Мальчики смело берут в руки по комку глины, стараются создать свое творение на гончарном круге. Получается не сразу и не у всех. Девочки с помощью акварельных красок наносят узоры и орнаменты на уже просушенные пиалушки, кувшины или сувениры. Можно забрать свой сосуд с собой, а можно – на сырую глину нанести надпись и оставить его в классе. После обжига творение школьников займет место на специально отведенной полке.
Так проходят уроки гончарного ремесла в школе № 16 им. М.Горького Казалинского района. О том, как превратить кусок простой глины в кувшин, чашку, какой-нибудь сосуд или сувенир причудливой формы ребятам на уроках труда показывает учитель технологии Тилектес Копжасар. Он учит не только ваять из глины, но и рассказывает много интересного об истории возникновения древнего гончарного ремесла. Идею открыть в школе гончарный кружок Тилектес вынашивал давно. Из подручных средств смастерил небольшой гончарный круг. Сейчас в кружке юных гончаров, который функционирует в школе больше трех лет, занимается около тридцати ребят.
Самое главное в работе гончара – глина. Покупать готовый материал – дорого. Поэтому его Тилектес набирает в ауле Куандарья, только там есть пластичная глина, которая годится для работы. Обывателям может показаться, что такого добра вокруг много, однако далеко не вся глина подходит для изготовления посуды, утвари, сувениров. Процесс изготовления глины для лепки трудоемкий и долгий. Тилектес изучал секреты древних ремесленников, советовался с местными мастерами. До того, как глина превратится в чашу или изящную вазу, ее ждет множество этапов. Ее просеивают, смешивают, высушивают, приводят в однородную массу.
Довольно сложен и путь от комка глины к готовому горшку, и на гончарном круге он, увы, не заканчивается.
– Крутишь глину на гончарном круге, она принимает, к примеру, форму кувшина или кружки. После этого изделие сушится примерно сутки, чтобы глина стала твердой, но при этом осталась немного влажной. Это идеальное состояние, когда ее можно обточить, сделать горлышко или приделать к кружке ручку. Затем глина сохнет еще несколько дней, и посуда отправляется в печь. Обжиг может занять несколько дней, – говорит Т.Копжасар. – Нагрев и остывание должны проходить постепенно, иначе работа может просто треснуть и развалиться на части.
Тилектес очень долго искал печь для обжига готовых изделий, и нашел в одном из аулов старинную печку, доставшуюся аулчанину от предков, которые, возможно, в свое время занимались гончарным ремеслом.
– Когда садишься за гончарный круг, обо всем забываешь, в твоих руках глина будто оживает. Из нее можно вылепить все, что душе угодно. И этому ремеслу я теперь обучаю школьников, – говорит Тилектес. – Во время работы за гончарным кругом задействовано все тело, а еще включается фантазия и абстрактное мышление. То есть, экспериментируя с глиной, дети развивают ассоциативно-образное мышление и могут почувствовать себя настоящими творцами. Гончарный круг для детей прост в использовании: не нужно прикладывать значительную физическую силу. Для детей лепка из глины – это развитие моторики, а также возможность получить удовольствие не только от результата, но и от самого процесса. Во время работы с глиной ребенок старается быть усидчивым, аккуратным и внимательным – а все эти качества очень пригодятся ему в учебе. Сегодня многие родители ищут эффективные развивающие программы для своих детей. При этом предпочтение отдается интеллектуальным занятиям. Многие забывают, что для полноценного развития, ребенок должен уметь создавать что-то своими руками. Видимо, поэтому гончарное дело становится все более популярным. Дети приходят заниматься в наш кружок и в каникулярное время. С каждым днем желающих повертеть гончарный круг, сделать из глины собственный шедевр становится все больше. Скажу больше, многие психологи рекомендуют детям именно гончарное дело, это одинаково полезно для гиперактивных ребят и для боязливых тихонь. Со временем благодаря занятиям снижается агрессия, исчезают страхи, появляется уверенность в собственных силах, повышается самооценка. То есть, дети легче справляются со стрессами, замкнутостью, учатся размышлять.
– Прежде, чем сесть за гончарный круг я должен подумать, что хочу сделать, понять, как воплотить идею в жизнь, то есть, мы учимся планировать свою работу и доводить ее до конца, – говорит юный гончар Мерей Нуржан. – Гончарный круг - словно машина времени, ведь ему уже более четырех тысяч лет, а он почти не изменился. С его помощью из бесформенного куска глины можно сделать все, что угодно… Правда, получается не всегда и далеко не у всех с первого раза. Сейчас я умею делать то, что может не каждый взрослый. И горжусь этим. Мне нравится видеть результат своего труда. Смастерить что-то самому – приятнее, чем просто купить в магазине. Я слепил для мамы сувенир. Многие из нас приходят сюда, чтобы сделать своими руками подарок для своих родителей, бабушек, сестренок, братьев…
– Чтобы разукрасить готовые изделия нужно обладать чувством цвета, – говорит школьница Анель Жаксылык. – С подружками стараемся, чтобы цвета на изделиях гармонировали. Мы изучили много литературы по художественному оформлению изделий, происхождению различных узоров и орнаментов. Учимся различным техникам рисования, стараемся создавать необычные декоративные композиции. В работе сейчас мы используем акварельные краски. Но очень скоро вместе с учителем планируем приготовить растительную краску безопасную для здоровья, чтобы можно было использовать посуду в быту.
К слову, глиняные сувениры и посуда, изготовленные ребятами из кружка часто выставляются на конкурсах прикладного искусства различного масштаба. Сувенирная продукция, как оказалось, пользуется большим спросом. К примеру, во время выставки в Кызылорде один из музеев приобрел несколько оригинальных изделий ребятишек. Заказы и предложения поступают и сейчас. Дело за малым – приобрести профессиональный гончарный круг, который стоит недешево. Поэтому вся надежда на спонсоров, которые могли бы помочь осуществить мечту. Тогда можно будет расширять кружок, научить гончарному ремеслу, как можно больше ребят.
София АЛДАМЖАРОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |