Для многочисленных почитателей своего таланта она известна под именем Елмура Жанабергенова. Звучное имя «Елмұра» она получила с легкой руки землячки и коллеги по цеху Елены Абдыкалыковой. Заслуженный деятель Республики Казахстан, кандидат искусствоведения, Эльмира Жанабергенова заслужила любовь и признание зрителя мастерским исполнением жыров и терме – особого жанра музыкально-поэтического искусства народа. Ее творчество хорошо знают и ценят любители и почитатели традиционной народной музыки не только в Казахстане, но и далеко за его пределами.
Она родилась в 1970 году в ауле Аманоткель Аральского района. В этом году певица отметит свое 50-летие. Внучка Жанабергена жырау, ученика и последователя прославленного акына Приаралья Нуртугана шайыра, любовь к жырам и терме она впитала в себя с раннего детства. Царившая в семье атмосфера творчества предопределила дальнейшую судьбу Эльмиры. По счастливой случайности девочка из затерявшегося в песках аула на берегу Аральского моря попала в Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы, которую закончили в свое время такие признанные мастера поэтической импровизации, как Бекболат Тлеуханов, Ержан Косбармаков. Здесь годом ранее открылось отделение традиционного пения, куда и приняли Эльмиру. Очень скоро талантливую девочку из провинции заметило руководство, которое оценило ее природный дар, редкий и сильный голос. Так на музыкальном олимпе консерватории зажглась еще одна звездочка. Ее включают в различные концерты, посчастливилось несколько раз выступить в США.
В силу различных обстоятельств Эльмира только спустя пять лет поступила в аспирантуру. Наряду с успешной концертной деятельностью много сил и времени она отдает науке, изучая поэтические традиции песенно-импровизаторского искусства, сложившиеся в низовьях Приаралья. В целом, земля Сыра является Родиной целой плеяды выдающихся жырау: Кете Жусипа, Дур Онгара, Ешнияза сала, Канлы Жусипа, Карасакала Еримбета, Турмагамбета, традиции которых нашли свое продолжение в творчестве Кошенея, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая. Яркое тому доказательство – сохранившееся в народе устойчивое выражение «Сыр елі – жыр елі» («Земля Сыра – родина жыра»). В низовьях Сырдарьи жили и творили великие музыканты и сказители, жырши и жырау, творческое наследие которых является достоянием всего тюркского мира.
И не случайно, тема ее кандидатской диссертации – «Традиции жырау Аральского и Казалинского районов». Она провела большую работу по систематизации и научному обоснованию сохранившихся в Приаралье традиций жырау.
Усилиями и стараниями певицы при консерватории открылась школа Нуртугана Кенжегулулы. Об этом она рассказывает с большой гордостью и чувством глубокого удовлетворения. При непосредственном участии преподавателей и студентов факультета народной музыки консерватории в южной столице регулярно проводятся концерты, творческие вечера, посвященные юбилейным датам известных акынов и жырау. На вечере, посвященном творчеству Базара жырау, вместе со своими студентами исполнили один из известных дастанов акына «Әмина қыз». Между тем, Эльмира высказала сожаление, что не всегда удается организовать такие вечера. К юбилею акына Нуртугана была подана заявка на проведение научно-практической конференции, конкурса. И хотя к предложению отнеслись с пониманием, тем не менее все ограничилось вечером на родине акына – в ауле Аманоткель Аральского района.
В 1999 году по приглашению Елбасы Нурсултана Назарбаева приехала в столицу и была принята на работу в Президентский оркестр войск Национальной гвардии, ныне Службы государственной охраны РК. В качестве ведущей солистки оркестра проработала 18 лет, и в 2014 году вышла в отставку. Из рук Первого Президента страны получила ключи от квартиры в столице.
В 2018 году певица открыла в Нур-Султане школу-студию «Елмұра». Здесь не только учат исполнять жыры, терме и айтысы, но и помогают освоить игру на музыкальных инструментах – домбре, кобызе, жетигене, преподают сольфеджио, сценическое и актерское мастерство, а также можно научиться декоративно-прикладному искусству казахского народа. Поступают звонки и от земляков с просьбой открыть школу в Кызылорде. Есть родители, которые специально приезжают с детьми во время каникул, чтобы получить уроки в студии. В планах – открыть такую школу и в Кызылорде.
Как отметила Елмура Жанабергенова, сегодня уделяется особое внимание возрождению духовного наследия наших предков. Это подтверждают масштабные государственные программы и проекты, реализуемые в республике. Несомненно, особая роль в модернизации общественного сознания принадлежит инициированной Елбасы программе «Рухани жаңғыру». В этой связи важная роль принадлежит развитию традиционного музыкального творчества народа, в том числе искусству жырау, которое своими корнями уходит в глубокую древность и не растеряло сакральный смысл. В произведениях величайших жырау и акынов прошлого содержится много ценных и интересных мыслей: о почитании и уважительном отношении к родителям и старшим, о верности и справедливости, честности и трудолюбии, заботе о близких, любви к Родине, верности долгу, о патриотизме. Необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми произведения устного народного творчества. Народное искусство не устарело и не поблекло за давностью лет, а, напротив, продолжает жить и развиваться.
С особой теплотой Е. Жанабергенова отзывается о своих земляках, которые являются ее самыми благодарными слушателями. Певица рада каждой встрече с жителями земли Сыра, но из-за плотного графика не всегда удается побывать в родных краях. И всегда приятно видеть полные залы, которыми традиционно сопровождаются ее концерты. В 2015 году в Кызыл-орде при поддержке возглавлявшего тогда регион Крымбека Кушербаева состоялся концерт «Аралым – айдын шалқарым», ставший своего рода творческим отчетом артистки перед земляками. Как вспоминает певица, концерт прошел на высоком уровне, среди гостей вечера были известный ученый и общественный деятель Мырзатай Жолдасбеков, генерал-лейтенант Абай Тасболатов, бывший госсекретарь РК Гульшара Абдыкалыкова.
Сегодня в канун своего 50-летия артистка полна творческих замыслов и новых идей.
– Готова к печати научная монография объемом в триста строк о творческом наследии выдающихся жырау, живших в Аральском и Казалинском районах. Это большой исследовательский труд, в который она вложила немало сил, упорства и терпения. В работу вошли материалы о живших в Аральском и Казалинском районах жырау Енсепбае, Битимбае, творчество которых не было исследовано ранее. Очерки о жизни выдающихся жырау и акынах Приаралья систематизированы в зависимости от исторического периода, в котором они жили. Помимо монографии, положила на ноты около шестидесяти макамов (напевов), существовавших на земле Сыра. Вообще, присырдарьинские жырау использовали различные макамы, такие как напевы Дарикула, Мусабая, Жанабергена. Свои жыры они исполняли присущими только им напевами и мотивами – это и жыр бастау (вступление к исполнению жыра), ән бастау (приглашение к исполнению песни) и другие. Это ценное музыкальное наследие наших предков старается передать своим ученикам.
– Часто, представляя себя, люди искусства называют себя эпитетами сын степи, дочь морей и другими. Я же считаю себя дочерью Арала и горжусь ее древней историей, – с гордостью говорит артистка.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |