Красота Приаралья стала неиссякаемым источником вдохновения для многих мастеров кисти и холста. Истоки таланта многих живописцев берут начало с картин родной природы, с того места, где человек родился и вырос. Все мы родом из детства, сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.Овеянная древними легендами и преданиями земля Сыра стала родиной замечательных художников, внесших неоценимый вклад в развитие национального искусства и культуры. Здесь родилась и сделала первые шаги в искусстве целая плеяда известных художников, имена которых известны ценителям искусства живописи не только в Казахстане, но и за его пределами.
В Кызылорде, которая была столицей республики, в 1926 году состоялась первая Всеказахстанская выставка художников, положившая начало казахскому изобразительному искусству, в 1928
году – передвижная выставка казахстанских художников. Картины тогда доставляли в Кызылорду на повозках, запряженных верблюдами.
У истоков отечественного изобразительного искусства
Зарождение в Казахстане искусства живописи многие ученые-искусствоведы связывают с именем Сердалы Бекшорина. Долгое время первым художником ученые считали брата Шокана Валиханова Макы, который учился в Санкт-Петербурге в школе для глухонемых. Сердалы Бекшорин родился раньше Макы на 25 лет, в 1820 году.
Один из первых казахов-интеллигентов, образование получил в Санкт-Петербурге, где тесно общался с Шоканом Валихановым, ученым-востоковедом В.Григорьевым, художником-этнографом В.Плотниковым. Человек, одаренный от природы, С.Бекшорин был талантливым художником и картографом. Хорошо зная местность, названия рек и озер, вместе с Ш.Валихановым он участвовал в составлении карты казахских земель.
Многогранная и незаурядная личность, С.Бекшорин был известным бием и жырау, пользовался уважением и любовью народа и неоднократно избирался бием в Казалинском уезде. Правнук известного Жалантоса бахадура, эмира Самарканда, создателя величайших памятников архитектуры Средней Азии – мечетей Тилля-Кари и Шир-Дор, Сердалы би унаследовал у своего выдающегося предка талант создавать монументальные сюжеты.
В переписке Ш.Валиханова с отцом сохранились сведения о казахской делегации, посетившей Санкт-Петербург в 1860 году. В нее вошли известные в казахской степи личности Мухаммед Жантурин, Беремжан Чегенов, Ермухаммед (Елекей) Касымов, Азберген Мунайтпасов, Мухамедгали Таукин, Алдаш Байганин, Исет Толепов, Мухаммед-Салык Бабажанов, Губайдулла Есенбаев, Был среди них и Сердалы Бекшорин. Для делегации организовали экскурсии по историческим местам, культурным центрам, фабрикам и заводам столицы империи, познакомили с построенной между Москвой и Петербургом железной дорогой. Как писал Плотников, среди членов делегации отличался С.Бекшорин. Во время посещения Эрмитажа он сделал талантливые зарисовки с особенно понравившихся произведений искусства. Срисовал он и виды Петербурга, паровозы и вагоны на железной дороге. Входившие в состав делегации муллы подняли шум, обвинив его в святотатстве, и помешали ему продолжить работу.
По возвращении домой, восхищенный картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи», воспроизвел по памяти точную копию картины. Произведение раскрыло его глубокую духовность и глубокое восприятие прекрасного, что, несомненно, говорило о его образованности и способности видеть и понимать прекрасное. Картина не раз печаталась многими издательствами наряду со многими работами неизвестных авторов. Высоко ценивший талант С.Бекшорина Ш.Валиханов подарил ему швейцарские часы, которые стали ценной реликвией в семье Бекшориных.
У себя на родине он ратовал за просвещение, призывая своих соотечественников перенимать передовые идеи России, был инициатором специальной экспедиции по присоединению казахов Среднего жуза к России.
Он стал наставником и учителем целой плеяды казахских интеллигентов, вставших у истоков создания казахской государственности, таких как Халел Досмухамедов, Жаханша Досмухамедов, Алихан Бокейханов. В народе сохранилась песня-плач (жоқтау) «Сердалы биді жоқтау», в которой народ прославлял его как уважаемого всеми бия, истинного защитника народа.
Жизнь С. Бекшорина пришлась на один из сложных и противоречивых моментов в истории казахского народа. Обладая такими качествами, как дальновидность и мудрость, он заботился о благе родного народа, понимая, что будущее нации зависит от уровня его образования.Весь свой талант он посвятил осуществлению этой цели.
Династия Ходжиковых
Яркий след в истории искусства Казахстана оставила династия Ходжиковых. Их творчество, наполненное духовностью и особым внутренним содержанием, вошло в национальную сокровищницу Казахстана, обогатив талантливыми произведениями живопись и графику, скульптуру и декоративное искусство, театр и кино. Латифа Ходжикова – супруга Коныркожи Ходжикова, выдающегося политического и общественного деятеля, просветителя и педагога, ученого-краеведа, знатока истории, культуры и языков народов Средней Азии, ставшего жертвой сталинских репрессий и расстрелянного в 1937 году. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на ее долю, она состоялась как личность и прославилась как мастер декоративно-прикладного искусства. Ее работы хранятся во многих музеях мира.
Путь Латифы в профессиональное искусство начался в 20-х годах прошлого столетия. Она работала костюмером и театральным художником первого казахского театра драмы в Кзыл-Орде, создала замечательные сценические костюмы и декорации к первым казахским спектаклям «Қаракөз», «Еңлік-Кебек».
В 1928 году в связи с переносом столицы переехала в Алма-Ату, где вместе с корифеями казахской сцены Курманбеком Джандарбековым, Шарой Жиенкуловой, Анатолием Ненашевым, Евгением Брусиловским участвовала в постановке первых казахских опер «Қыз Жібек», «Айман-Шолпан», «Шұға», «Ер-Тарғын», «Жалбыр». В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая она заведовала костюмерным и пошивочным цехами и сшила более тысячи театральных костюмов. Великолепное знание казахского народного прикладного искусства позволило ей создать уникальные костюмы с нацио-
нальным колоритом, которые одевали Жамбыл Жабаев, Дина Нурпеисова, Куляш Байсеитова, Каукен Кенжетаев, Шабал Бейсекова.
В 1958 году Латифа Ходжикова принимала участие в Декаде казахского искусства и литературы в Москве. Мастерица и рукодельница, непревзойденный мастер прикладного искусства, знаток национального костюма и казахского орнамента, она подготовила для выставки нарядную юрту. Ныне она хранится в Государственном музее в Москве. В 1944 году сшитый ею национальный мужской костюм был передан в дар президенту США Франклину Рузвельту. Ее работы хранятся в коллекциях музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Вашингтона, Будапешта.
Латифа Ходжикова внесла большой вклад в создание фольклорного фонда казахского орнаментального искусства, под ее руководством был создан альбом «Казахский народный орнамент». Она не заканчивала академий, была лишена возможности получить профессиональное образование, истоки ее таланта – в знании народной жизни, казахского фольклора.
Талант и любовь к творчеству она передала своим сыновьям. Первый театральный художник, мастер декоративно-прикладного искусства Латифа Ходжикова стала основателем талантливой творческой династии, внесшей заметный вклад в развитие национального искусства.
Старший сын Кожахмет – первый казахский художник, создатель в изобразительном искусстве новых направле-
ний – карикатуры и плаката. Художник-график, он был художником-оформителем первых спектаклей казахского театра, участником самых первых выставок изобразительного искусства Казахстана. В 1938 году Кожахмет был арестован как сын врага народа. Из мест лишения свободы он вернулся тяжело больным. К сожалению, он рано ушел из жизни, не успев в полной мере реализовать свой незаурядный талант.
Кулахмет Ходжиков – участник Великой Отечественной войны, первый казахский художник театра и кино, заслуженный деятель искусств КазССР. В тридцатые годы был художником-оформителем Казахского театра драмы, создал декорации к опере «Абай». В 1972 году основал в Алма-Ате первый музей прикладного искусства, стал художником-постановщиком десятков кинофильмов, вошедших в сокровищницу национального кинематографа, среди них «Меня зовут Кожа», «Алдар-Косе», «Под звуки домбры», создал эскизы к кинофильму «Қыз Жібек».
Нурахмет стал талантливым скульп-тором, его монументальные работы хорошо известны в Казахстане. В одной из скульптур защитников Родины он запечатлел образ своей матери. Из-за ранения, полученного на фронте, он долгое время был прикован к постели и не смог полностью осуществить свои творческие замыслы.
Кинорежиссером, создавшим шедевры отечественного кино, стал Султан-ахмет Ходжиков. Одна из удачных его работ, принесших ему всенародную славу, – киноэпос «Қыз Жібек», ставший классикой казахстанской кинематографии. В осуществлении замысла большая роль принадлежала матери художника Латифе, замечательной сказительнице, знавшей множество легенд и преданий. «Қыз Жібек» – не просто история любви казахских Ромео и Джульетты, в фильме отражена общественно-политическая жизнь казахов: война с джунгарами и жузовые распри, не способствовавшие единению нации. На Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси «Қыз Жібек» отметили тремя наградами. Режиссер Султанахмет Ходжиков получил специальный диплом за яркое образное решение исторической темы, художник-постановщик Гульфайрус Исмаилова – премию за лучшее художественное оформление, а актёр Кененбай Кожибеков – диплом за вклад в развитие драматического искусства на экране. В 1972 году кинорежиссер С.Ходжиков за фильм «Қыз Жібек» получил Государственную премию Казахстана.
Более полувека «Қыз Жібек» не сходит с экранов и стал своеобразной визитной карточкой страны. Фильм часто демонстрируется на телеканалах, за рубежом во время Дней культуры Казахстана. В 1978-1981 годах при участии С. Ходжикова был снят на студии «Казахтелефильм» ряд документальных картин – «Всегда с нами», «Всегда на страже», «Панфиловцы», в 1985 году – документальная кинолента «Знай наших». Это фильм о великой дружбе русского и казахского народов на примере многолетней дружбы двух борцов-богатырей, чемпионов мира Ивана Поддубного и Хаджи-Мукана Мунайтбасова. С.Ходжиков внес значительный вклад в историю казахского кино. До последних дней жизни он работал на киностудии «Казахфильм».
Художник, влюбленный в жизнь
Середина 50-х годов прошлого века стала в Казахстане периодом обновления творческих сил, расцвета искусства живописи и скульптуры. В это время заявил о себе яркий и самобытный художник Сахи Романов – заслуженный деятель искусств, народный художник Казахстана.
Родился в 1926 году в Казалинском районе Кызылординской области. Он стал одним из тысяч сирот, которых раскидала по всем уголкам необъятной страны безжалостная машина сталинского режима. Сын репрессированных родителей, он скитался по детским домам Казахстана, России, Украины. Бойкий и самостоятельный мальчишка настойчиво выбивался в люди. Подростком работал на заводе. Закончил ремесленное училище. Затем – фронт. Испытание войной и счастье Победы. Желание жить, учиться и реализовать свою мечту – стать художником. Писать картины он начал еще в Куйбышеве в годы войны. Затем Москва, учеба в первом киновузе страны – ВГИКе.
Свои работы он подписывал «Р.Сахи». Русскую фамилию Романов он получил в детдоме. Заканчивая художественный факультет главного киношного вуза страны – Всесоюзного института кинематографии, в качестве дипломной работы он представил иллюстрации к казахской народной сказке «Сорок небылиц» о маленьком и находчивом Тазша бала. В них быль тесно переплелась с вымыслом. Ему был близок сочный юмор народной сказки, а, может, он чувствовал себя сродни главному персонажу сказки – смышленному мальчугану, благодаря своей хитрости выходившего невредимым из всех хитросплетений судьбы. И все же уже тогда определились главные черты творчества художника – открытость и эмоциональность. Вероятно, художник начал пробуждаться в нем еще в детстве, на родной земле на берегу Сырдарьи, когда он бродил по степи, слушая голоса природы. Его первое большое полотно «Вечер на джайляу» (1958 год) было связано с воспоминаниями о Родине. Девушка-чабан со своей отарой спускается к юртам, над которыми уже поднялся дымок костров. В мерном ритме композиции и мягкой гармонии цвета звучит лиричная вечерняя мелодия. Черты народного быта ярко отразились в работах художника «Ковровщицы», «На каникулах». Опираясь в работе на художественные традиции, переданные ему его наставниками – замечательными советскими художниками В.Ефановым, Ф.Богородским, Г.Шегалом, Ю.Пименовым, художник с каждой новой работой старался найти свой творческий почерк. По его собственному выражению, главное в его поисках – «услышать цветовой звук земли, передать в цвете ее запах». Искусство Сахи Романова взошло яркой звездой на горизонте казахской культуры в середине ХХ века. Плеяда молодых выпускников московских и ленинградских художественных вузов страны Советов, вернувшись домой в Казахстан, заявила о себе в полный голос. С их приходом начался небывалый подъем изобразительного, кинематографического, театрального, музыкального и литературного творчества. Среди них Сахи Романов обрел свое неповторимое лицо с первых шагов творческой деятельности.
После окончания учебы с дипломом художника-постановщика кино Сахи Романов с 1955 года начал работать на киностудии «Казахфильм». Параллельно он трудился над серией графических работ, посвященных казахскому эпосу. Позже он объединил их в книге «Алдар-Косе», где образы Жиренше, баев, бедняков, сказочных персонажей стали шедеврами национального фольклора. Лукавые, забавные, обаятельные, они сразу обрели самую благодарную аудиторию – детей. Следом – работа в театральных постановках, в книжной графике и, наконец, в живописи – станковой и монументальной.
На «Казахфильме» Сахи Романов создал вместе с режиссерами свои уникальные эскизы к фильмам «Алдар Косе», «Крылья песни», «Следы уходят за горизонт», «Дорога в тысячу верст», «Кулагер», «У подножья Найзатас» и другим. В 1969 году во время работы над последним фильмом своего друга и единомышленника Шакена Айманова художник написал его портрет. И хотя сделал он это за один сеанс, поиск образа был долгим. На фоне величественного озера Торайгыр крупным планом лицо Шакена – изрезанное морщинами, испещренное следами раздумий, жизненных радостей и невзгод. Он как бы слился воедино с родной природой. Об этой своей работе позже Сахи Романов сказал: «Прекрасная казахская земля – и его талантливый сын! Сын, которым может гордиться народ. Мне хотелось, чтобы он таким предстал перед теми, кто его знал». Наверное, эти его слова с полной уверенностью можно отнести к нему самому.
Бескрайние просторы присырдарьинских степей, напоенные жгучими лучами солнца, неброская и неяркая природа края, ставшего свидетелем трагедии Арала, не могли не повлиять на мысли и сознание каждого, кто здесь родился. Ощущение взаимосвязи Человека и Земли, суровый климат и трепетное отношение к природе способствовали пробуждению таланта и появлению целой плеяды мастеров живописи.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |