работе. В его трудовой книжке была всего одна запись, которая была сделана, когда он стал заведующим «красной юртой». Он был очень привязан к родной земле, всегда был близок к односельчанам.
Были изданы сборники его стихов «Шұғыла», «Сырдария саздары», «Жыр шашу», «Екі мыңыншы сапар», «Сыр әуендері». Ему были посвящены драма «Бәйтерек», композитор Бексултан Байкенжеев посвятил акыну песню «Ардақты аға», слова ее написал Адырбек Сопыбеков.
Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций на-циональной культуры, Манап Кокенов создал свою творческую школу. Его стихи и песни, наполненные самобытным талантом и высокой гражданственностью, находят понимание в душе не только казаха. Его творчество интерна-ционально, хотя языком легендарного импровизатора пела душа казахского народа.
Расправляют
традиции крылья
Сегодня айтыс не утратил своей значимости. Пройдя долгий эволюционный путь, в наши дни айтысы собирают полные залы благодарных слушателей. И что особенно радует – искусство айтыса продолжают молодые акыны Меирбек Султанхан, Нурмат Мансуров, Иран-Гайып Кузенбаев, Еркин Садыкулы, Сырым Адилбеков, Талгат Кузембаев и другие.
Айтыс и сейчас собирает полные зрительные залы и стадионы. У дошедшего до нас из глубины веков древнего искусства номадов и сейчас есть сотни тысяч поклонников и почитателей. Он не утратил ни своей эстетической значимости, ни актуальности тем. Сейчас его участниками стали совсем молодые люди, что не может не радовать. По-прежнему его участники затрагивают важные темы, волнующие общество. Так же, как в прежние времена, айтыс силен остротой проблематики, захватывает слушателей духом состязательности, энергией борьбы и не утратил своего драйва злободневности. Иначе он не собирал бы концертные залы и не приковывал внимание зрителей к экранам телевизоров. Сила его жизнестойкости в том, что, опираясь на многовековые традиции, он чутко воспринимает перемены, происходящие в социуме, и видоизменяется в духе времени
Один из титулованных айтыскеров республики – Мухтар Ниязов. Выходец из Жалагашского района, он победитель многих международных и республиканских айтысов, дважды становился обладателем главного приза – «Золотая домбра». Как отметил мастер поэтической импровизации, айтыс воспитывает в людях уважение к своим корням и традициям. В республике сейчас уделяется пристальное внимание развитию национального искусства. Как и столетия назад, для участия в айтысах приезжают акыны со всех уголков республики, вооруженные домброй и силой могучего слова. Растет популярность айтыса среди молодежи. В своих выступлениях акыны воспевают достижения страны, а также поднимают актуальные вопросы, волнующие
общество.
В 2015 году айтыс как уникальное искусство импровизации был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Искушенные эксперты Комитета всемирного наследия (а это представители 24 государств) из десятков поданных к рассмотрению заявок безоговорочно утвердили совместную от Кыргызстана и Казахстана номинацию «Айтыс/Айтыш, искусство импровизации».
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |