• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В КАРТИНАХ – САМОБЫТНОСТЬ И БИЕНЬЕ ЖИЗНИ

«КВ» уже писали об известных казахстанских художниках, выходцах из Кызылординской области. Сегодня – новая публикация о жизни и творчестве художников Приаралья, внесших вклад в развитие отечественного изобразительного искусства.

Природа Приаралья стала источником вдохновения для многих мастеров кисти. В низовьях Сырдарьи за сравнительно небольшой период возникла своеобразная художественная школа, соединившая опыт народного декоративно-прикладного искусства и национальную цветовую гамму с опытом европейских школ живописи.

Особый почерк мастера 

Ярко и самобытно творчество Салихитдина Айтбаева. Он родился в 1938 году в Кызылорде, в 1961 году окончил Алма-Атинское художественное училище имени Н.В.Гоголя. Картины «Портрет отца» и «Счастье» сразу были отмечены на Всесоюзной молодежной выставке, а «Молодые казахи» стала, можно сказать, программным произведением национального изобразительного искусства.

В мир искусства он пришел в период так называемой оттепели, когда художники получили свободу творчества, которая придала им мощный импульс. Это было время, когда в стране появилась целая плеяда людей искусства, которые вопреки сложившемуся стереотипу по зову души и сердца обратились к истокам национальной культуры, истории и традициям народа и начали создавать реалистичные произведения искусства, в которых отразились правдивые картины повседневной жизни народа. Уникальный почерк и отличительные черты этого поколения художников, графиков и скульпторов, заложивших основы казахского художественного стиля, формировались на протяжении нескольких десятилетий.

В 30-50-е годы ХХ века в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, бурное развитие в искусстве получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников, отказавшись от академических канонов, посвятила себя поиску своего стиля и выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства. Шестидесятые годы стали расцветом художественной мысли в Казахстане – «дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и даже конфликтовали с художниками предыдущего поколения, ориентированного на реалистичность в искусстве. Условно их назвали художниками-шестидесятниками.

Лидером поколения художников-шестидесятников стал Салихитдин Айтбаев.
Его мастерская стала центром притяжения молодых талантов, здесь шли споры об искусстве, обсуждались новые имена. В этой мастерской состоялась презентация романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Попав в мастерскую к Айтбаеву, знаменитый итальянский художник XX века Ренато Гуттузо настолько проникся ее атмосферой, что написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева». Художник пристально изучал наследие европейского модернизма, чтобы как можно тоньше передавать эмоциональные переживания. Не случайно творчество Салихитдина Айтбаева соединило в себе богатый духовный опыт Востока и Запада, прошлого и настоящего. Его работы стали той самой «времен связующей нитью».

Главной своей целью в творчестве С.Айтбаев считал создание уникального национального стиля. Первой работой, обозначившей новую веху в развитии казахской живописи, стала картина «Счастье». «Важно подчеркнуть, что картина, открывшая художника широкому зрителю, явилась итогом не только его собственного раннего творчества. В ней сказались искания многих. В «Счастье» Айтбаева есть своего рода предел той типизации и монументальности, которые были свойственны нашему изобразительному искусству в 60-е годы. Художник нашел, разумеется, не всеобщую, но довольно точную и конкретную формулу направления, которому коренным образом были чужды инсценировочная сюжетность и мелочная натуралистическая детализация», писал российский художественный критик и искусствовед Вильям Мейланд.

Картина художника убеждает нас в том, что счастье – это жить на родной земле, чувствовать ее соки и корни, сливаться с ней во-едино и утверждать себя в единстве с ней. На переднем плане – фигуры юноши и девушки с волевыми лицами. Их образы гармонично вписываются в мягкие, плавные линии пологих холмов, заснеженных гор, уходящих в синие дали.
Изящные, неторопливые движения красновато-рыжих коней вливаются в этот мерный ритм, рождая ощущение вечности, красоты и величия жизни земли и на земле. Повсюду как бы звучит музыка самой природы. Двое молодых –
хозяева этого прекрасного мира. Цвет их загорелых лиц, одежд повторяют краски земли, воды, неба, золотистых пастбищ. В декоративной щедрости цвета чувствуются традиции народных мастеров.

«Счастье» стало хрестоматийным полотном в казахстанском изобразительном искусстве. В 2018 году Национальный банк РК выпустил коллекционные монеты с изображением картины С. Айтбаева «Бақыт» («Счастье»), которые стали продолжением серии монет, призванных популяризировать богатство национальной культуры и раскрыть полный спектр направлений в изобразительном искусстве Казахстана.      

«Земля и люди», «Табунщики», «Вечерние мелодии», «Гость приехал», «Ферма на джайляу», «Сыновья», «Собрание бригады»... Его картины – это целый мир, мир счастья и душевного тепла, гармонии человека и природы. Он создал свою философию степи, отражающую его сложный личностный мир, нежно и трогательно запечатлевал образы детей, юношей, стариков. Обладая мощной притягательной энергетикой, заставляя зрителя ощутить силу, красоту и самобытность родной земли, они сразу становятся близкими и понятными. Им присущи лирический романтизм, простота и ясность композиционного решения.

Салихитдин Айтбаев работал в разных жанрах. Интерпретацию кочевой культуры, стремление пластически выразить особенности ее философского миропонимания художник отразил в пейзажах и зарисовках сцен сельской жизни «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пастуха», «Целина», «За обедом», «Мать». Работал мастер и в портретном жанре. Особенным реализмом и правдивостью отличались «Портрет сестры Курлан», «Женщина в красном», портрет писателя Ануара Алимжанова. Особую привязанность художник испытывал к графике и создал иллюстрации к сборникам стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трехтомнику «Казахские народные сказки».

Одна из любимых тем художника – сцены из жизни простых людей. Незамысловатые картины родной степи, знакомые образы детей, стариков, лошади и верблюды на джайляу точно отображают национальный колорит. Отображая сложный личностный мир художника-философа, его творчество вобрало основные тенденции времени и отличалось лаконизмом, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Он обладал не только широтой взглядов, но и смелостью поисков нового живописного языка. Он был одним из тех творцов, кто музыкой своей души предвещал и возвещал становление профессионального национального изобразительного искусства.

 В творчестве С.Айтбаева отразились основные тенденции времени. Его работы характеризуются лаконизмом форм, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения. Художественная стилистика народного традиционного искусства, особое восприятие природы, цвет, ландшафтные формы – все это, преломляясь через сложный личностный мир самого художника, заставляет зрителя прислушаться к себе и ощутить биение пульса родной земли.

С.Айтбаев рано ушел из жизни, но оставил яркий след в искусстве. Он был полон энергии и эксперимента и был настоящим философом, думающим, мыслящим, ищущим и созидательным. Его труды стали олицетворением национальной живописной школы, воплотив и утвердив красоту и величие казахской культуры. Созданной им школе живописи принадлежит особое место в национальном изобразительном искусстве. Он создал свой художественный стиль и манеру.

Живописные и графические произведения мастера хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева, выставлялись в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Имя Салихитдина Айтбаева присвоено художественной галерее Кызылорды.

               

Художник щедрого таланта

Оркен Мамакова внесла заметный вклад в изобразительное искусство Казахстана. Она выработала собственную художественную систему, авторскую живописную технику. Искусствоведы назвали ее прирожденным колористом, произведения которой наполнены особой поэзией и сложным цветовым строем.

Она родилась в 1953 году в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области и выросла среди роскошной природы горного Алтая. Это уникальный уголок Евразии, край лесов и водопадов, прозрачных озер и причудливых скал, реликтовых островков пихт, кедров и елей. Древняя земля предков, изобиловавшая древними сакскими курганами, пробудила в ее душе способность по-особому воспринимать мир и краски родной природы.

Закончив Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя, совсем юной Оркен уехала вслед за мужем в Кызылорду. Она попала в другой мир, край ничем не ограниченного пространства. Золотисто-песчаная земля, желтые воды Сырдарьи, жемчужно-серые волны Арала с его трагической судьбой, бескрайнее небо. Наполненная сакральным смыслом земля предков заставила ее по-новому ощутить красоту природы и вдохновила на создание живописных полотен, где нашла отражение суровая поэтика природы Сыра. Здесь, согласно легендам, зародилось учение Заратуштры, и волны Сырдарьи первыми услышали звуки кобыза и вечную музыку праотца тюрков, прорицателя и шамана Коркыта. Полотна Мамаковой насыщены особой мелодичностью и навеяны музыкой кобыза Коркыта и звуками терме, излюбленного музыкального жанра присырдарьинских степей. Влияние края, с которым художник связала свою жизнь, оказалось так велико, что этот стиль сохранился даже в работах, посвященных своей малой Родине – горному Алтаю.

Оркен Мамакова вошла в отечественное изобразительное искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей, глубоких по содержанию натюрмортов, замечательных по технике исполнения акварелей. На ее полотнах природа края запечатлена в самых разных состояниях – в моменты бури и затишья, в пору весеннего обновления, в буйной зелени лета, в умиротворенных красках осени, в грациозной и завораживающей тишине зимы.

Работы мастера на простые и бесхитростные сюжеты, посвященные жизни аула, близки и понятны каждому. Они наполнены особой поэзией и сложным цветовым колоритом. В них заметно влияние полотен Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова. Несомненно влияние Салихитдина Айтбаева.

Профессия художника во все времена считалась нелегкой. Это прежде всего большой труд, требующий полной самоотдачи, потому, наверное, среди художников не так много женщин. Поиск собственного стиля и почерка, стремление открыть людям то, что тебя волнует, невозможны без жертвенности, умения посвятить себя творчеству целиком, отодвигая на второй план проблемы личного характера, связанные с семьей и бытом. Тем не менее Мамакова не только сумела стать настоящим мастером, но и состоялась как мать и при всей своей загруженности всегда находила время для семьи. Для создания ярких и правдивых образов она много работала, изучала творчество классических мастеров живописи Запада и Востока. В скромной и непритязательной красоте Приаралья она умела находить удивительную палитру красок.

Одной из главных в творчестве О.Мамаковой стала тема Арала. Ее картины – это рассказ о трагической судьбе высыхающего моря. Экологическую катастрофу глобального планетарного масштаба художник показала глазами людей, которые любят и помнят Арал и для которых гибель моря имеет реальные очертания. В работах «Арал», «Арал – Бөген», «Арайлы құм», «Боталар», «Көне Бөген-еспе», «Қамбаш ауылы», «Балықшылар» звучит боль людей, которые не покинули эту землю, потому что для них она – земля отцов.

В картине «Арал-Бөген» сплелись реальность и фантазия. На фоне облаков, которые то сплетаясь, то раздвигаясь, образуют причудливые и таинственные очертания, появляются силуэты людей верхом на верблюдах. Боген, небольшой рыбацкий поселок на берегу Арала, откуда в годы войны на пароме отправляли тонны рыбы, теперь обезлюдел. Колорит картины проникнут драматизмом и грустью. В картине «Арайлы құм» в пустынном мареве на фоне знойного солнца возникает фигура верблюда у вод-
ного источника. Яркое красное пятно усиливает ощущение зноя и раскаленного воздуха. На полотнах мастера вода – это источник жизни. Свое продолжение она нашла и в работе «Боталар». С особой теплотой и волнением воспринимаются трогательные образы девочки и верблюжонка, которые пришли к источнику воды. В «Көне Бөген-еспе» мастер успела поймать мгновение, священный миг в жизни заброшенного поселка, когда люди ранним утром бегут к естественному колодцу. За ночь он наполнится водой, но через некоторое время она уйдет неизвестно куда, капли живительной влаги испаряются у них на глазах. На фоне ясных очертаний домов в утренней дымке женщина с коромыслом спешит к колодцу. Мягкая цветовая гамма полотна создает ощущение единой световоздушной среды.

Особое место в творчестве мастера кисти принадлежит природе родного края. Наиболее живописные уголки природы отражены в работах «Құм тораңғылы», «Тораңғылорман». Они посвящены уникальному дереву, символу древней земли Сыра – торангылу. Реликтовые турангыловые рощи с причудливыми изгибами деревьев купаются в неярком осеннем солнце, ветви их, сквозь которые выглядывают лучи солнца, напоминают причудливый кружевной узор.

Непритязательный бытовой сюжет возникает на картине «Ауылда». Интересна пространственная композиция полотна: на переднем плане на фоне юрты – фигуры стариков и мальчика, неподалеку – женщины, занятые домашними хлопотами: молодая женщина у очага, старушка несет старикам блюдо. В их образах ярко выражены долг и предначертание женщины – матери и хранительницы семейного очага. На заднем плане – пасущиеся лошади на фоне рельефных горных хребтов. Сочетание синих, голубых, желтых, оранжевых и коричневых тонов придают картине особый колорит.

Художник написала цикл работ, посвященных кызылординской земле. Центральное место среди них принадлежит картине «Абыз», посвященной священному для жителей земли Сыра образу великого прорицателя и музыканта Коркыта. Связь с древней легендой ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения.

Для жителей жаркого и засушливого кызылординского региона вода всегда имела первостепенное значение. И тонкий художник, Оркен не смогла обойти эту тему. В работах «Сырдария – Айтек арнасы», «Жаңадария», «Жағалау», «Қараөзек», «Арайда» главное содержание – вода как источник всего живого на земле. Медленно текущая вода в низких берегах с редкой растительностью, замедленный ритм, сдержанный колорит, едва уловимое течение воды – все это олицетворяет непрерывное и безостановочное течение жизни, идею постоянства и вечности. Словно в дымке предстает в них древняя Сырдарья, тени в ее водах от растущих по берегам пышных деревьев, высокие берега с золотистой растительностью становятся в картинах символом постоянства, не подверженного изменениям. Работа «Арай» посвящена созидательной силе человеческого духа, который создал настоящие оазисы в бескрайней степи. Как признавалась Оркен, источник вдохновения она черпала в картинах родной природы. Она часто приходила на берег каналов, чтобы увидеть и почувствовать состояние природы, подумать и собраться с мыслями.

Значительное место в творчестве мастера занимает цикл работ, написанных во время симпозиумов живописи, плэнерные работы. Один из таких творческих party живописцев проходил на родине ее учителя и кумира Салихитдина Айтбаева. В небольшом, затерянном среди песков ауле Амангельды в Кызылординской области собрались мастера холста и кисти, объединенные общностью взглядов и мыслей. Внимательно и пристально наблюдал тогда за своей ученицей Салихитдин Айтбаев. Оркен признавалась, что нашла в Амангельды неисчерпаемый материал для творческого выражения. Итогом симозиума стали работы мастера «Сая жай – Арай», «Қораз», «Айлы кеш», «Шілдехана», «Шуақты күн», «Плэнер», «Сәйгүлік».

Занимала художника и историческая тема. Цикл работ, посвященных страницам прошлого, прошел через призму особого философского и художественного видения. Изучение исторических материалов и источников, тонкая интуиция и художественное воображение позволили ей создать яркие и колоритные образы. Работа «Зобалаң. 1930 жыл» посвящена трагическим событиям в жизни народа – голоду. Эта тема была важна для нее, так как коснулась ее семьи.

Цикл работ художник посвятила Алтаю, где прошли ее детство и юность. Работы «Ежелгі көш», «Символ Алтая. Марал», «Алтын адам» посвящены первозданной природе Алтая и расположенным на этой земле древним археологическим памятникам сакского периода. Горный олень с причудливыми ветвистыми рогами, причудливое озеро между склонами гор, всадник на водопое – все эти образы составляют целостную композицию, выполненную в цветовой гамме от светлых до темных оттенков сиреневого, синего, желтого и коричневого.

О.Мамакова редко прибегала к портретному жанру, за исключением разве что изображения самых близких ей людей – дочерей и внуков, в образы которых она вложила материнскую гордость за их красоту. Неброскими красками, едва уловимыми штрихами выполнены картины «Наркиз», «Автопортрет». С большой нежностью выведен образ внучки Наркиз. Она, как и бабушка, любила рисовать. В мастерской Оркен у девочки было свое рабочее место с необходимым набором инструментов.

После обретения Казахстаном независимости О.Мамакова много сил приложила для возрождения народного декоративно-прикладного искусства. Создала центр, в котором традиционные центры народного промысла объединила с учебными мастерскими, в которых обучение основам изобразительного искусства сочеталось с овладением навыками мастеров-ремесленников. С большим упорством она принялась за создание мастерских по пошиву всех видов одежды, предметов быта – подушек, одеял, постельного белья. Работа ее была направлена на возрождение старинных народных ремесел.

В течение долгих лет она возглавляла Кызылординский филиал Союза художников Казахстана, участвовала в выставках и симпозиумах, всегда находилась в поиске и стремилась к совершенствованию. Она лауреат премии «Жiгер», обладатель медали «Ерен еңбегi үшін», стипендиат Президентской премии.

Творчество Оркен Мамаковой занимает особое место в изобразительном искусстве Казахстана. Благодаря ее работам природа и традиции земли Сыра были представлены в выставочных залах и музейных фондах Казахстана и многих зарубежных стран. Соединяя традиции европейского и национального искусства, О.Мамакова привнесла в современную казахстанскую школу живописи новые формы и художественную технику, манеру и стиль. Ее работы украшают монографии и каталоги о современном искусстве многих республиканских и зарубежных изданий, картины представлены в музеях разных стран мира, частных коллекциях, в резиденции Президента РК Ак Орде.

                 

Источник вдохновения – родной край

Имя Муратбая Умбетова хорошо известно в творческой среде Казахстана. Его путь в профессиональное искусство начался с живописи. Писать картины начал еще в годы службы в армии в Ленинградской области.

В 1973 году с отличием закончил художественное училище имени Н.В.Гоголя в Алма-Ате. Вернулся в Кызылорду и работал в художественной мастерской. Позже закончил художественно-графический факультет Казахского педагогического института имени Абая.

Чаще всего взяться за кисть заставляла сама природа – уж очень хотелось запечатлеть на холсте замечательные картины родного края: степи, жайляу, природа земли Сыра в разные времена года. С особенным вдохновением мастер кисти изображает пору пробуждения природы весну и красочность и пышность увядающей осени. В каждой работе сквозит любовь к родной природе, раскрывается ее естественная и неброская красота.

Темы его полотен – родная земля и ее люди: ветераны войны, герои труда, простые труженики-рисоводы. Портреты мастера прикладного искусства и ученого-этнографа Даркембая Чокпарова, ветерана войны и труда Манаса Дуйсенова интересны не только портретным сходством, но и не-
обычным художественным решением в создании конкретного образа. Картины «Трудовая весна», «Вахта труда», «Утро», «Передвижная выставка», «К молодым», «Ибрай Жахаев среди молодежи», «Земля тракториста» отличаются глубоким идейным содержанием и эмоциональной насыщенностью.

В творчестве художника заметно обращение к культурному наследию народа. Четкое композиционное построение, прекрасное знание техники отличают графические произведения художника, посвященные жизни и быту казахского народа. На картинах посредством выразительных красок воссоздается размеренный и нето-ропливый уклад жизни народа: жители аула, собравшиеся на шилдехану – праздник по случаю рождения ребенка, одухотворенные лица людей, улыбки аулчан, бесик. Правдиво и трогательно...

При создании работ М.Умбетов чаще всего использовал технику линогравюры. С использованием этой техники живописи выполнена работа «В мастерской художника». Автор передал момент работы над художественным полотном. Не только технический, но и творческий процесс передан множеством цветовых оттенков и штрихов: складки на одежде, свет из окна, падающий на необходимые художнику предметы.

Муратбай Умбетов – автор многих памятников и скульптурных композиций, украшающих улицы и скверы нашего города. Им выполнено около двадцати скульптурных работ, посвященных известным личностям: государственным и политическим деятелям, ученым, писателям, героям войны и труда. Монументальная композиция, посвященная выдающимся казахским писателям Абдильде Тажибаеву, Калтаю Мухамеджанову и Зейнолле Шукурову в центре города, скульптура Мухтара Ауэзова, бюсты из бронзы политического и общественного деятеля Мустафы Шокая и академика Шахмардана Есенова украсили облик Кызылорды. В творческом тандеме вместе с сыновьями Аскаром и Бейбутом Муратбай Умбетов создал замечательные скульптурные ансамбли.

В Кызылорде рядом с мечетью Айтбая возвышается величественная конная скульптура – памятник выдающемуся казахскому батыру Кобланды. Высота статуи вместе с конем составляет 12 метров. Скульптура, покрытая медью и весом около 14 тонн, стала подарком художников Умбетовых Кызылорде к ее 190-летию. Как рассказывал художник, многие считали, что Кобланды батыр – это лишь литературный персонаж, плод народного творчества, человек-полулегенда. Но еще в советскую эпоху в ходе археологических раскопок в Кобдинском районе Актюбинской области ученые из института археологии имени Алькея Маргулана провели археологические раскопки, в ходе которых были найдены останки батыра. Облик Кобланды воссоздали в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это изображение и использовал мастер при создании скульптуры.

Величественная фигура всадника на вздыбленном коне с копьем в руках как нельзя точно передает воинственный дух и несгибаемую волю отважного сына казахской степи. Легендарный Кобланды, вызывавший трепет и страх у врагов, изображен на своем знаменитом скакуне Тайбурыле. Скульптура отражает величественный образ славного сына народа, олицетворяет храбрость, мужество и героизм батыра.

Член Союза художников Казахстана, участник республиканских и международных художественных выставок, работы М.Умбетова выставлялись в художественных галереях многих европейских стран. К сожалению, он не успел воплотить в реальность свои творческие замыслы и идеи. В начале 2019 года он покинул этот мир. Источником его вдохновения и таланта были родной край, его природа и люди. Творчество художника было пронизано любовью к Родине и искусству.

Все, о чем мечталось – на холсте

Работы Батырбека Турабаева наполнены глубоким философским смыслом, поражают утонченностью и гармонией красок. Он был неисправимым оптимистом, творчество которого стало жизнеутверждающим гимном.

Его путь в творчество оказался непростым. Будущий художник родился в 1946 году в поселке Жалагаш. Любовь к рисованию пробудилась в мальчике рано. Еще в школе он с увлечением рисовал танки, самолеты, автомобили. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь, но начало всему положила случайная встреча. В родной поселок Батырбека приехал порыбачить художник по фамилии Жуков. Случайно оказавшись в школе, он посетил урок рисования в классе Батырбека. Увидев рисунки мальчика, заметил скрытый в мальчике талант и обещал пригласить его учиться в Ташкент. Свое обещание сдержал. Только родители не разрешили ему учиться на художника. Они хотели, чтобы сын их выбрал профессию более прагматичную и приземленную. Люди старой закалки, они считали профессию художника баловством и хотели, чтобы Батырбек стал инженером.

Жизнь текла своим чередом. После окончания школы отслужил в армии. Вернувшись, работал шофером, преподавал в школе. Но все же творческое начало в юноше взяло верх, и он поступил в театрально-художественный институт в Алма-Ате, после окончания которого несколько лет работал художником-постановщиком в Карагандинском драмтеатре. Оформляя декорации к спектаклям, он смело вводил новые идеи. Пропадая днем в театре, ночи проводил за мольбертом. На одном из его спектаклей присутствовал писатель Абдижамил Нурпеисов, которому понравилось художественное оформление спектакля. Батырбека окрылили слова одобрения из уст маститого писателя. Возможно, встреча эта сыграла не последнюю роль в решении Батырбека вернуться домой. К тому же нелегко было мотаться между Карагандой и Кызылордой, где у него уже была семья и росли две дочери. Окончательно убедившись, что театр – это не его, он принял решение вернуться в Жалагаш, быть рядом с семьей и целиком посвятить себя творчеству.

Его работам присущи иносказательность и метафоричность, они проникнуты глубоким психологизмом. Он не боялся вводить новые приемы, любил экспериментировать. Предпочитал творчество классиков живописи – Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Сальвадора Дали. В картинах «Персонаж с яблоками», «Упавшие звезды», «Марс и Венера» реальность переплетается с фантастикой, расширяет свои границы и манит завораживающей красотой. Одна из главных тем полотен художника – Человек и Природа. Работы проникнуты жизнерадостностью и искренним оптимизмом, стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. Даже тему умирающего Арала мастер одухотворил перспективой возрождения. На картине как символ матери-природы изображена женщина, взгляд которой обращен в будущее, туда, где над волнами парят чайки – это море снова возвращается к своим берегам.

Работы мастера выставлялись на республиканских и международных выставках. На выставке, посвященной презентации Астаны, они привлекли внимание искусствоведов и ценителей искусства необычностью и оргинальным решением тем. Полотна мастера насыщены символами, а колорит – интенсивностью и звучностью тонов.

В картинах художников Приаралья – быт обычных тружеников, рисоводов и рыбаков с их повседневными заботами. Картины написаны художниками с особой проникновенностью и трогательным ощущением сопричастности ко всему, что их окружает. Художники Приаралья, ставшие свидетелем трагедии Арала, особенно остро ощущают универсальную взаимосвязь человека и земли, ответственность за все живое на земле. Возможно, именно в этом секрет их творческого успеха.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Четвертая полоса 28 сентябрь 2019 г. 1 071 0