• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ КЫЗЫЛОРДЫ: СДЕЛАНО НЕМАЛО, ПРЕДСТОИТ — ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Про освоение левобережной части Сырдарьи в Кызылорде нашим читателям мы рассказывали много раз, публикуя материалы и фоторепортажи на страницах газеты и сайте www.old.kzvesti.kz. Еще несколько лет назад на левом берегу люди не жили, но очертания нового города уже четко просматривались. А после того, как сотни новоселов получили ключи от квартир, начал действовать ряд организаций, левобережье ожило.

Это сейчас нам кажется, что мост по улице имени Гани Муратбаева – неотъемлемая часть городской инфраструктуры. А гости Кызылорды, наверное, думают, что он был всегда. Переправу, соединившую правый и левый берега Сырдарьи осмотрел Лидер нации Нурсултан Назарбаев, который подчеркнул, что мост получился большим, широким, и похвалил строителей.

Строительство автомобильного моста с 2014 по 2016 годы вели работники ТОО «Мостостроительный отряд №25 им. А. Рязанова». Длина сооружения – 386 метров, ширина – 22 метра. Как планировалось, на мосту четыре полосы движения автотранспорта, пешеходные дорожки, бордюры и ограждения. Держится сооружение на девяти опорах.

Раньше по этому мосту проезжали и проходили, в основном, строители, а сейчас – сотни жителей. Остановка "Левый берег" появилась в автобусных маршрутках №1, №18. Недавно жители левобережья обратились к местным властям с просьбой построить для них комфортную остановку. В ответе было сказано, что работы по этому направлению уже ведутся.

В том месте, где останавливаются автобусы, есть стационарный пункт полиции – без сотрудников правопорядка, пусть и в самом тихом районе города, жить нельзя.

Сдавать жилье без должной инфраструктуры было бы неправильным. Наличие дорог – один из основных критериев в данном случае. Над транспортными магистралями здесь уже хорошенько потрудились две известные компании – ТОО "УАД" и "Қыран".

ТОО "Қыран" уже не один десяток лет строит автодороги в нашей области и за ее пределами. У ТОО – оснащенная производственно-техническая база, есть вся специальная техника, квалифицированные прорабы, геодезисты и рабочие. Чтобы читатели могли оценить работу "кырановцев", скажу, что они в 2018 году капитально отремонтировали улицу имени А. Токмагамбетова в Кызылорде, которая стала шире, без неровностей и ярко освещенной. ТОО асфальтировало улицы в микрорайоне "Саулет", в районных центрах, а помимо левого берега, сейчас работает в Алматинской области.

– На левобережье мы с 2017 года, – сказал прораб Чингиз Накипов. – Строим с "нуля" автомагистраль протяженностью 4934 метра от спуска с моста через Сырдарью по улице имени Гани Муратбаева до моста через канал "Шіркейлі", который возвело карагандинское ТОО "Сервис НС".

Ширина проезжей части четырехполосной автодороги по семь метров в каждую сторону, а тротуары здесь по три метра. К слову, ни одна пешеходная дорожка здесь не уходит в никуда. На законченных участках установлены знаки и сделаны проходы к многоэтажкам. Риск дорожно-транспортных происшествий снижает разделительная полоса на автомагистрали и бордюры.

– По краям тротуаров мы построили второстепенные дороги, чтобы жителям было удобно заезжать в дома, а на проспекте не создавались заторы, – сказал Ч. Накипов. – Пешеходные дорожки и автодорогу разделяет полоса, которая станет зеленой. Сажать деревья мы будем сами, саженцы купим в местных лесопитомниках грядущей весной.

Автомагистраль на левом берегу второй категории со сложным дорожным покрытием. Основание у нее из земельного полотна, на которое уложен нетканный геотекстиль – это рулонное полотно, изготавливаемое из полипропиленовой нити иглопробивным способом с возможным последующим термоскреплением. Используется в качестве специальной прослойки между слоями грунта, предотвращающей их смешивание.

Затем идет двадцать сантиметров песчано-гравийной смеси и снова геотекстиль, на который уложено 18 сантиметров щебеночно-песчаной смеси. Потом идут черный щебень и мелкозернистая асфальтобетонная смесь. Процесс строительства заканчивается укладкой щебеночно-мастичного асфальтобетона – смеси минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. То есть покрытие автодороги на левом берегу не хуже чем у международной автомагистрали "Западная Европа – Западный Китай". Именно такие магистрали нужны для "новой" части города, да и для старой, в принципе, тоже.

– Конечно, товарищество даст гарантию на выполненную работу согласно нормам и проекту, – сказал Чингиз Накипов. – Однако с уверенностью можно сказать, что такое дорожное покрытие будет верно служить и по истечении этого срока.

Дорогу возводили около восьмидесяти человек. Все работники – жители нашей области. В разгар строительных работ на объект было привлечено много техники: пятнадцать самосвалов, четыре водовоза, два автокрана, четыре погрузчика, три автогрейдера и экскаватора, четыре бульдозера, работали две бригады геодезии, отдел ПТО, а за качеством следила специальная лаборатория товарищества.

– Работать на левом берегу одно удовольствие, – говорит грейдерист Мукан Прмаганбетов. – Строить дорогу с нуля легче, чем ремонтировать разбитые магистрали. У нас будет чем гордиться, что рассказать детям и внукам.

Выше было сказано о лесополосе между основной и второстепенной магистралями. Питаться зеленые насаждения будут водой из бетонных лотков, которые установили на прочное бетонное основание.

Часто на кызылординских улицах мы сталкиваемся с лужами после дождей. На левом берегу их не будет, потому что вдоль дороги ТОО "Мелиоратор" проводит канализационную сеть, которая будет выполнять и роль дренажной системы строящейся дороги. Еще одну дорогу с лотками построило ТОО "УАД", с которой соединилась наша магистраль у спуска с моста по улице Гани Муратбаева.

– Автомобильное кольцо будет на повороте в сторону моста через "Шіркейлі", у которого будет еще одна такая развязка, – сказал Ч. Накипов.

Оказалось, что "кырановцы" и "уадовцы" встретятся еще дважды на этих самых кольцах. ТОО "УАД" построит магистраль вдоль Сырдарьи от условного первого кольца и до моста по улице Султана Бейбарса, где аналог проспекта Независимости на правом берегу повернет направо и соединится со вторым кольцом.

Еще во время фотополета над левым берегом Сырдарьи (в августе прошлого года) на экране пульта управления квадрокоптером были видны десятки фонарей уличного освещения и фонарики пониже для пешеходных дорожек. Мой собеседник сказал, что расстояние между ними не больше пятидесяти метров. Если посчитать, то выходит, что больше двух сотен фонарей будут освещать только один из проспектов левобережья уже в этом году, а через несколько лет количество огоньков увеличится в разы. Еще станет больше многоэтажек, культурных и социальных объектов, будут построены новые дороги с широкими тротуарами, по которым будут гулять новоселы и горожане, приехавшие полюбоваться красотой левобережья.

Мост через канал "Шіркейлі", строительство которого почти завершилось, – мегаважный объект, потому что он соединит левобережье Кызылорды с международным автокоридором "Западная Европа – Западный Китай". Пролетные строения моста держатся на двух промежуточных и двух береговых опорах. Длина моста – 102,8 метра, а ширина – 20,9. Общая проектная стоимость объекта 838,691 миллиона тенге, а строительно-монтажных работ – 706,553 миллиона.

– Работаем по графику, – говорит директор ТОО Асет Мусин. – Все стройматериалы подвозят вовремя. На объекте трудятся и кызылординские специалисты. По плану закончить мы должны до конца этого года.

Железобетонные конструкции доставляют из Алматы и Казалинска, а бетон производят на кызылординском заводе. Это основные материалы, необходимые для строительства моста, а вспомогательные – щебень, песок и другие – поставляют местные предприниматели.

На мосту будут четыре полосы для движения автотранспорта. По краям проезжей части на всем протяжении установят металлические отбойники, за которыми будут проложены пешеходные дорожки, защищенные металлическим забором. По откосам с обеих сторон укладываются бетонные плиты. Освещать мост будут восемь фонарей с LED-лампами.

На автомагистрали "Западная Европа – Западный Китай" планируется строительство современного путепровода. Проект "Строительство транспортной развязки на примыкании главной уличной дороги в левобережной части реки Сырдарьи города Кызылорды с автотрассой "Западная Европа – Западный Китай" был разработан в соответствии с техническими условиями АО "НК "КазАвтоЖол". Общая сметная стоимость составляет 4,6 миллиарда тенге. Сейчас разрабатывается поэтапная реализация проекта и возобновляется государственная экспертиза.

Без берегозащитного сооружения левобережью грозила бы угроза затопления. Массивную дамбу по заказу областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования возводили специалисты товарищества с ограниченной ответственностью "Мелиоратор". Стоимость проекта – больше двух с половиной миллиарда тенге. К слову, эта компания специализируется на строительстве мелиоративных сооружений и благодаря кропотливому труду ее работников жители аулов по всей области могут спокойно спать во время ледохода и половодья.

Вернемся к нашей дамбе. В 2017 году было построено 1377 метров берегоукрепительного сооружения. Дамба была без откосов, при строительстве использовалась габионная сетка, но так как рядом с ней будет проходить дорога, в проект внесли изменения.

– Мы начали работать в марте 2017-го, – сказал заместитель директора ТОО по мелиоративным вопросам Тимур Аймаганбетов.

Протяженность участка – 8888 метров, а стоимость проекта больше двух с половиной миллиарда тенге. На первый взгляд может показаться, что это большая сумма, но стоит учитывать, что для возведения берегозащитного сооружения протяженностью почти девять километров требуется много сил и строительных материалов. Если вернуться в прошлое, то можно легко провести параллель между экономической эффективностью строительства десять лет назад и сегодня.

Например, это же товарищество в 2008 году должно было одеть "правый" берег Сырдарьи в бетон от кызылординского гидроузла и до бывшего ЦКЗ. Тогда проект длиной 32,86 километра оценили в 16,57 миллиарда тенге. Даже по самым грубым подсчетам сейчас строительство обошлось бы в два раза дешевле. Это говорит о том, что с каждым годом технологии совершенствуются, рационализируется применение трудовых ресурсов.

Чтобы читателям было понятно, скажу, что дамба на левом берегу начинается напротив микрорайона "Арай-2", а с другого ее конца виден микрорайон "Мерей". Т. Аймаганбетов отметил, что в будущем планируется протянуть ее до пригородного аула Талдыарал.

Над возведением дамбы трудилось больше семидесяти человек.

– Один из наших мастеров Канат Жокен, – говорит начальник участка Жаксылык Жусипбеков. – Несколько лет назад он еще сидел за университетским столом.

Оказалось, что товарищество тесно сотрудничает с факультетом гидромелиорации КГУ имени Коркыта ата, приглашает студентов на практику, по итогам которой отбирает талантливых молодых специалистов. В этом году рабочие места в ТОО получили три выпускника
госуниверситета.

– Сейчас тяжело устроиться на работу по специальности, – поделился К. Жокен. – Мне очень повезло. ТОО "Мелиоратор" – солидная компания с хорошей репутацией, здесь есть к чему стремиться, да и зарплата у меня хорошая.

О масштабности проекта говорит техника, которая была брошена на строительство дамбы. Одних только самосвалов здесь было около тридцати, а еще девять экскаваторов, семь бульдозеров, по три грейдера, катка, погрузчика и пять водовозов.

Высота дамбы зависит от рельефа местности. Местами берегозащитное сооружение поднимается на два с половиной метра, а иногда и на пять. Только ширина осталась неизмен-ной – шесть метров.

Грунт строители уплотняли послойно по мере его поступления. Здесь использовался суглинок, который поглотив воду, уже не отдает ее обратно, даже полностью высыхая. На грунт укладывалась песчано-гравийная смесь, которую привозили из Жанакорганского района, а поверх – сорокасантиметровый слой гравия. Откосы укреплены бутовыми камнями – их здесь понадобилось больше двухсот тысяч тонн. Под них подложен геотекстиль – один из видов геосинтетиков. Этот высокотехнологичный строительный материал, оказалось, заменяет двадцать сантиметров щебня.

Вдоль песчаной насыпи уложены сотни "кузовов" массивных камней.

Сварщики возвели металлический забор, который обезопасит пешеходов и велосипедистов. Да, вы правильно подумали, мы только первое время будем видеть на дамбе только гравий и ограждения. В будущем планируется проложить на ней тротуарные и велосипедные дорожки, значит, соответственно, должны появиться и фонари освещения, а уж без лавочек, беседок и спортивных тренажеров на дамбе, которой предстоит стать набережной, точно не обойтись.

Помимо этого, ТОО "Мелиоратор" на левом берегу участвовало в реализации проекта "Водоснабжение и водоотведение левобережной части реки Сырдарьи в городе Кызылорде".

В частности, работники товарищества занимались водоотведением, то есть прокладкой канализационных сетей в новой части города. Для левобережья этот проект один из самых важных, потому что заселять новоселов в многоэтажки без функционирующей канализации нельзя.

– Внутридомовые канализационные сети проложили подрядчики жилья, – говорит мастер участка Кайрат Санакулов. – Они сразу подвели их к модульной канализационной насосной станции, построенной ТОО "Бақ-Береке". Она расположена рядом с детским садом, который возводило ТОО "Абу-Сер". Оттуда в дело вступили мы.

Основной фронт работ по реализации первого этапа проекта работники ТОО "Мелиоратор" выполнили быстро. Около пятидесяти человек занимались прокладкой труб, предназначенных для водоотведения со всех жилых домов левобережья, центров обслуживания молодежи и "Рухани жаңғыру", административного здания университета "Болашақ".

– Проект рассчитан на три года, к его реализации мы приступили в 2018-м, – сказал производственный директор Сабыр Аблаев. – Завершили первый этап, то есть проложили 7,84 километра труб и построили канализационную насосную станцию.

Гофрированные двухслойные трубы безнапорной канализации уложены в траншею глубиной от одного до шести метров. Минимальная, соответственно, у модульной КНС. Диаметр канализационных труб колеблется от двухсот до пятисот миллиметров. Их купили в Караганде и Актобе. В местах, где канализация "пересекает" дороги, лежат стальные трубы российского производства, привезенные из Нур-Султана.

– Я работаю в ТОО уже восемнадцать лет, – сказал механизатор Виктор Кикоть. – Видел множество стройплощадок, но эта – особенная, и мы, работая здесь, пишем историю города. Трубы, которые я укладывал с помощью автокрана, пролежат в земле не менее пятидесяти лет, а их целостность должны обеспечить надежные муфтовые соединения.

От КНС, построенной специалистами товарищества, водоотведение напорное, поэтому трубы, выходящие из нее, соединены утюжным способом. Насосы здесь производства Великобритании с измельчителями твердых предметов, находящихся в сточных водах.

Повторим, что это только первый этап проекта. ТОО "Мелиоратор" построит еще две КНС для планируемых домов индивидуального жилищного сектора и других объектов.

Один из главных объектов инженерной инфраструктуры на левом берегу – это электроподстанция. Строительно-монтажные работы на электрической подстанции закрытого типа завершились в мае 2018 года.

Строительство подстанции «Новая-1» началось летом 2017 года. Проведены 1,705 километра электролиний напряжением 35кВ и 1,765 километра напряжением 10 кВ, установлены три силовых трансформатора разной мощности. Их достаточно для бесперебойного снабжения электроэнергией всех объектов левого берега.

На подстанции используются трансформаторы сухого типа, отличающиеся низким уровнем шума и вибрации. Управление подстанцией осуществляется с помощью цифровых технологий. Здесь предусмотрены организация каналов связи, передача телеинформации и учет энергопотребления.

В сотне метров от электроподстанции расположен административный корпус университета "Болашақ". Студенческий город пока представлен одним зданием, а в будущем его территория составит почти одиннадцать гектаров. Центральная часть учебно-административного корпуса – двенадцатиэтажная, а два крыла – по пять этажей. Главный фасад здания развернут в сторону реки. Вокруг завершенного учебно-административного комплекса будет возведен студенческий городок с жилым комплексом для преподавателей, общежитиями, колледжем, детским садом, торговым центром. Будут здесь спортивные площадки и стадион. Изюминкой городка станет дендропарк площадью 2,4 гектара. К слову, его основа уже заложена. У входа в учебно-административный центр посажены вечнозеленые деревья, многие из которых принялись.

Через дорогу от университета расположен Центр обслуживания молодежи, который возводило ТОО "Абу-Сер". В рамках реализации программы "Цифровой Казахстан" при центре работает "It-park". Помимо этого, на прилегающей к зданию территории есть спортивные и футбольные площадки, тренажеры, зоны отдыха. Двери центра открыты для всех желающих.

В двухэтажном центре в сутки обслуживают несколько сотен молодых людей. Здесь есть продюсерский и коворкинг-центры, консультационный кабинет, работающий по принципу "одного окна", анти-кафе, конференц-зал, интернет-библиотека, актовый зал на 300 мест, комнаты для блогеров и лиц с ограниченными возможностями, медицинский и психологический консультационные кабинеты.

Еще один объект, который возводило вышеназванное товарищество –
детский сад на 320 мест. На строительстве детсада были заняты более двухсот человек. Торжественное открытие его состоялось в октябре.

Детский сад "Ханшайым", рассчитанный на триста двадцать мест, построен в рамках государственно-частного партнерства, стоимость проекта – 874,6 миллиона тенге. Он расположен в трехэтажном здании площадью 6640 квадратных метров. Каждая из шестнадцати групп может принять двадцать детей. Детский сад был одним из первых объектов, строительство которых началось на левобережье.

Помимо детского сада и ЦОМа, ТОО "Абу-Сер" на левом берегу построило 58-квартирный дом.

Между детским садом и молодежным центром расположено здание регионального центра "Рухани жаңғыру", в котором есть городской музей.

Здание было построено по чертежам бывшего Казахского центрального исполнительного комитета.

Объект, который строили специалисты ТОО «Промстройсервис-Е» – точная копия здания КазЦИКа, который располагался с 1925 по 1929 по улице Айтеке би. Там в разные годы работали известные деятели: Жалау Мынбаев, Ахмет Байтурсынов, Узакбай Кулымбетов, Алихан Бокейханов, Елтай Ерназаров. Здесь с 15 по 19 апреля 1925 года проходил пятый съезд Советов Казахской АССР, который восстановил историческое название народа – казахи.

Одноэтажное здание музея облицовано красным кирпичом. Его компания "Промстройсервис-Е" закупала в российском Белгороде. Керамический кирпич использовался местный, железобетонные изделия на строительную площадку поставляло кызылординское АО "Құрылыс". Из техники здесь работали автокран, два самосвала, экскаватор-погрузчик. На объекте трудилось более тридцати кызылординцев.

Сейчас специалисты центра «Рухани жаңғыру» работают в просторных кабинетах. Территория вокруг здания благоустроена. Есть дороги, уложена брусчатка, стоят фонари, разбиты газоны.

Строительством многоэтажек на левом берегу заняты около двадцати строительных компаний. Примечательно, что первые восемнадцать пятиэтажек подрядчики возводили за счет собственных средств.

Например, ТОО "СМП-Кызыл-орда" построило многоэтажку на сорок квартир.

Возводить пятиэтажный дом на левобережье специалисты товарищества начали в марте 2018 года.

– Свою работу мы выполнили в срок, – сказал инженер Нияз Малкаждар. – Дом был построен под ключ еще задолго до того, как были подведены инженерные сети.

Стоимость проекта – 438 миллионов тенге. Квартиры на четвертых и пятых этажах реализуют местные власти, все остальные – компания. Цена за один квадратный метр жилья у нас одна из самых низких по республике – 120 тысяч тенге.

В разгар строительных работ на объекте трудилось около шестидесяти человек, в основном, все местные. Сейчас большинство строителей отдыхает.

– Я пришел в нынешнее ТОО еще в советские времена, – рассказывает крановщик Амангельды Алдонга-ров. – Вот уже более двадцати лет тружусь на объектах по всей области. Условия труда хорошие, зарплата стабильная. Я часто сравниваю, как мы работали в прошлом, как сейчас, и понимаю, что строительная отрасль развивается очень быстро.

На пятиэтажке, построенной из красного облицовочного кирпича, изображен национальный орнамент. В цехах ТОО изготавливали стеновые блоки, перемычки, бордюры, а остальные строительные материалы брали, в основном, у местных производителей.

Отопление в доме автономное. Вместе с современными радиаторами установлены газовые котлы в каждой квартире. Это удобно и экономически выгодно. Автономное отопление можно не только включать по надобности, но и регулировать температуру.

Рабочие заасфальтировали территорию, поставили беседки и конструкции для детской площадки, мусорные контейнеры. Во дворе разбит газон, посажены деревья.

Именно на левом берегу Кызыл-орды впервые за долгие годы были сданы в эксплуатацию новые крупнопанельные жилые дома. В микрорайоне №2 расположились четыре пятиэтажки на 220 квартир.

В первую очередь ключи от новых квартир получили ветераны тыла, Великой Отечественной и афганской войн, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды второй группы.

Новые крупнопанельные пяти-этажки построили известные в области ТОО "Авангард", "Бақ-Береке", "Аман-Құрылыс" и "Интегрострой". Изготовил и поставил им железобетонные изделия Кызылординский домостроительный комбинат ТОО "РМЗ "Шапағат".

Это был первый проект, когда предприятие стало участником строительства в регионе крупнопанельных жилых домов. ДСК произвел комплектующие железобетонные изделия для монтажа крупнопанельных домов – двух 40-квартирных и двух 60-квартирных.

Проект был значимым для ДСК. Он стартовал в апреле 2018 года. Еще два года назад из-за отсутствия в регионе проектов по строительству панельных жилых домов завод работал только по заказу подрядных компаний.

Несмотря на трудности, руководство ДСК не теряло надежду. Сработал подписанный с акиматом области меморандум о сотрудничестве, в рамках которого руководство области планировало оказать содействие в разработке проекта по строительству пятиэтажных крупнопанельных домов.

Широкие возможности для этого дало освоение левого берега Сырдарьи. Руководство области разработало план мероприятий по реабилитации простаивающего предприятия. Для этого из государственной казны были выделены необходимые средства.

В недалеком будущем на левом берегу возведут развлекательные и торговые центры, школы, красивые архитектурные сооружения. Здесь вырастут одиннадцать жилых микрорайонов, появится индустриальная зона, и три участка выделены под парки и бульвары. Планируется, что к 2025 году на левобережье будет жить более пятидесяти тысяч человек.

Кирилл ДЕНИСОВ,

фото Багдата Есжанова

и Нурболата Нуржаубая

Кызылординские вести / Четвертая полоса 19 ноябрь 2019 г. 920 0