• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВЕЛИКИЙ УЧЕНЫЙ И ФИЛОСОФ

Имя Абу Насра Аль-Фараби занимает особое место в истории мировой философии. Достойный преемник и продолжатель Аристотеля, получивший почетный титул Второго Учителя, определил дальнейшее развитие философской мысли в странах мусульманского Востока. Он оставил после себя большое наследие в области образования, науки и искусства.

Его трактаты по астрономии, астрологии, математике, логике, музыке, медицине, естествознанию, социологии, лингвистике, поэзии и риторике составили основу научной философии и искусства Средневековья и эпохи Возрождения.

VIII-XII века стали периодом наивысшего расцвета культуры исламского мира. Ученый-востоковед, академик Николай Конрад писал: «В эти столетия там имел место величайший для того времени расцвет науки, философии и просвещения. ...Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Аль-Хорезми и Аль-Бируни и другие современники этого великого расцвета создавали направление тогдашней научной и философской мысли, приняв философское и научное наследие древнего мира. Они обратились ко всем источникам великих древних цивилизаций, с которыми их народы оказались связаны в своих исторических судьбах».

По дошедшим до наших дней рассказам и фольклорным материалам известно, что он родился в 870 году в городе Фарабе на реке Сырдарье в месте впадения в нее реки Арысь. Позже город стал именоваться Отырар. Его развалины находятся на территории Туркестанской области. На то, что он происходил из знатной тюркской семьи, указывает слово «тархан» в его полном имени Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки.

В момент появления на свет Аль-Фараби на Сырдарье оформился крупный культурный оазис с центром в Тарбанде (по-иному Отырар), где получил рапространение ислам, стали создаваться многочисленные мечети и медресе. На смену арабским племенным ополчениям пришла конная гвардия тюркского происхождения. В семье одного из вое-начальников конной гвардии в округе Фараб в городке Васидж и родился Абу-Наср. Сохранилось очень мало достоверных источников, рассказывающих о биографии Аль-Фараби. Сведения о его биографии весьма скупы, но до нас дошли – и это главное – его труды.

На становление юноши и формирование его взглядов большое влияние оказала оригинальная и самобытная культура народов Южного Казахстана, центром которой стал Отырар, а также успехи естествознания той эпохи и древнегреческая философия.

 

Древний ОтыраР: на стыке  кочевого и оседлого мира

Упоминания о древнем Отыраре сохранились в китайских источниках и у Птолемея. Крупный политический и культурный центр того времени, Отырар стал центром ирригационного земледелия и городской цивилизации Южного Казахстана. Город на перекрестке Великого Шелкового пути находился на границе оседло-земледельческой культуры Средней Азии и кочевой скотоводческой культуры центральноказахстанских степей, где обитали различные племена и народности (кипчаки, канглы, огузы, карлуки, согдийцы и другие) с разным уровнем культуры и традиций. Здесь получили широкое распространение такие религиозные верования, как шаманизм, зороастризм, несторианство, манихейство, буддизм. С момента вхождения Южного Казахстана в состав Арабского халифата широкое распространение получил ислам. Арабо-мусульманская классическая мысль, наряду с религиозными проблемами, довольно широко изучала этику, юриспруденцию, политику, социальные и экономические вопросы, теологию и философию, а также лингвистику, литературу, музыку, архитектуру, естественные науки, историю, географию. Здесь, в важнейшем узловом пункте мировой торговли, пересекались представители различных этносов и народов, купцы и путешественники из близких и дальних стран – из Египта, Индии, Дальнего Востока. Не случайно древний Отырар выдвинул из своей культурной среды такую колоритную фигуру, какой стал Аль-Фараби. 

В родном Отыраре он начал свой путь к познанию мира и с детства начал увлекаться науками. К счастью, в городе имелась одна из богатейших на то время в регионе библиотек. В большой торговый город приходили не только купцы, но и путешественники, мудрецы, ученые, поэты и проповедники. Одной из больших ценностей того времени были книги. Поэтому караванщики везли с собой древние свитки, часть из которых оставалась в Отыраре.


Политические взгляды:  учение об идеальном  государстве

Стремясь удовлетворить свои разносторонние культурные запросы, Аль-Фараби покидает родные места. По одним сведениям, он покинул Отырар в юности, по другим – в возрасте сорока лет и направился в города, насыщенные богатой интеллектуальной жизнью. Большая часть жизни ученого прошла в Арабском халифате, который в тот период характеризовался усилением государства и позиций ислама. Завоевания Арабским халифатом ряда государств, Сирии, Палестины, Ирака, Ирана, Египта, ученые связали с двумя правящими династиями – Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1262 гг.).

Столицей Аббасидского халифата был Багдад, центр культуры и науки, где зарождались духовные мусульманские верования и учения. Каждая более или менее значительная мечеть города имела библиотеку. Хранение книг сочеталось с обучением студентов. Пересекавшиеся здесь религии и культурные традиции создали идеологическую основу для столкновения различных умов.

Известно, что до приезда в Багдад Аль-Фараби владел несколькими тюркскими языками, но не знал арабского. Много времени уделяя изучению языков, он достиг поразительных результатов – к концу жизни владел многими восточными языками. За короткий срок овладев арабским языком, свой путь в науку Аль-Фараби начал с изучения логики. Одним из наиболее популярных философов-наставников в Багдаде был Абу-Бишр Матта бен-Йунис, прославившийся в арабских странах как последователь наследия Аристотеля в логике. Под влиянием багдадского наставника Аль-Фараби познакомился с трудами древнегреческих ученых Аристотеля, Эвклида, Платона, Галена, узнал о законах логики и основах теории познания.

Их изучение оказало значительное влияние на формирование политических взглядов Аль-Фараби. В центре его философской системы – человек и его интеллектуально-нравственное совершенствование, стремление к достижению свободы, личное и общественное счастье, поиск светлого будущего. Его начали волновать вопросы происхождения и государства и его видов, место и роли закона, принципы организации добродетельного государства, функционирования человеческого общества, формы управления, а также какими качествами должен обладать правитель. В его трудах впервые были четко сформулированы основные положения и принципы политической философии. Многие его идеи актуальны и принципиально важны и сегодня.

Он рисовал общество будущего как совершенное и справедливое, в котором воцарятся свобода, всеобщее равенство, взаимное уважение и полное благополучие – все то, к чему стремится современное человечество. Основное место в учении Аль-Фараби о государстве занимает характеристика добродетельного города. Это модель нового вида государства, созданная философом, в котором люди должны достигнуть настоящего счастья. Таким городом Аль-Фараби считал Багдад. Он писал, что это «...восхитительный и счастливый из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления. Потому-то в него стекается народ и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются. Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные. Там могут существовать мудрецы и ораторы, поэты всех видов». Но несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку, Аль-Фараби относил Багдад не к добродетельным, а к невежественным городам, так как он был городом контрастов, где сильнее, чем где-либо, противостояли добро и зло, роскошь и нищета. Среди его жителей встречались и соседствовали различные нравы и пороки.

В годы жизни в Багдаде Аль-Фараби тесно общался с талантливыми учеными и благодаря своей образованности, сильному характеру и эрудиции вскоре стал среди них одним из самых видных. Социально-политические воззрения аль-Фараби отличали вера в разум и добродетель человека. Известны его труды «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Афоризмы государственного деятеля». В трактатах «Гражданская политика», «О достижении счастья» Фараби возводит счастье в категорию абсолютного блага.

Особое впечатление на ученого оказал знаменитый трактат Аристотеля «Вторая аналитика», в котором теоретико-познавательное мировоззрение значительно умаляло роль теологического восприятия окружающей действительности. Поэтому со стороны религиозных обществ неоднократно предпринимались попытки сократить и не допустить его распространения среди широкой общественности. Рацио-нальное мировосприятие Аль-Фараби, нацеленное на поиски решений для осуществления «земного рая» для людей при их жизни, а не после смерти, встречало протест в среде теологически настроенных богословов. Необычность и смелость философских воззрений Аль-Фараби, исключительная независимость мышления, последовательное отстаивание своих убеждений противоречили общественному мнению, не способному адекватно воспринимать науку, основанную на трудах греческих ученых. Предрассудки того времени привели к прямым нападкам на ученого, его подозревали в ереси и отходе от ортодоксального ислама. Зависть и неприязнь заставили ученого покинуть Багдад.

Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске и первое время испытывал денежные затруднения. По некоторым сведениям, он устроился садовым сторожем и лишь ночами мог заниматься наукой. Вскоре его положение улучшилось благодаря защите и опеке правителя Халеба Сайфа ад-Давля Хамдани, который был известен своим покровительством ученым, поэтам, музыкантам. Он назначил ученому ежедневное денежное содержание, что дало ему возможность беспрепятственно заниматься наукой и философией.

Он предпочитал жить вдали от дворцовой суеты, довольствуясь скромным жалованием в четыре дирхема. По свидетельству современников, ученый практически все время проводил в саду возле бассейна, работая над научными трактатами и ведя дискуссии со своими учениками. Самыми выдающимися из них были Яхья ибн-Ади из Багдада и Ибрагим ибн-Ади из Алеппо, которые стали распространителями его идей. Сведения о последней предпринятой им поездке в Египет между 949-950 годами отразились в труде «Гражданская политика». В нем он представляет счастье в качестве высшей ценности и блага человеческой жизни.


Основополагающие принципы наследия Аль-Фараби

Творческое наследие Аль-Фараби огромно и универсально по разнообразию проблем. Великий мыслитель прошлого, он занимался исследованиями в области музыки, логики, философии, математики, астрономии, социологии. Его труды переведены на многие языки и хранятся во многих библиотеках мира. Его философия проникнута безграничной верой в добродетель и разум человека. 

Великий ученый заложил основы новой философии, по которой все, что существует в мире, делится на шесть связанных между собой причинно-следственными отношениями ступеней. Первая – первопричина всего сущего, зачем и кем все было задумано, вторая – появление всего, третья – деятельный и находящийся в развитии разум, четвертая – душа, пятая – форма и шестая – материя. Они лежат в основе всего, что окружает человека. 

Будучи талантливым во всем, Аль-Фараби уделил немало времени исследованию музыки. Он познакомил другие народы с музыкой Востока и оставил после себя трактаты «Слово о музыке» и «О классификации ритмов». Так, он дал понятие музыкальных звуков, описал их природу и выяснил, из каких категорий и элементов строится любое музыкальное произведение. Это вывело изучение музыки на новый уровень. В отличие от школы пифагорейцев, по которой слух не имел значения для различения звуков, а главным в этом являлись вычисления, Аль-Фараби считал, что именно слух позволяет определять звуки и соединять их в гармонию.

Итогом кропотливой научной работы Аль-Фараби стал труд «О классификации наук». В нем ученый собрал и систематизировал все известные науки своего времен, определив предмет, основные цели и задачи каждого из них. Это было уникальное исследование, никем не проводимое ранее, а потому значение его для «изучающей науки» чрезвычайно велико.

Точных сведений о том, как он окончил свой жизненный путь, не сохранилось. По одним источникам, он умер дома естественной смертью, по другим – погиб от рук бандитов по дороге в Аскалан. Доподлинно известно лишь, что он умер в январе 951 года в возрасте восьмидесяти лет и похоронен в Дамаске за так называемыми Малыми воротами.

Некоторые источники утверждают, что он был похоронен за стенами города без участия духовенства и молитву по нему прочитал сам правитель. Некоторые авторы опровергают это обстоятельство, описывая его истинно верующим мусульманином. Как считал сам Аль-Фараби, добродетельный человек не должен страшиться смерти, он обязан сохранять достоинство и не впадать в панику, стремясь продлить жизнь, ведь она всего лишь средство для творения блага.

Много веков отделяют нас от эпохи Аль-Фараби. Человечество достигло огромных успехов во всех областях знания, но оно никогда не должно забывать тех, кто прокладывал путь к истине. Человечность, свобода нравственного выбора, культ разума и знаний были основополагающими принципами его учения. Перед его величием и мудростью сегодня склонил головы весь мир. 

Во многих странах его именем названы улицы городов и университетов, в его честь установлены памятники. В 2020 году будет отмечаться 1150-летие со дня рождения Абу Насра аль-Фараби, великого мыслителя и философа тюркского мира. Международная организация ТЮРКСОЙ и КазНУ имени Аль-Фараби внесли в ЮНЕСКО предложение объявить следующий 2020 год Годом Аль-Фараби. 

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Четвертая полоса 05 сентябрь 2019 г. 889 0