Значимым событием 2019 года в сфере культуры региона стало присуждение областному музыкально-драматическому театру имени Н.Бекежанова почетного звания «академического».
Надо отметить, что среди около 60-и существующих в республике театров статус академического имеют только старейшие, стяжавшие славу и почет публики столичные театры – имени Абая, Мухтара Ауэзова, Калибека Куанышбаева, ТЮЗ имени Габита Мусрепова, корейский театр, русский театр имени
Михаила Лермонтова, шымкентский театр имени Жумата Шанина, из областных – имени Махамбета Утемисова в Атырау. Для нашего областного театра имени Н.Бекежанова, который, кстати, является одним из старейших в республике, присуждение статуса академического является признанием высокого уровня мастерства и профессионализма творческого коллектива. Немалая заслуга в этом принадлежит заслуженному деятелю искусств Казахстана, бессменному художественному руководителю и главному режиссеру театра Хусейну Амир-Темиру.
В этом году он отметит свой восьмидесятилетний юбилей. Признанием его вклада в развитие искусства земли Сыра, оценкой его незаурядного таланта и высоких организаторских качеств стало присвоение ему звания Почетного гражданина Кызылординской области. Нет смысла перечислять все его награды, их список довольно внушителен, но звание Почетного гражданина области ему особенно дорого как признание его творческих заслуг.
Свой трудовой путь Хусейн Амир-Темир начал в стенах родного театра в 1967 году актером. Далее – учеба в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, высшие режиссерские курсы в Москве в ГИТИСе (мастерская Николая Горчакова). В 1974 году был назначен главным режиссером театра. Наряду с произведениями отечественных драматургов, им были поставлены лучшие произведения зарубежных и русских классиков: «Король Лир» В. Шекспира и «Три сестры» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Неоднократно становился лауреатом Всесоюзных фестивалей за спектакли «Коварство и любовь» Шиллера и «Святая святых» Друцэ. Новелла «Ты победил меня, Сырым» завоевала второе место в открытом конкурсе Государственного комитета Совета министров Казахской ССР по телевидению и радиопрограммам в 1968 году. Работал в сфере журналистики, редактором на областном телеканале «Казахстан-Кызылорда». В 1989 году на студии «Казахфильм» по его сценарию был снят документальный фильм «Аламесектен көтерілген ауыл».
С 1992 года в течение десяти лет был главным режиссером Алматинского областного театра имени Б.Римовой в Талдыкоргане, под его руководством учреждение культуры трижды становилось лауреатом республиканских фестивалей. Был отмечен в номинациях «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».
В 2003 году по приглашению руководства области Хусейн Амир-Темир вернулся в Кызылорду и возглавил театр имени Н.Бекежанова. Поставленные им спектакли завоевали призовые места на фестивалях искусства международного, республиканского уровня, представлял искусство земли Сыра за рубежом. В 2005 году театр принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани (Россия) с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймаутова и Беимбета Майлина, в 2012 году – в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара. В 2015 году в рамках Дней культуры Казахстана в Великобритании театр выступил в Лондоне с постановкой по пьесе Дулата Исабекова «Две встречи в старом доме». Театральная столица мира, родина великого Шекспира благосклонно приняла кызылординских актеров, спектакль получил положительные отзывы театральных критиков. В Азербайджане театр представил спектакль по пьесе азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе. Со спектаклем «Ақбаян» театр выступил на международном фестивале «Фриндж» в городе Эдинбурге в Англии. Постановки театра всегда удостаиваются положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей.
В канун юбилея корреспондент «КВ» встретился с главным режиссером театра, заслуженным деятелем Казахстана Хусейном Амир-Темиром.
– Хусейн Жусупович, Ваша творческая деятельность, да и вся трудовая биография связана с театром имени Н.Бекежанова. Какие чувства Вы испытываете сегодня, чем обусловлен успех театра? Какие моменты из жизни театра Вам запомнились?
– Театр – это искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. Как говорил К.Станиславский, «драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля». И потому главное в работе режиссера – суметь сплотить людей в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра.
Когда после окончания учебы я был принят актером в труппу областного театра, для меня большой школой стала работа с такими прославленными корифеями сценического искусства, как Шайтурсын Абдибаев, Шолпан Бакирова, Жибек Багысова, Турсынбек Айнакулов, Серик Шотиков и многими другими. Моим первым режиссерским опытом стал спектакль «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу». Премьера спектакля состоялась в апреле 1968 года, зрители встретили ее тепло. И мне, тогда неискушенному и амбициозному молодому человеку, казалось, что я постиг все тонкости режиссуры, ведь я поставил спектакль. Но это, конечно, было не так, нужно было еще многое узнать и постичь, знаний и опыта у меня было недостаточно.
К тому времени я был человеком семейным, в стенах родного театра встретил любовь всей жизни – жену Алию. Она тогда была в академическом отпуске по состоянию здоровья, и мы на семейном совете решили продолжить учиться. Она уехала в Алма-Ату заканчивать институт, я поехал в Москву и поступил на высшие режиссерские курсы ГИТИСа в мастерскую Николая Горчакова. Основоположник театральной педагогики, выдающийся кинорежиссер, Н.Горчаков стал наставником многих известных режиссеров и актеров, воспитал целую плеяду подлинных мастеров сцены. Обучаясь у мастера высокого класса, я получил возможность наблюдать за игрой известных российских актеров Татьяны Дорониной, отца и сына Лазаревых, Армена Джигарханяна, Натальи Гундаревой и других. Бывая со своим театром на гастролях, Н.Горчаков приглашал и нас, своих учеников. Так, участвовал в гастролях в Минске, Ленинграде, Риге. Все это дало очень многое в плане профессионального роста.
После окончания учебы мне предложили должность главного режиссера родного театра. В 80-е годы вместе с директором театра Шайтурсыном Абдибаевым из-за творческих разногласий в коллективе ушел из театра. Работал несколько лет на телевидении, затем уехал в Талдыкорган, трудился главным режиссером местного театра.
Когда в 2003 году руководство области пригласило в Кызылорду, решил вернуться. После десятилетнего перерыва снова стал главным режиссером родного театра. В тот год на республиканском уровне отмечалось 200-летие со дня рождения Махамбета Утемисова. Встала задача подготовить спектакль для участия в фестивале. Времени на постановку было мало. Ставить те пьесы, которые известны всем, не хотелось. Нужен был новый сценарий. Тогда связался со своим давним приятелем драматургом Такеном Алипбаевым.
Представил план, свое видение сценария. Тот разводит руками – виданое ли дело, написать сценарий за неделю. Но все получилось. Скоро сценарий был готов, принялись за работу. Многие не верили, что за такой короткий срок удастся создать что-то серьезное, тем более не верили в успех спектакля на фестивале. В результате сплоченной работы коллектива, актерского состава спектакль «Исатайдың барында» вступил в конкуренцию с известными и признанными в республике театральными труппами и получил второе место. Это была первая большая победа коллектива после долгого перерыва.
– Какие еще спектакли Вам особенно запомнились?
– По приезде в Талдыкорган решил поставить спектакль по пьесе М.Ауэзова «Еңлік-Ке-бек». Кстати, были такие, кто пытался тогда меня отговорить. Надо отметить, что среди местного населения было много представителей рода найман. Как известно, сюжет пьесы связан с межродовыми распрями, столкновением между родами найман и тобыкты, к которым принадлежали герои легенды – Енлик и Кебек. Спектакль удался, зрители встретили его на «ура». Енлик и Кебек стали жертвой сурового патриархального строя, жестоких предрассудков феодального общества. Один из центральных образов пьесы – бий Кенгирбай, который приговорил влюбленных к смертной казни. Мое режиссерское решение – по-новому представить образ Кенгирбая. Ведь по существу его жестокость можно оправдать желанием избежать столкновения между родами, примирить враждующие стороны. В первые годы независимости особенно актуальна и свежа была национальная идея о сплочении и единстве народа. В центральной газете «Егемен Қазақстан» вышла статья, в которой спектаклю была дана высокая оценка. Именитые театральные критики писали, что это новое слово в драматургии, новый взгляд на пьесу.
С обретением независимости одной из главных стала задача обновления репертуара. Решил объединить два произведения и на основе драмы Жусупбека Аймаутова «Қанапия-Шәрбану» и комедии Беимбета Майлина «Талтаңбай» поставил трагифарс «Аласапыран». В 2004 году в театральном фестивале в Костанае спектакль был удостоен второго места.
В 2005 году, в год 50-летнего юбилея театра, в Кызылорде состоялся республиканский театральный фестиваль, на котором зрителю был представлен спектакль по пьесе Шекспира «Макбет». Воплотить на сцене классику мировой драматургии – большая ответственность, требовалась серьезная подготовка, большое творческое напряжение. Однако спектакль удался.
Интересной и сложной была работа над спектаклем «Король Лир». Младшую дочь короля Лира – Корделию – сыграла Алия, моя супруга. Роль долго не давалась. Сложность состояла еще и в том, что в момент начала репетиций Алия находилась в Алма-Ате, где шли съемки кинофильма, в котором она снималась. Она работала над ролью долго и упорно, вкладывая всю свою душу. Вновь и вновь перечитывала великого английского классика, чтобы понять и прочувствовать образ Корделии.
Выдающееся произведение мировой классики не потеряло своей актуальности с течением времени: взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений, противостояние гордыни и гордости, лести и правды. Казалось бы, прошло столько столетий, но события трагедии трогают до глубины души зрителя всех времен и народов. И сегодня, вновь и вновь обращаясь к «Королю Лиру», нужно понимать, что семья – это высшая ценность, самое дорогое в жизни каждого. Великим несчастьем может обернуться неуважение к родителям, давшим жизнь, предательство близких. На республиканском конкурсе постановок по классическим произведениям в 1977 году спектакль был удостоен диплома III степени.
– Важная составляющая деятельности театра – гастрольные туры. Как принимают наших актеров за рубежом?
– В апреле 2015 года коллектив театра побывал с гастролями в Англии, в Лондоне. По инициативе члена палаты лордов Великобритании Алисон Сати и при содействии акимата Астаны в столице встретились театральные труппы из Англии, России и Казахстана, чтобы показать спектакль по пьесе Дулата Исабекова «Транзитный пассажир» на английском, казахском и русском языках. Сюжет пьесы относительно прост, и в спектакле заняты всего четыре актёра, но в ходе развёртывания событий поднимаются такие глубокие духовные и душевные вопросы человеческого бытия, которые заставляют зрителя искренне сопереживать и как бы заново осмыслить свою жизнь.
Надо отметить, что нашим актёрам было трудно состязаться с коллегами из Англии и России. Но всё же они отлично справились со своей творческой задачей и покорили искушенную публику театральной столицы мира.
В 2016 году кызылординский театр принял участие в Днях культуры Казахстана в Азербайджане, приуроченных к 25-летию установления дипломатических отношений Республики Казахстан со странами дальнего и ближнего зарубежья. Были запланированы выступления кызылординских артистов в Баку и одном из старейших городов Азербайджана Шеки, объявленного в 2016 году культурной столицей тюркского мира.
Наш театр выступил со спектаклем по пьесе азербайджанского драматурга М.Ф.Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе.
Выдающийся классик мировой литературы Мирза Фатали Ахундзаде, которого литературные критики называют «мусульманским Мольером», является родоначальником азербайджанской драматургии. Наши актеры сильно волновались – им предстояло играть не только на сцене государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна, основы которого были заложены почти сто лет назад, но и в драматическом театре имени Сабита Рахмана в Шеки – родине великого драматурга.
Спектакль поставил режиссер столичного ТЮЗа Мурат Ахманов. Хотя представление шло на казахском языке, искренняя игра актеров Бахытбека Алпысбаева, Залипы Толеповой, Бахытбека Темирбекова, Каната Архабаева не оставила равнодушным зрителя.
Наш театр принимал участие в престижном и популярном театральном фестивале «Fringe» в Эдинбурге с постановкой «Ақбаян» по мотивам лиро-эпической драмы казахского народного писателя Габита Мусрепова «Қозы Көрпеш-Баян сұлу». В спектакле были заняты, в основном, молодые актеры: Зарина Кенжали, Санат Жузбай, Канат Архабаев, лауреат премии Союза молодежи Казахстана «Серпер» Бахытбек Темирбеков, а также Залипа Толепова, Актолкын Толеуова. Выступления кызылординских актеров имели успех – музыка, декорации с национальным колоритом, костюмы и игра очень понравились зрителям.
– Каковы планы коллектива на будущее?
– Сейчас работаем над созданием нового репертуара театра. В скором времени он будет утвержден. Будут новые интересные постановки, ориентированные на публику разных возрастов, отвечающие вкусам самого взыскательного зрителя.
– Спасибо за содержательный и интересный разговор.
Беседу вела Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |