Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» - единый провайдер государственных услуг, интегрирующий все центры обслуживания населения в единую систему для получения казахстанцами всех видов услуг в одном месте. Главные индикаторы успешности современного правительства - оперативность, безбарьерность, отсутствие требований лишних бумаг и прозрачность при оказании услуг населению. О роли государственной корпорации, основных направлениях по совершенствованию госуслуг и результатах работы рассказывает руководитель регионального филиала Айдын Кайруллаев.
- Создание некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» - один из шагов Программы Первого Президента Нурсултана Назарбаева «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». Госкорпорация осуществляет деятельность в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу одного окна, регистрации залогов движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации физических и юридических лиц, технического обследования зданий, сооружений и их составляющих, ведения государственного земельного кадастра, пенсионного и социального обеспечения. Госкорпорация «Правительство для граждан» создана для того, чтобы максимально упростить для гражданина процесс взаимодействия с государственными органами.
Корпорация активно вовлечена в процесс реализации программы «Цифровой Казахстан» и проводит большую работу по целому ряду направлений. «Правительство для граждан» задействовано в процессе автоматизации и оптимизации услуг государственных органов, проводя их анализ и вырабатывая рекомендации для соответствующих межведомственных комиссий. Обычно эта работа остается, как говорится «за кадром», однако многие их инициативы по изменению бизнес-процессов в услугах госорганов, сокращению ненужных документов, внедрению принципов одного заявления для нескольких услуг уже реализованы и значительно облегчили гражданам жизнь. Более того, госкорпорация постоянно ищет новые бизнес-модели для оказания государственных услуг с учетом современных трендов. К примеру, инициированный проактивный формат предоставления услуг получил положительный фидбэк от населения и государственных органов. А EgovKzBot в Telegram стал серьезной альтернативой ЦОНам и порталу электронного правительства в деле быстрого получения электронных справок. Сегодня свой «ЦОН в кармане» имеют более 400 тысяч
казахстанцев.
Можно с уверенностью сказать, что Государственная корпорация «Правительство для граждан» идет правильным курсом. Вся проводимая работа по переводу государственных услуг в электронный формат, обучению казахстанцев, внедрению новых технологий и сервисов, повышению уровня обслуживания, кардинально меняет сферу госуслуг и сокращает дистанцию между государством и гражданином.
В областном филиале госкорпорации сегодня из имеющихся 752 государственных услуг госкорпорация оказывает 621, из которых более 80 процентов – в электронном виде. С момента создания Кызылординским филиалом гос-
корпорации было оказано более 4 миллионов госуслуг, больше половины из которых – в электронном виде. Такие услуги, как получение электронно-цифровых подписей (ЭЦП), адресные справки, справки об отсутствии или наличии недвижимости, регистрация прав на недвижимость и другие, граждане получают самостоятельно через Интернет, что говорит о повышении цифровой грамотности
населения.
Сегодня по области действует 14 фронт-офисов, в том числе 1 специализированный центр обслуживания населения и 1 миграционный ЦОН. За 9 месяцев 2019 года гражданам оказано более 822 тысяч государственных услуг. По сравнению с аналогичным прошлогодним периодом объем госуслуг уменьшился на 16 процентов (9 месяцев 2018 года - более 980 тысяч госуслуг). Одна из главных причин снижения - переход львиной доли госуслуг на электронный формат и наличие у получателей услуг электронной цифровой подписи.
В базе мобильного правительства в этом году зарегистрировано 308110 человек, в прошлом году - 156732. В этом году на 3 процента выросло число получателей электронной цифровой подписи (2018 год - 272019, 2019 год - 282194). В миграционном центре оказано 8293 услуг.
В специализированном центре и районных специализированных секторах за 9 месяцев 2019 года оказано 80712 услуг (за соответствующий период 2018 года - 58025 услуг, рост - 28 процентов), в том числе 67613 услуг по «государственной регистрации, учету и снятию с учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства», 13099 услуг по «выдаче водительских прав». Через специализированный центр выдано 5124 электронных цифровых подписей. За отчетный период было продано 340 пользующихся высоким спросом номеров на 77 миллионов тенге (2018 г. – 309 номеров на 78 миллионов тенге).
Специализированный центр обслуживания населения - учреждение для оказания населению государственных услуг по выдаче водительских удостоверений и регистрации автотранспортного средства по принципу одного окна. Сегодня спецЦОН - это высокотехнологический комплекс по сдаче экзаменов на право получения водительского удостоверения и регистрации транспортных средств. Прием практических экзаменов осуществляется на автоматизированном автодроме, оборудованном датчиками, фиксирующими весь процесс прохождения экзамена и позволяющими исключить человеческий фактор.
- Как сегодня работают мобильные ЦОНы?
- Напомню, что для получения государственных услуг населением в отдаленных сельских населенных пунктах с 2012 года в нашей стране начали функционировать мобильные ЦОНы. Автомобили МЦОН оснащены необходимым встроенным специальным оборудованием: GPS-навигаторами, ноутбуком, планшетом для подписи. При получении государственных услуг, специалисты осуществляют регистрацию жителей отдаленных сельских населенных пунктов в базе мобильных граждан, а также проводят обучение о возможности получения государственных услуг гражданами с помощью портала электронного правительства. За 9 месяцев 2019 года мобильными ЦОНами совершено 584 выезда по региону, оказано более 19 тысяч госуслуг (в 2018 г. – 668 поездок – более 30 тысяч госуслуг).
Государственная корпорация уделяет особое внимание обеспечению доступности государственных услуг лицам с особыми потребностями. С 2013 года работниками фронт-офисов государственной корпорации осуществляется выезд к данной категории лиц по месту жительства. Как правило, это люди с нарушениями определенных функций организма, инвалиды, дети-инвалиды, участники Великой Отечественной войны. Для оказания услуг людям с ограниченными возможностями было организовано более 2,5 тысячи выездов, оказано свыше трех тысяч госуслуг. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года услуги, оказанные инвалидам, выросли на 41 процент.
- Какие процедуры объединяет проактивная услуга по рождению ребенка? Насколько ее широко используют получатели услуг?
- Проактивная услуга по рождению ребенка – это пилотный проект, запущенный два года назад в рамках оптимизации государственных услуг. Она объединила в себе процедуры регистрации рождения ребенка, постановки его на очередь в детский сад, назначение пособий по рождению и уходу за ребенком. С внедрением проактивной услуги по рождению ребенка новоиспеченным родителям необходимо иметь обычный мобильный телефон и актуальный абонентский номер, зарегистрированный в базе мобильных граждан. Взаимодействие государства с гражданином осуществляется через обычную функцию СМС-сообщений. При этом обмен СМС исключает посещение гражданами центров обслуживания населения или госорганов. Получать четыре государственные услуги в комплексе можно в любом месте и в любое время. Проактивная услуга - абсолютно бесплатная, с услугополучателей не взимаются гос-
пошлины либо дополнительная оплата за СМС-сообщения. Помимо СМС-сообщений, она также реализована в приложении Telegram через EgovKzBot, что еще больше упрощает процедуру ее получения.
В рамках проекта 6473 потребителя зарегистрировались в базе мобильного правительства, для получения проактивных услуг были отправлены СМС-сообщения более 4,1 тысячи новоиспеченным матерям. Свидетельства о рождении получили 4320 человек, на очередь в детский сад зарегистирировано 1039 детей, назначено 951 пособие. В полном цикле оказано 673 услуг.
Хотелось бы добавить, что за 8 месяцев 2019 года государственной корпорацией по социальной сфере оказано 72902 услуги. За 9 месяцев 322474 получателям услуг выплачены пенсии и пособия на 78,6 миллиарда тенге (9 месяцев 2018 года – 274144 получателя – 68,5 миллиарда тенге).
- Насколько сегодня освоили навыки цифровой грамотности жители области?
- Повышение цифровой грамотности – одна из важных задач государственной корпорации. Как известно, в рамках реализации пяти институциональных реформ в республике была запущена государственная программа «Цифровой Казахстан». Одно из ее направлений – развитие креативного общества. Это развитие компетенций и навыков для цифровой экономики, проведение работ по повышению цифровой грамотности населения. Каждый фронт-офис сегодня оборудован сектором самообслуживания «Connection Point», организованы рабочие места с доступом в интернет и на площадку электронного правительства. Граждане могут подать заявку на получение электронно-цифровой подписи, получить электронные услуги и сервисы. Через сектор самообслуживания в регионе оказано свыше 917 тысяч услуг. По сравнению с соответствующим прошлогодним периодом рост – 36 процентов.
В прошлом году во всех областных центрах и городах республиканского значения были запущены центры цифровых услуг. Отличительной чертой таких центров является наличие классов обучения населения с тематическими занятиями согласно почасовому графику. Совместно с заинтересованными государственными органами проводятся широкомасштабные акции по информационно-разъяснительной работе государственной программы «Цифровой Казахстан», а также по использованию порталов egov в местах
скопления людей (торговых центрах, вокзалах и т.д.). Обучение продолжается в трудовых коллективах, высших и средних учебных заведениях, военных частях, банках, городских и аульных акиматах.
В рамках повышения цифровой грамотности в этом году только через центр цифровых услуг в области была запланирована выдача 5 тысяч сертификатов. на сегодня обучающие курсы прошли свыше 17 тысяч человек (348 процентов). Из запланированных 43085 получателей услуг городских и районных отделений филиала обучение по Telegram-боту получили 86,7 процента граждан. В целом по нашему филиалу цифровым навыкам обучились и получили соответствующие сертификаты более 102 тысяч человек.
– Сегодня перед госкорпорацией стоит большая задача по разработке и внедрению информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости»…
– Да, это так. С июля 2018 года ведение количественного, качественного учета земельного фонда в Казахстане возложено на государственную корпорацию «Правительство для граждан». Работа включает в себя полный спектр услуг в области геодезии и картографии, топографической съемки, инженерных коммуникаций, инженерно-геодезических изысканий, оформления документов на земельный участок, землеустроительных работ.
Проект создания единого государственного земельного кадастра объединит отдельные информационные системы и минимизирует административные барьеры при оформлении недвижимости. Также повысит качество оказания услуг, обеспечивая прозрачность по учету и регистрации прав на недвижимое имущество. Вопрос создания информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости проводится в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» со сроком реализации с 2018 по 2021 годы.
В регионе активно ведется работа по созданию и внедрению этой системы. За 9 месяцев 2019 года филиалом оказано более 73 тысяч госуслуг по земельному кадастру и техническому обследованию недвижимости. По регистрации прав на недвижимость оказано 45670 услуг (рост – 1,04 процента). По плану годовой доход – 34606 тысяч тенге, на сегодня оказано услуг на 128939 тысяч тенге (379,2 процента). По техническому обследованию недвижимости оказано 12859 услуг (рост – 36,5 процента).
В области полностью завершены работы по формированию земельных участков базы данных государственного земельного кадастра. Проведены почвенные обследования на площади 750 тысяч гектаров, составлены электронные почвенные карты, которые можно увидеть на сайте: www.aisgzk.kz.
– Как известно, с 2020 года каждый гражданин Казахстана станет участником системы ОСМС (обязательной социального медстрахования), и для того чтобы у человека была возможность получить медицинскую помощь, ему необходимо определить свой социальный статус. Без этого медицинская помощь в рамках ОСМС станет недоступной. Можно ли получить такую услугу через госкорпорацию?
– Да. Определить свой социальный статус можно несколькими способами. Первый – через портал электронного правительства. Для этого необходимо зайти на портал egov.kz с помощью электронной цифровой подписи или одноразового пароля. Далее пройти по ссылке http://egov.kz/services/P6.02/#/declaration/0//. Для определения статуса достаточно указать свой ИИН и отправить запрос.
В Тelegram. Найдите наш бот Egovkzbot2.0, с главного меню перейдите в услуги, выберите «проверить социальный статус». Подтвердите запрос смс-паролем.
В Контакте, Facebook (messen-ger). В поиске найдите портал Egov.kz и напишите сообщение. Из предоставленнего списка выберите услугу. Также подтвердите запрос смс-паролем.
В случае, если гражданин не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя или работника, то выходит уведомление «Статус не определен». Для того, чтобы изменить этот статус, необходимо нажать на ссылку «Изменить статус» и заполнить анкету необходимыми данными.
– Есть ли новые мобильные приложения в «Правительстве для граждан»?
– Одна из новинок – обновленная версия мобильного приложения электронного правительства eGovmobile. Приложение значительно облегчает процесс получения государственных услуг, делая его еще проще и удобнее. Усовершенствованный eGovmobile позволяет привязать имеющуюся электронно-цифровую подпись к 4-значному PIN-коду или встроенной биометрии устройства (Face ID, Touch ID). Один раз привязав ЭЦП к PIN-коду или биометрии можно не отвлекаться на выбор ЭЦП и ввод пароля каждый раз при авторизации и получении услуг.
Теперь гражданин не чувствует необходимость в ЭЦП. Все мы привыкли разблокировывать телефон по отпечатку пальца или через Face ID. Точно так же в этом приложении можно привязать ЭЦП к своей биометрии и при заказе услуг подтверждать запрос своим Touch ID или Face ID. К тому же был облегчен процесс использования ЭЦП на мобильных устройствах. Раньше нужно было загружать ЭЦП на смартфон через компьютер, сейчас же имеющиеся сертификаты можно загрузить из письма в почтовом ящике пользователя. Кроме того, в самом приложении есть подсказки как загрузить ЭЦП, как авторизоваться и т.д., а еще к каждому новому сервису размещены пошаговые инструкции. Тем самым разработчики – АО «Национальные информационные технологии» – постарались сделать приложение максимально удобным в использовании.
Стоит отметить, что на сегодня в приложении доступны 28 услуг такие, как справка по расчету размера базовой пенсионной выплаты, получение информации о назначении пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком по достижению им возраста одного года, выдача справки о наличии либо отсутствии судимости, справка об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица и т.д. Приложение можно скачать в AppStore и PlayMarket.
Также «Правительством для граждан» внедрена система предоставления услуг на основе биометрических данных. Механизм по оказанию государственных услуг посредством биометрической базы данных подразумевает использование лица и отпечатков пальцев услугополучателей при получении госуслуг в ЦОНах и на портале электронного правительства, без предъявления личных документов или ЭЦП. Биометрические параметры будут использоваться для авторизации и аутентификации пользователей в информационных системах. Регистрация пользователей в биометрической базе данных будет проводиться на добровольной основе. И только после этого они могут использовать свои данные для получения госуслуг.
Внедрение биометрической идентификации позволит казахстанцам с легкостью получать государственные услуги, исключая риски идентификации получателей по чужим документам. Уже сегодня финансовый сектор Казахстана успешно использует биометрическую идентификацию при предоставлении услуг. Так, в некоторые мобильные банковские приложения можно войти по отпечатку пальца.
– В редакцию поступает много вопросов от читателей по поводу неправильно заполненной налоговой отчетности. Можно ли отозвать ее, чтобы изменить или удалить?
– Неправильно заполненная налоговая отчетность не приговор. Чтобы отозвать отчетность, изменить или удалить ее, необходимо на портале электронного правительства выбрать услугу «Отзыв налоговой отчетности». Далее заполнить электронное заявление, указав общую информацию о налогоплательщике (ИНН, код, вид, период, регистрационный номер отчетности) и причину отзыва. Подписать электронной цифровой подписью. Ознакомиться с уведомлением об обработке заявки, которое поступит в течение указанного времени можно в личном кабинете (в разделе «История получения услуг»).
– Как получить онлайн справку о наличии или отсутствии недвижимости?
– Если вдруг понадобилась справка о наличии либо отсутствии недвижимости, не спешите бежать за ней в ЦОН, ведь получить ее вы можете также на портале электронного правительства egov.kz при наличии ЭЦП, а еще лучше с помощью Telegram-бота eGovKzBot или мессенджеров FB и VK, если вы зарегистрированы в базе мобильных граждан. Для этого нужно, первое, выбрать название услуги «Выдача справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества физического лица» на портале egov.kz или в мессенджере. Второе, выбрать, на кого заказываете услугу (на себя или на ребенка). Третье, выбрать область. После обработки готовая справка поступит в ваш личный кабинет.
– Крупным предпринимателям и предприятиям для оформления документов часто требуется справка о наличии филиалов и
представительств…
– Такой документ быстро и легко можно получить на портале egov.kz. Для этого авторизуемся на портале; находим раздел «Бизнес», в нем подраздел «Регистрация и развитие бизнеса»; заполняем заявку, указав БИН, подписываем заявку ЭЦП либо при помощи смс-пароля (для этого вы должны быть зарегистрированы в базе мобильных граждан), выбираем место хранения и подписываем услугу. Теперь заявка на получение услуги подписана и отправлена получателю. Время ожидания не превышает 20 минут. Имея под рукой такого помощника как, eGov можно научиться простому и доступному способу получения ряда государственных услуг, не посещая ЦОН.
– Как оценивают жители области вашу работу? Каков уровень удовлетворенности граждан оказанием госуслуг Государственной
корпорацией?
– Отмечу, что за 9 месяцев 2019 года в единый контакт центр «1414» поступило 534 заявлений, из которых 464 (86 процентов) – благодарности, 69 (13 процентов) – жалобы, 1 – предложение. О том, как оценивают качество наших услуг граждане, свидетельствуют следующие цифры. За 9 месяцев этого года оценку «хорошо» нам поставили более 560 тысяч получателей услуг, «плохо» – 110.
Сегодня в нашем филиале 811 сотрудников, 56 структурных подразделений, расположенных в 42 зданиях. Мы проводим постоянную работу по повышению качества оказываемых услуг, профессиональных навыков специалистов. Для анализа эффективности процессов проводится ежемесячный мониторинг и рейтинг городских и районных подразделений. К примеру, по итогам 9 месяцев 2019 года лучшими в работе по земельному кадастру и регистрации недвижимости признаны отделения Байконура, Жанакорганского и Жалагашского районов. В числе лучших по оказанию услуг населению сырдарьинские и жанакорганские специалисты. В работе по социальному обеспечению хорошо зарекомендовали себя отделения Сырдарьинского, Казалинского и Жалагашского районов. По итогам ежемесячных работ лучшие руководители и работники поощряются материально.
Филиалом проводится работа по реализации HR-политики корпорации. Одними из первых в стране с работниками мы провели «Tоwn-hаll» акцию, в рамках реализации проекта по формированию корпоративной культуры SANA организован тимбилдинг. Наряду с этим мы поддерживаем тесные связи с местными высшими и средними учебными заведениями. В рамках двусторонних меморандумов с начала года в филиале прошли практику 54 студента.
Мы намерены и впредь улучшать качество работы по переводу государственных услуг в электронный формат, обучению специалистов, внедрению новых технологий и сервисов, повышению уровня обслуживания. Эти меры кардинально меняют сферу государственных услуг, сокращают дистанцию между государством и гражданином.
- Спасибо за беседу.
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Фото Нурболата НУРЖАУБАЯ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |