• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В КАРТИНАХ — ПАНОРАМА ЖИЗНИ

Как справедливо заметил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «все мы родом из детства». Овеянная древними легендами и преданиями земля Сыра стала родиной плеяды замечательных художников, внесших неоценимый вклад в развитие национального искусства и культуры. Свое-образная художественная школа живописи, возникшая в низовьях Сырдарьи, соединила в себе опыт народного декоративно-прикладного искусства и национальную цветовую гамму с опытом европейских школ.

Неброская, а порой даже суровая природа Приаралья стала источником вдохновения для мастеров холста и кисти. Имена многих из них знакомы ценителям искусства живописи не только в Казахстане, но и за его пределами. Один из них – Шакирбек Саменов, который в эти дни празднует свое семидесятилетие.

Он родился в 1950 году в районном центре Теренозек (ныне Сырдарьинский район) Кызылординской области. В первый класс Шакирбек пошел на разъезде №8 в местечке Майлыкум, куда перевели его отца, учителя по профессии. Школу закончил в Кызылорде.

Рисовал он с детства. Когда мама узнала о его желании стать художником, очень обрадовалась. Как вспоминает Шакирбек ага, простая казахская женщина из сельской глубинки тогда не имела понятия о живописи и решила, что ее сын станет фотографом, а, значит, уважаемым человеком. Незатейливые и добродушные сельские жители всегда с уважением и даже некоторым почтением относились к людям этой профессии, приезд которых в аул становился чем-то сродни празднику.

Закончив в Алматы факультет художественной графики Казахского педагогического института имени Абая, молодой, подающий большие надежды юноша устроился на работу в художественно-производственную мастерскую Кызылорды. Занимаясь активной творческой деятельностью, изучая опыт своих предшественников, он работает над формированием собственного стиля в искусстве живописи. Тем более, что перед начинающим автором был пример земляков, признанных мастеров изобразительного искусства.

 Щедрая на таланты кызылординская земля явила не одно поколение выдающихся художников, благодаря которым о нашей стране узнали в мире, а их творчество стало достоянием национального искусства. Зарождение в Казахстане живописи многие ученые-искусствоведы связывают с именем нашего земляка Сердалы Бекшорина, правнука знаменитого Жалантоса бахадура, эмира Самарканда. Яркий след в истории отечественного искусства оставила талантливая династия Ходжиковых, оставившая богатое наследие. И не только в области живописи, графики и скульптуры, но и в декоративно-прикладном искусстве, театре и кино.

Своим учителем и наставником Ш.Саменов считает своего земляка, художника-шестидесятника Салихитдина Айтбаева. В 60-е годы XX века на огромных просторах страны Советов начинает складываться поколение людей искусства, которое противопоставляет авторитарному советскому режиму индивидуальную позицию личности, основанную на принципах гуманизма и нравственной культуры. Группа молодых и амбициозных художников выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства, посвятив себя поиску своего стиля. В Казахстане творчество шестидесятников стало новым этапом на пути к национальной идентификации. Шестидесятые стали расцветом художественной мысли в Казахстане – «дети оттепели», как их тогда называли, отказывались от академических канонов и даже конфликтовали с художниками предыдущего поколения, ориентированного на реалистичность в искусстве. Лидером поколения художников-шестидесятников был признан Салихитдин Айтбаев. Его мастерская стала центром притяжения молодых талантов, где шли жаркие споры об искусстве, обсуждались новые имена. Имя его ныне носит художественная галерея Кызылорды. Дружеские отношения и совместная работа Шакирбека Саменова с маститыми казахстанскими художниками Салихитдином Айтбаевым и Бахтияром Табиевым, несмотря на разницу в возрасте – он был значительно их моложе, – оказали большое влияние на становление творчества молодого художника. Долгие беседы об искусстве, о цветовых решениях, характере живописных поисков и пластических экспериментов стали для Ш.Саменова бесценным материалом для разработки собственных художественных вариантов.

С 1974 года он становится активным участником республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, не раз избирался делегатом республиканских и всесоюзных съездов Союза художников, долгие годы возглавлял Кызылординский филиал Союза художников Казахстана. В 1976 году был стипендиатом Союза художников СССР.

Тенденции, заложенные казахстанскими художниками-шестидесятниками, нашли свое отражение в творчестве Ш.Саменова. Особое внимание мастер уделяет цветовым гаммам, колористическим поискам. Цвет в его полотнах прежде всего служит средством достижения художественной выразительности, инструментом национального художественно-пластического языка в станковой живописи, не характерной для казахской культурной традиции. Станковая живопись Казахстана, берущая свое начало в 20-х годах ХХ столетия, была основана на стиле социалистического реализма. Станковая живопись не зависит от каких-либо объектов. В отличие от монументальной, привязанной к архитектурным строениям и подразумевающей украшение стен, потолков и других частей строения, декоративной живописи – росписи стекла, одежды, посуды, мебели, станковая живопись полностью является автономным творчеством автора. Ее жанры – портрет, натюрморт, пейзаж, сюжет.

Большой творческой удачей для себя художник считает встречу с Евгением Розенблюмом, выдающимся советским архитектором и художником, теоретиком и проектировщиком дизайна. Ему посчастливилось пройти обучение у большого мастера, классика музейного постмодернизма, основоположника отечественной школы художественного проектирования в созданной им всесоюзной экспериментальной студии дизайна в подмосковном Доме творчества «Сенеж».

В 2008 году по приглашению зарубежных коллег Ш.Саменов работал в Германии, Италии, в столицах бывших союзных республик Баку, Минске, в Хиве. Ранние работы мастера «Девушка», «Мать», «В мастерской» отличаются ясностью и четкостью построения формы, композиции.   

Отображая сложный личностный мир художника-философа, его творчество отличается лаконизмом, простотой и ясностью композиционного построения. Одна из любимых тем художника – сцены из жизни простых людей. Незамысловатые картины родной степи, знакомые образы жителей аула – женщин и стариков нашли отражение в работах «Жусан иісі» («Запах полыни»), «Аулада» («Во дворе»), «Ауыл шетінде» («На краю аула»), в которых ярко выражен национальный колорит. Большое внимание живописец уделяет теме экологии. Мастер воспевает красоту и величие природы, живущей по своим законам. Верблюды, которых он называет «динозаврами степи», лошади, пасущиеся в бескрайней степи, – органическая составляющая природы, неотъемлемая часть быта номадов. На полотнах мастера, как живые, возникают хорошо знакомые картины родного края: степи, жайляу, природа земли Сыра в разные времена года. В каждой из них сквозит любовь к родной природе, раскрывается ее естественная и неброская красота.

 Ощущение взаимосвязи Человека и Природы, трепетное отношение к окружающему миру вдохновили мастера на создание картины «Соңғы жолбарыс» («Последний тигр»). В ходе исторического развития отношение человека к природе претерпело большие изменения и не в пользу последней. Пример тому – тигр, популяция которого была полностью уничтожена в Приаралье.

 Особое место в творчестве живописца занимают работы, посвященные теме Арала. Картины художника – это рассказ о трагической судьбе высыхающего моря. Экологическую катастрофу глобального планетарного масштаба художник показал глазами людей, которые любят и помнят Арал и для которых гибель моря имеет реальные очертания. Особым философским смыслом проникнута работа «Көлеңке» («Тень»). Силуэт женщины с коромыслом перетекает в длинную тень, а на заднем фоне вырисовываются очертания мазара. Сужающаяся и теряющаяся тень символизирует умирающий Арал, наполняя картину драматизмом и грустью. В 1990 году секретариатом Союза художников СССР С.Шаменов был назначен руководителем группы художников, выезжавшей для проведения плэнерных работ на Аральское море. Итогом работы творческой группы стала коллективная выставка «Арал», состоявшаяся в Москве.

С большим сожалением и грустью художник рассказывает о постигшей его неудаче – была потеряна большая коллекция его картин, подготовленная для персональной выставки. Лишиться своих работ, которые являются результатом кропотливого труда на протяжении многих лет, без сомнения, большая потеря для человека творчества. Причем утеряны были лучшие работы. Это событие хоть и выбило его из колеи, но он сумел вновь вернуться к творчеству – спасением для художника стали плэнерные поездки. Путешествуя с этюдником по бескрайним просторам родной земли, он продолжает творить, расширяя географию своих поездок. Интересна его работа «Шырмалу» – конь, стреноженный колючей проволокой, не в силах выбраться из сковавших его пут, обессиленный борьбой, теряет последние силы, тем самым предопределен драматический исход его жизни. Работа написана в темных ультрамариновых тонах и навевает ощущение безысходности.

Полотна Ш.Саменова привлекают внимание искусствоведов и ценителей живописи необычностью и оригинальным решением тем. Они выставлялись на республиканских и международных выставках, хранятся в государственном музее искусств имени А.Кастеева, в фондах музеев Германии, Канады, в частных коллекциях.

Бескрайние просторы присырдарьинских степей, напоенные жгучими лучами солнца, неброская и неяркая природа края, ставшего свидетелем трагедии Арала, заставили художника особенно остро ощутить универсальную взаимосвязь с природой, ответственность за все живое на земле. Возможно, именно в этом секрет его творческого успеха.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 29 февраль 2020 г. 509 0