• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СОХРАНИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Многие кызылординцы, особенно в праздник Наурыз, предпочитают дарить близким людям орнаментированные камзолы или украшения, изготовленные в национальном стиле. Но, выбирая наряд или кольцо, следует обратить внимание на некоторые нюансы.

Молодой ювелир Даниял Каршыбек знает многое об истории украшений, об их смысловых значениях, и он поделился с нами своими знаниями.

– Раньше наши предки вкладывали сакральный смысл даже в самое простое украшение, – говорит мастер. – К примеру, они считали, что серьги подчеркивают красоту девочки, но, в первую очередь, серьги – это оберег, который защищал женщину от нечистой силы. Совсем не случайно, вдевая в уши серьги, казахи приговаривали: «пусть твои уши не болят, не услышат плохой вести, пусть лицо твое будет прекрасно».

Как отметил мой собеседник, в канун праздников, особенно на Наурыз или 8 Марта, заказов на ювелирные изделия в национальном стиле становится больше. Дамы показывают образцы украшений, которые увидели в популярных журналах, Интернете, и просят сделать нечто подобное. В процессе работы над изделием Даниял рассказывает клиенткам об истории казахских национальных украшений и предлагает выбрать варианты, которые подходят им по социальному статусу и возрасту.

– Согласно казахским обычаям, женские ювелирные изделия носились не столько как украшения, но, прежде всего, как оберег, защищающий от нечистых сил, приносящий счастье в жизни. К примеру, если человек желал кому-то счастья и свободы, то дарил вещь с узором «құс қанат» (птичье крыло), – поясняет мастер. – Считалось, что благополучию, семейному счастью способствует конусовидный перстень «отау жүзік» (семейный перстень). Символом долголетия у казахов служили серебряные перстни – «тасбақа жүзік» (украшение в форме черепахи). Защитная сила перстней усиливалась не только вставками из камней и стекла, применяемым орнаментом, но и символикой формы. Дарением колец, других украшений и сейчас обозначают важные вехи в жизни человека. Поэтому, выбирая подарок родным и близким, помните о знаковости украшений, которая формировалась в народе тысячелетиями. Правильно подобранное украшение может стать настоящим талисманом.

Отметим, что раньше ювелирные изделия имели важное социально-культурное и религиозное значение. По украшениям узнавали, замужем ли женщина, какого она рода, с какой территории, какое место в обществе занимает мужчина, носящий тот или иной драгоценный предмет. Практически все ювелирные изделия несли в себе не столько декоративную, сколько магико-защитную функцию, причем смысловым значением были наделены и форма, и орнамент, и материал. Блеск серебра, к примеру, ассоциировался с лунным светом, его наделяли различными магическими свойствами. К полудрагоценным камням, которыми инкрустируют изделия, у казахов тоже было особое
отношение.

– Раньше девушкам, которые были, как говорится, на выданье, вдевали серьги, которые по форме напоминали солнце, луну, месяц, звезду, семена, лепестки и зерна. Это было своего рода символом роста, плодовитости, – объясняет Даниял. – Серьги носили всю жизнь. И впоследствии менялась только их форма. Интересно, что серьги могли носить и мальчики. К примеру, если рождался долгожданный сын, то в мочку его уха вдевали одну серьгу. Считалось, что этот ритуал вводит в заблуждение злых духов, которые по национальным поверьям были безразличны к девочкам. Мальчики носили эти украшения до пяти-шести лет. Более того, серьги даже считались оберегом и от сплетен и сквернословия. Так, если ребенок становился вынужденным свидетелем разговоров взрослых, ему говорили «құлағыңа алтын сырға», что означает «золотые серьги в твои уши». С этого момента считалось, что ребенок становится «глухим» к ненужной информации.

Не менее значимым в жизни казахской женщины, по словам ювелира, были кольца. К примеру, кольцо құстұмсық или құсмұрын (кольцо напоминает птичий клюв) служило неким знаком для окружающих. Это означало, что обладательница такого кольца, –
незамужем, потому как значение, которое вкладывалось в это кольцо, – свободна, словно птица. Его передавали в новый дом девушки вместе с приданым, когда она выходила замуж. После свадьбы к невесте приезжали ее сестренки, чтобы проведать ее на новом месте: если девушка передавала это кольцо обратно домой, это был своего рода знак о том, что в семье мужа к ней хорошо относятся. Мать девушки радовалась, звала гостей и в доказательство того, что дочь попала в хорошую семью, показывала всем кольцо. Раньше внутрь кольца казахские мастера вкладывали несколько круглых шариков из серебра. При каждом движении рук они создавали красивый перезвон.

– У казахов есть кольцо, которое называется құдағи жүзік – это большой круглый перстень, который надевался на два пальца и дарили его матери невесты или жениха в день свадьбы. Надевался он на два пальца, поскольку символизировал вечный союз двух молодых, – говорит мастер. – Кстати, сейчас мне поступает немало заказов именно на это изделие. Радует, что люди стали обращаться к истокам, придерживаться традиций и обычаев наших предков. Немало заказов на украшение «өңіржиек» – особенное значение оно имело для кормящих матерей: защищало от сглаза и способствовало прибавлению молока. Пользуется спросом и «бой тұмар» – украшение треугольной формы на цепочках или ремешке. В древности этот амулет носили маленькие девочки вплоть до замужества, после его меняли на более сложные украшения. Не так давно получил заказ на украшение шолпы в подарок внучке от бабушки. Раньше казахи шолпы надевали юной девочке. Оно представляет собой подвеску, которая состоит из нанизанных друг на друга небольших монет или металлических пластин. При ходьбе шолпы издает мелодичный звук, который сопровождал каждый шаг девушки и одновременно отгонял злых духов. Отмечу, что это украшение имеет воспитательное значение – девушка должна была ступать очень легко, чтобы не привлекать к себе пристального внимания, а также ей было сложно появиться незамеченной там, куда запрещали ходить старшие. В моде и украшение шашбау – специальные ленты-подвески на косы, которые раньше носила каждая девушка. По этой детали облика молодой казашки судили о ее здоровье и целомудрии. Кроме того, у шашбау было и культовое предназначение. У древних казахов считалось, что в волосах женщины живет часть ее души, поэтому лента, декорированная колокольчиками и медальонами, отгоняла от нее злых духов. Знаю, что сейчас в Кызылорде запустили конкурс «Шашбаулы қыз». Это прекрасная пропаганда национальных традиций.

Даниял с удовлетворением отмечает, что сейчас для ювелирного производства наступили хорошие времена.

– Считаю, что наша профессия будет актуальной, востребованной всегда. Ведь не зря говорят: если на этом свете будет хотя бы одна женщина – ювелирное дело не угаснет, – улыбается мастер. – Это искусство занимает особое место в истории казахской национальной культуры. В нем ярко отражены идеалы народа, его вкусы. Раньше мастера могли изготовить не только женские украшения, но и детали для костюма, декор для юрты, музыкальных инструментов, оружия, конского снаряжения... Одна из задач современных ювелиров – сохранить ремесло, традиции.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 21 март 2020 г. 1 017 0