• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

пусть у песен любимых

Богата и щедра на таланты земля Приаралья. Овеянный преданиями и легендами край стал родиной общественных и государственных деятелей, ученых, спортсменов, художников, актеров, писателей, композиторов и певцов. Здесь родились легендарная певица, народная артистка СССР Роза Багланова, неподражаемая исполнительница народных песен Мадина Ералиева, звезда эстрады, композитор и певец Батырхан Шукенов.

Появление в Кызылординской области первого концертного коллектива связано с именем Нартая Бекежанова, акына, певца и композитора. Уроженец Шиелийского района, в 30-х годах прошлого века Нартай стал признанным в степи певцом и композитором и завоевал сердца слушателей благодаря мастерскому исполнению песен прославленных казахских композиторов. Красивый и статный парень с неизменной гармонью в руках стал самым желанным гостем празднеств и тоев. В Приаралье традиция исполнять песни и жыры под аккомпанемент гармони берет начало с Нартая, который перенял ее у своего наставника Тайжана, племянника Укили Ыбырая. Родившаяся в далекой Германии и впервые прозвучавшая на знаменитой Кояндинской ярмарке гармонь в конце XIX века уверенно и прочно вошла в жизнь и быт казахов и стала, можно  сказать, поистине народным инструментом.

Нартай, как и многие другие композиторы из народной среды, не владел нотной грамотой. Истоки его композиторского таланта – в необыкновенной музыкальной одаренности, в глубоком знании канонов народной песни. С юности увлеченный музыкой Нартай вместе с торговыми караванами не раз бывал в Узбекистане, Таджикистане и научился песням и танцам родственных народов, прекрасно владел дутаром, наем, рубапом, наизусть исполнял лучшие образцы классической восточной литературы – поэтические легенды о любви «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Сейфульмалик», героические «Рустем-дастан», «Ескендир Зулкарнай», киссы «Бахрам», «Абушахма» и другие. Когда в 1926 году в Кызыл-
орде, которая была тогда столицей республики, открылся первый профессиональный театр, со всей страны собрались самодеятельные артисты в надежде быть принятыми в его труппу. Был среди них и
Нартай. Жесткий отбор прошел тогда только Курманбек Жандарбеков. 

Звезда славы Нартая взошла на Первом всеказахстанском слете народных талантов в Алма-Ате в 1934 году. Со сцены Казахского государственного театра оперы и балета прозвучала песня
Нартая «Толқын». Как писал академик Ахмет Жубанов, «размашистый характер, присущий песням Нартая, сочетается здесь с проникновенным лиризмом и особым
гуманизмом».

Пение Нартая, сопровождаемое  игрой на гармони, имело большой успех в Москве. Ему выпала честь выступать перед искушенным столичным зрителем на первой Декаде казахской литературы и искусства в 1936 году. В составе казахстанской делегации, возглавляемой наркомом образования и культуры Темирбеком Жургеновым,
были признанные народные акыны Жамбыл, Кенен, Нартай, Нурпеис, Орынбай, Нурлыбек, Дос-
кей. В 1939 году в рамках культурной программы Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства ему выпала честь выступить на концерте в  Большом
театре. В газете «Правда» вышла статья, где была дана высокая оценка двум народным акынам – Жамбылу Жабаеву и Нартаю Бекежанову. Окрыленный успехом, вернувшись в Шиели, Нартай организовал кружок художественной самодеятельности, где сплотил вокруг себя талантливых музыкантов со всей области.

                       

Тесно музыка связала  

В 1938 году в качестве филиала Шымкентского областного драматического театра в Кызылорде открылась филармония, при которой было решено создать концертно-эстрадную бригаду. Для этой цели из Шиели в областной центр был приглашен
Нартай. В полной мере тогда проявились блестящие оранизаторские способности Нартая, его умение зажечь людей. За короткий срок он сумел собрать вокруг себя талантливых жырау, жырши, акынов, певцов и  танцоров со всей области, среди которых были Алибек Байкенов, Кундебай Алдонгаров, Абдилда Жургенбаев, Балкашбай Жусупов, Акмырза Туякбаев, Фатима Толегенова, Ауан Шораева, Гульбахрам Есаманова, Мырзабай Адилов, Нугыман Молыбаев, Бану Сейтмуратова, Кадели
Туякбаева, Хадиша Баймухамедова, Толеген Каражанов, Калампыр Адилова, Сабыт Жусупов, Курак Досжанов, Абужусуп Баймуратов, Жалдыбай Елеукенов, Кулан Дауылбаев, Рахия Туякбаева, Турсынкуль Баяханова, Айзахан Бижанова, Шамшат Толепова. Небольшая группа музыкантов, объединенных общей идеей, очень скоро переросла в ансамбль, который в народе так и прозвали – «Ансамбль Нартая». Коллектив стал неизменным участником всех значимых культурных событий не только в области, но и по всей республике. Он отличался богатым репертуаром, в котором были представлены самые разные жанры: традиционное народное песенно-импровизаторское искусство, песни советских и казахских композиторов, небольшие сценки и драматические пьесы и комедии. Популярность ансамбля перешагнула пределы республики. Ансамбль Нартая хорошо знали и всегда ждали с нетерпением в соседнем Узбекистане, Таджикистане, Каракалпакии. Их концерты полюбились жителям Ташкента, Бухары, Самарканда, Джалал-Абада и Оша.  

  Душой коллектива был Нартай. Человек тонкого и многогранного таланта, он был не только автором песен и исполнителем. По воспоминаниям его современников, Нартай был человеком скромным, не выставлял напоказ свой талант. Возможно, именно поэтому он не часто включал в репертуар артистов концертной бригады песни собственного сочинения. Во многом по этой причине далеко не все его песни сохранились, многое было позабыто, а некоторые дошли в разных вариациях. Ведь каждый, обладая собственным стилем и манерой исполнения, пел их на свой лад, вносил какие-то
изменения.

Широкую деятельность развернул ансамбль с началом Великой Отечественной войны. Вся страна вместе с бойцами Красной Армии, сражавшимися на передовой, прошла мучительных четыре года, полных тягот и лишений.
Война стала жестоким испытанием для всего народа. Победа ковалась не только на фронтах. Самоотверженным трудом приближали ее и труженики тыла – женщины, дети, старики. В это тяжелое для страны время поэты и композиторы, певцы и музыканты продолжали творить, воодушевляя бойцов своим творчеством на подвиги.

В 1943-м году ансамбль Нартая только в небольших отделениях и артелях, не говоря о колхозах и совхозах, дал около двухсот концертов. В период  посевных, уборочных кампаний бригада с концертами выезжала в районы области, нередко организуя выступления непосредственно на полевых станах. Созданные в эти годы песни Нартая «Алтын көкем», «Жеңіс жыры», «Бейбітшілік», «Бастау», «Ақайым, жалған» поднимали боевой дух и призывали к труду, укрепляли их веру в победу. По некоторым источникам, им было создано около пятидесяти песен на военную тематику. Многие стали поистине народными и звучали
повсюду.

Интересна история создания песни «Алтын көкем». Нартай написал ее  в порыве боли и отчаяния от потери близких ему людей. Один за другим с перерывом всего в одну неделю из жизни ушли дядя Нартая Абсамат, его жена Азила и их маленькая дочь. Это была своеобразная песня-плач (жоқтау), которую спел Нартай при виде оставшейся в живых Маржан, пятилетней дочери погибшего дяди.

Война осиротила многие семьи. Созвучная настроениям людей того непростого времени песня очень быстро стала известной и любимой народом. Одной из лучших ее исполнительниц стала молодая и талантливая певица Айзахан Бижанова. Директор филармонии Аманов вызвал как-то к себе Нартая и попросил взять на работу в ансамбль двух девушек, отец которых воевал на фронте. Как показали результаты прослушивания, младшая обладала хорошими вокальными данными и ее взяли в ансамбль, а вторая была принята на работу в качестве уборщицы. Так в ансамбле появилась талантливая певица Айзахан. Песня «Алтын көкем» в ее исполнении звучала по-особенному трогательно и проникновенно. Айзахан родилась в 1926 году в колхозе имени Жамбыла Шиелийского района. Она успела закончить только шесть классов, когда началась Великая Отечественная вой-
на. Проучившись три месяца на курсах счетоводов в Сулутобе, девушка устроилась на работу в родном колхозе. Вместе с сестрой Халифой ее мобилизовали в трудовой лагерь, и они должны были отправиться работать на шахту в Караганду. Только заступничество Н.Бекежанова спасло девушек от разлуки с родным домом. Талантливая и красивая Айзахан стала одним из незаменимых членов коллектива, она не только мастерски исполняла песни, но и танцевала.

Ансамбль Нартая не прекратил своего существования и после Великой Отечественной войны. Значительно обновился репертуар ансамбля. Его лейтмотивом стал созидательный труд на благо общества, в центре произведений тех лет – человек труда. 

Ансамбль получил новый импульс в своем развитии и откликался на все важнейшие события в стране. Нартай создает новые песни и стихи, которые занимают прочное место в репертуаре
ансамбля. Коллектив заслужил огромную популярность в Казахстане. В эти годы раскрылись незаурядные организаторские способности Нартая. Он занимался  прослушиванием артистов, готовил программы концертов, разучивал с членами колектива новые песни, занимался подбором репертуаров артистов, организацией концертов и даже выступал на них в качестве конферансье. И все у него всегда получалось удивительно хорошо. Много времени Нартай уделял чтению, изучал восточную литературу, любил поэзию Навои, Токтагула.

Говоря о его качествах талантливого организатора, нельзя забывать о  Нартае артисте и акыне. На концертах он выступал и как певец, исполняя лирические и патриотические песни, и как аккомпаниа-
тор, подыгрывая певцам на гармони, а иногда и на домбре. И все же прежде всего Нартай был певцом. Обладатель широкого, сильного голоса, он исполнял свои песни на особый манер, тягуче, размашисто и широко. Его «Песня
Нартая», «Толқын» были пронизаны лиризмом, человечностью и добротой. Чтобы руководить ансамблем, необходимо быть музыкально одаренным, надо быть, в первую очередь, артистом в самом высоком понятии этого слова. И Нартай был таким артистом, человеком огромного таланта и культуры.

Именно этой своей многогранностью выделялся он среди многих казахских акынов. Зимой 1943 года, в самый разгар войны, в Алма-Ате состоялся айтыс, на который наряду со знаменитыми мастерами поэтической импровизации Шашубаем, Кененом, Нурлыбеком был приглашен и Нартай.    Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай, отступая от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной
импровизации.

Нартаю шел тогда шестой десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками. На заключительном вечере айтыса Нартай выступил со своим ансамблем. Он выступил перед многочисленными акынами во всем блеске своего многогранного
дарования.

– К нам едет концерт! К нам едет Нартай!. Весть эта мгновенно облетела весь аул. Сразу представил себе людей, идущих с песнями и кюями в нарядных костюмах. Но каково же было мое разочарование, когда увидел человек пять, приехавших на старой арбе со светлоголовым русским мальчиком, понукающим вола. Картина эта была под стать военному времени. Артистов пригласили в юрту и угостили чаем. Подкрепившись, они вышли на улицу. И стар, и млад собрались послушать артистов. Сцену им заменила старенькая кошма, постеленная на земле. Артисты пели свои песни, один за другим выходя на импровизированную сцену. Наконец вышел с черной гармонью в руках Нартай. Он пел по-особому размашисто, тягуче и широко. В припеве его голос, слившись со звуками гармони, стал единым целым. От его голоса веяло звуками родной и необозримо широкой степи. Казалось, что его пение не могло бы оставить равнодушным даже спящего в колыбели ребенка, – так описывал свое первое впечатление от концерта актер, режиссер, заслуженный артист Республики Казахстан Шайтурсын Абдибаев. Во время того концерта в колхозе Жантактыколь ему было около четырех лет, но он вместе со взрослыми до полуночи слушал пение артистов. Нартай тогда дал ему свое бата (благословение), которое стало для него напутствием в мир искусства и творчества.

Успешно окончив Казахскую государственную национальную консерваторию имени Курмангазы, Ш.Абдибаев работал актером в Театре юного зрителя  имени Г.Мусрепова в Алма-Ате. Вернувшись в Кызылорду, стал актером, позже директором областного музыкально-драматическом театра имени Н.Бекежанова, руководил областным учреждением по охране памятников истории и культуры. На сцене он сыграл около шестидесяти ролей и воплотил на сцене образы Сырыма («Каракоз» М.Ауэзова), Ахана («Ақан сері» – Ақтоқты» Г.Мусрепова), Нартая («Батыр мен ақын» А.Тажибаева), Абая («Мен ішпеген у бар ма?» И.Оразбаева), Рахыма («Қош бол, ардағым!» Б.Узакова) и другие. Он написал сценарии к документальным фильмам «Нартай», «Жанкожа батыр», «Бухарбай батыр», снятым на киностудии «Казахфильм» имени Ш.Айманова. В 1976-1977, 1990-1991 годы Ш.Абдибаев руководил  Кызылординской областной филармонией, основы которой были заложены концертно-эстрадной бригадой Нартая Бекежанова, работал художественным руководителем ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы», ставшего в советское время визитной карточкой искусства земли Сыра.

Нартай обладал более широким кругозором, чем большинство народных акынов, творивших устно. В 1950 году был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая явился значительным событием в казахской поэзии. 

В 1942 году за заслуги в области литературы Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана. Он принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. Ансамбль Нартая выступал во многих городах и аулах Казахстана. Сам он не раз выступал в тридцатые-сороковые годы в Алма-Ате на слетах, олимпиадах, фестивалях.

Творческая деятельность Нар-
тая была высоко оценена народом, партией и правительством. В 1939 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, был награжден медалями. К 25-летию  Казахской республики был награжден орденом «Знак Почета».

Нартай умер в 1955 году в возрасте 65 лет. До последнего дыхания он служил своим искусством народу и оставил большое литературное и музыкальное наследие. Многогранное творчество Нартая ждет еще своего исследователя. Не все его произведения исследованы, многие факты  творческой биографии еще не известны широкому кругу почитателей его таланта.

Вдохновленные общей идеей

Каждый из членов концертно-эстрадной бригады был своеобразной творческой личностью с присущим ему творческим стилем и почерком. Работая в ансамбле, артисты выступали порой сразу в нескольких амплуа.

Жырши Кундебай Алдонгаров был приглашен в концертную бригаду Нартая в 1940 году и стал душой коллектива. С юных лет он блестяще исполнял сатирические стихи Турмагамбета, Нартая, Аскара Токмагамбетова. В предвкушении удачной шутки зрители всегда с нетерпением ждали выхода на сцену Кундебая акына. В исполнении К.Алдонгарова искусствоведом Жанузаковой в ходе экспедиции по сбору фольклора земли Сыра были записаны терме и толгау «Зілғараның әні», «Жеңіс жыры», «Көктем», «Мен келген Қармақшыдан қартың едім», «Мәншүк туралы ән», принадлежащие известным жырау При-аралья. В художественном фильме «Мы из Жетысу» он сыграл роль батрака Отена. 

Об одном случае из жизни К.Алдонгарова рассказал ветеран сферы культуры, жырау Жумабек Аккулов:

–  Осенью 1969 года в Кызылорде торжественно отмечали 60-летие Абдильды Тажибаева. Среди прибывших на юбилей именитых гостей был и писатель Габиден Мустафин. После официальных мероприятий состоялся обед в честь гостей. Вел застолье  член бригады Нартая Кундебай акын. Весельчак и балагур, душа компании, он сыпал остротами, меткими фразами и прибаутками, вызывая улыбки на лицах гостей. Когда гости устроились на ночлег, Габиден Мустафин долго не мог заснуть и вышел на свежий воздух. Расхаживавшего вокруг юрт в накинутом на плечи пиджаке
гостя заметил Абдильда Тажибаев.
Он спросил его о причине бессонницы, и Г.Мустафин поделился с мыслями, взволновавшими его. Отметив талант Алдонгарова, он высказал мысль о том, что в аулах живут истинные мастера слова, незаметные, скромные. «Когда вернусь домой, обязательно напишу о нем книгу», – сказал гость. К сожалению, он не успел воплотить в жизнь свой замысел. Вскоре после этого случая он ушел из жизни. 

Своим неподражаемым искусством, даром красноречия Кундебай  восхитил публику на республиканских айтысах, состоявшихся в Алма-Ате в 1943,1945 годах. Выступая на айтысе, посвященном 100-летию Жамбыла Жабаева, он получил высокую оценку мастеров поэтического слова Аскара Токмагамбетова, Абдильды Тажибаева, Нартая Бекежанова. 

В концертной бригаде Нар-
тая работали известные кюйши и жырши, один из них – талантливый композитор и виртуоз-исполнитель Досжан Курак. Он родился в 1878 году в ауле, который носит ныне имя Наги Ильясова.
Его отец Наурызбай умер, когда мальчику было всего четыре года. Вскоре он потерял и мать. Осиротевшего внука взял на воспитание дед со стороны матери Курак, который был известным в округе батыром, пользовавшимся уважением и почетом сородичей. Был он и горячим поклонником искусства. Приезжавшие в эти края салы и сери всегда подолгу гостили в его доме. Приехав поздней осенью, они иногда уезжали только весной, проводя в гостеприимном доме Курака всю зиму.

Воспитывавшийся в атмосфере почитания искусства, Досжан очень рано взял в руки домбру, чем несказанно обрадовал деда. Звучавшие в доме Курака старинные дастаны, киссы, кюи и жыры запали в восприимчивую душу юного Досжана. Тяжелым ударом для мальчика стала потеря старого Курака. Долго он не мог примириться со смертью единственного родного человека. Слабо действовали на него утешения умудренных жизненным опытом аксакалов. Утешение он находил в музыке. Уже в пятнадцать лет он покорял слушателей виртуозным исполнением произведений Казангапа, Альшекея, Шалмырзы.

Грамотный юноша, он знал наизусть жыры Жусупа, Омара, Турмагамбета и стал почетным гостем празднеств и тоев, проводившихся в степи. В 1939 году в составе группы артистов из Кызылорды Досжан принимал участие в культурной программе  Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве, тогда его и заприметил Нартай Бекежанов и пригласил в свой ансамбль. Незадолго до войны Досжан создал в ауле Ширкейли оркестр народных инструментов, который неоднократно становился победителем многих конкурсов. В составе оркестра было 25 артистов, среди них Рахматулла Султанов, Рамиш
Абдрахманова, Сламбек Скаков, Шаки Оспанов. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году многие из них были призваны на фронт, вернулись в родные края не все. Сам кюйши умер в 1944 году. Его кюи «Кыпың», «Кербез төре», «бармақ баспай», «Ақбоз ат», «Бипыл», «Құлан қақпай», «Бұқтым» и другие сегодня занимают достойное место в реперуаре многих оркестров и ансамблей народных инструментов.

В составе ансамбля Нартая особое место принадлежало мастерам традиционного жанра жырау. С неизменным успехом проходили выступления мастеров поэтической импровизации, исполнителей жыров, дастанов, терме и толгау Музарапа Жусипулы, Абдилды Жургенбаева, Балкашбая Жусупова,
Рахмета Мазхожаева, Сабыта Музарапулы, Акмырзы Туякбаева.

Продолжателем песенных традиций своего отца, известного жырау Приаралья Кете Жусипа Ешниязулы стал его сын Музарап Жусипулы. Акын, композитор, певец, собиратель фольклора Музарап Жусипулы родился в ауле имени Турмагамбета Кармакшинского района, который называют аулом  жырау. Ученик Турмагамбета
Изтлеуова, на основе народных сказок и преданий он создал дастаны «Тамшы», «Үш насихат», «Үш жұмыртқа», «Самұрық», «Бақытты бала», кюи «Балымша», «Тасқын», «Мұзараптың әні», «Көркем қыз», «Тәнтен», «Шаттық» и другие. В 1962 году были записаны на диск 34 кюя в исполнении Музарапа. Он собрал и сдал в фонд около десяти тысяч неизвестных ранее кюев композиторов земли Сыра.

С жырау и великолепным домбристом Акмырзой Туякбаевым случай свел Нартая в Москве в 1939 году на Декаде казахской литературы и искусства. Тогда он руководил народным театром в местности Тамды в Узбекистане. Он был первым исполнителем дастана Турмагамбета «Рауа Бану». Встреча с Нартаем сыграла решающую роль в жизни Акмырзы. Он принимает предложение Нартая вернуться на родину и начинает работать в составе его ансамбля.

А.Туякбаев родился в 1911 году в ауле Аккошкар Жалагашского района. Под благотворным влиянием двоюродного брата Амирбека
с детства научился исполнять жыры акынов Орынбая, Жиенбая, Омара, Жусипа, Турмагамбета.
В годы коллективизации, спасаясь от раскулачивания, был вынужден покинуть родные края и бежать в соседнюю Каракалпакию, где  проживали его ближайшие родственники. Акмырза побывал на могиле выдающегося кюйши Приаралья Балкы Базара, нашедшего вечный приют в отрогах горы Жалпактау.

По возвращении в родные края вместе с женой Фатимой Толегенкызы Акмырза всю оставшуюся жизнь связал с ансамблем Нартая. Фатима также пела в ансамбле, проникновенно исполняя полюбившиеся слушателям песни военных лет «Кестелі орамал», «Солдат сағынышы».

Высоко ценил творчество А.Туякбаева писатель и поэт Аскар Токмагамбетов. В областной газете вышла большая статья А.Токмагабетова под названием «Ақпа жыпау, Ақмырза». В 1990 году под руководством искусствоведа Алмы Кунанбаевой совместно с российскими и американскими учеными-фольклористами была предпринята экспедиция по сбору сохранившихся на территории  Кызылординской области образцов устного народного творчества. В исполнении А.Туякбаева были записаны песни, жыры, толгау и дастаны – «Дұрдараз», «Молдабайдың әні», «Мадақ» Куаныша Баймагамбетова, «Базар жыраудың термесі», «Балы тау», «Шайқыға» Омара Шораяка, «Назым», «Жаз болғаннан жадыңа ал» Турмагамбета Изтлеуова,
«Барлығын ұйқасқаннан өлең деме», «Қызыл қыран» Нартая Бекежанова, «Суайттың сөзі», «Тыным қыздың жортақ күйі» Бекпенбета и другие. Диски с записью его голоса есть в фонотеке Международного научно-исследовательского фонда «Туран». Верная спутница его жизни – 12-кнопочная гармонь, а также его домбра были переданы  родственниками в областной историко-краеведческий музей. 

С концертной бригады Нартая начался путь в творчество молодой певицы Турсынкуль Баяхановой. Она родилась в 1923 году в ауле Караултобе Сырдарьинского района. Ее имя хорошо знакомо любителям народной музыки старшего поколения. Репертуар певицы был представлен народными песнями. Аккомпанируя себе на гармони, она мастерски исполняла народные песни «Қамажай», «Гәкку», «Әпиток», а также почти все песни своего наставника Нар-
тая.  Многие его песни дошли до слушателя в ее исполнении. В составе ансамбля она выступала во многих регионах республики, хорошо знали ее в Узбекистане, Таджикистане, Туркмении. Вместе с супругом Сарсенбаем Баяхановым она работала в ансамбле до его  закрытия, после продолжила концертную деятельность певицей областной филармонии. В 90-х годах прошлого века выступала вместе с ансамблем «Сырдария», созданным А.Туякбаевым при областной филармонии. 

Продолжателем музыкально-поэтических традиций акынов Приаралья стала жырау Шамшат Толепова. Она родилась в 1930 году в ауле имени Комекбаева Кармакшинского района. В тяжелые годы военного лихолетья двенадцатилетней девочкой  устраивала для односельчан импровизированные концерты, исполняя жыры и толгау своих знаменитых земляков-жырау. Вместе с Рустембеком Жиенбаевым еще совсем девчонкой  была принята в ансамбль
Нартая. Расцвет ее таланта пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Как вспоминали ее современники, перед ее талантом преклонялись многие. Когда она выходила на сцену, своим мелодичным голосом, особой манерой исполнения, всем своим обликом она завораживала зрителей. Ее хотелось слушать снова и снова, и долго не стихал шум аплодисментов после  ее выхода на сцену. 

Ш.Толепова внесла особый вклад в популяризацию искусства жырау, сохранение и развитие этого самобытного жанра традиционного народного творчества. В 1986 году она открыла при Доме культуры Кармакшинского района Школу жырау, где обучала учеников старинным макамам и жырам. Многие ее воспитанники пошли по ее стопам, стали известными в области и за его пределами жырау. Ее труд был отмечен многими наградами, она была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры КазССР.

Бессменным аккомпаниатором в 1940-1950-е годы работал в ансамбле Нартая Бары Рахматуллин.
Без его участия не обходился ни один концерт. Став одним из незаменимых членов коллектива, он великолепно исполнял на баяне русские, татарские, казахские народные песни, вызывая восторг публики.

«Әнші-таксист» (певец-таксист) прозвали кызылординцы Ануарбека Мамбетова. Он родился в 1936 году в ауле №6 имени Сталина (ныне аул Когалыколь) Сырдарьинского района. После окончания средней школы, отслужив в армии, Ануарбек устроился таксистом в таксомоторный парк в Кызылорде, а заодно пел в ансамбле Нартая. Он обладал хорошим голосом и полюбился зрителям. На одном из конкурсов художественной самодеятельности его заметил известный казахстанский певец, народный артист Казахстана Бекен Жылысбаев. С этого момента творческая карьера Ануарбека пошла вверх. По приглашению Б.Жылысбаева он приехал в Алма-Ату, поступил в Казахскую нацио-
нальную консерваторию имени Курмангазы, после окончания которой был принят солистом в «Казахконцерт», был удостоен звания заслуженного артиста Казахстана. Не забывал он и о родной Кызылорде. С гастролями выезжал в колхозы и совхозы области, радуя зрителей своим талантом.

Концертно-эстрадная бригада Нартая, положившая начало Кызылординской областной филармонии, внесла большой вклад в развитие музыкального искусства края. С каждым годом ряды талантливых исполнителей пополняются новыми именами. 

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 30 август 2019 г. 1 415 0