Наурыз – символ обновления природы, торжества любви и плодородия по восточному календарю совпадает с днем весеннего равноденствия. Для народов Центральной Азии это особенный праздник, традиции которого направлены на развитие лучших человеческих качеств – душевной щедрости, открытости, отзывчивости, сердечности.
Этот древний праздник отмечается более пяти тысячелетий. Традиция празднования Наурыза у народов Востока возникла задолго до принятия мусульманства. По восточному летоисчислению он соответствует иранскому Новому году. В переводе с фарси «наурыз» означает «новый день». Сведения о Наурызе встречаются в трудах античных и средневековых авторов, о нем писали восточные поэты и мыслители Махмут Кашгари, Абу Райхан Бируни, Фирдоуси, Алишер Навои, Омар Хайям. В Казахстане первое упоминание о Наурызе относится к 1720 году – периоду правления Тауке хана и связано с именем Толе би. Немало строк этому прекрасному празднику посвятили выдающие-
ся казахские поэты и писатели Абай Кунанбаев, Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Сакен Сейфуллин. Ученый и поэт Машхур Жусип писал о Наурызе: «Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом, – Наурызнама. В эти дни хаджи читают посвященную Наурызу книгу «Салдама».
День весеннего равноденствия казахи считали началом нового года и называли «Ұлыстың ұлы күні» (великий день народа). В этот день прекращались войны, а аксакалы использовали праздник для примирения враждующих родов. Наурыз был главным праздником в степи. Радуясь весне, казахи говорили «қыстан шықтық» – вышли из плена зимы. «Все ли живы? Сохранили ли скот?» – первые вопросы, которые они задавали друг другу, встретившись после зимы, потому как скот – главное богатство кочевника и от того, удалось ли сохранить поголовье, как пережил зимовку скот, зависело будущее благосостояние степняков. С наступлением тепла аул покидал зимовье и отправлялся на весеннее пастбище жайляу – так начиналось летоисчисление кочевников.
Празднества в честь Наурыза длились в течение всего месяца. С недавних пор в Казахстане стали отмечать Наурыз, начиная с 14 марта. Раньше эта традиция существовала в западных регионах республики – Атырауской, Мангистауской областях. По сути, это праздник наступления весны и называют его Амал мейрамы. Именно в это время солнце по своей орбите подходит к звезде Амал (по-арабски «хамаль»). Таким образом, получается, что Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год. Этот праздник еще называют «Көрісу» или, как говорят у нас, «Қауышу», что в переводе означает «свидеться».
В старину в этот день наши предки, проснувшись с восходом солнца, ставили на огонь казан, погрузив в него оставшееся с зимы мясо, справлялись о здоровье друг друга, прощали обиды. В этот день молодежь просила благословения у аксакалов. По традиции за весь световой день следовало обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. Чтобы встретить гостей как положено, в каждом доме варилось мясо, жарились баурсаки, накрывался щедрый стол. А вообще, «Амал» и «Көрісу» – это исконно казахская традиция. Есть даже примета: чем раньше тебя поприветствуют и поздравят, тем больше счастья принесет новый год. В этот день принято прощать друг другу обиды и одеваться в лучшие наряды.
Ночь накануне 22 марта называлась «Қадыр түні» (ночь благословения). По традиции в это время суток люди бодрствовали – ждали Кыдыр ата, святого белобородого старца с посохом, который приносит благополучие, счастье, удачу. По поверью, он мог благословить дом, в котором царит чистота и помыслы хозяев благородны. И потому накануне праздника женщины приводили в порядок жилища, украшали юрты нарядным убранством, мужчины очищали территории, сажали деревья. Как говорится в народе: «Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо», «Срубил одно дерево – посади десять».
В ночь на 21 марта вся посуда, имевшаяся в доме, наполнялась молоком, айраном, зерном или ключевой водой. Не случайно одно из пожеланий на Наурыз – «Ақ мол болсын». Добрым обычаем, принятым в народе, является наурыз-бата – аксакалы, напутствуя молодых, дают им свое благословение.
Особенно радовалась празднику молодежь. Устанавливали алтыбаканы (качели), собирались молодые люди с соседних аулов. Джигиты дарили девушкам кольца, сережки, зеркальца. Этот обычай назывался «селтеткізер». Если девушка принимала ухаживания джигита, она приглашала его отведать особое блюдо – «селтеткізер». Весна – пора любви. Взаимная симпатия, нежные чувства молодых с благословения старших часто завершались свадебным тоем.
Существовало большое количество фольклорных произведений, исполняемых на Наурыз, например, жарапазан – куплеты шутливого характера. Его исполняли обычно подростки. Останавливаясь возле каждого дома, они обращались к хозяевам с добрыми пожеланиями, за что их одаривали подарками, сладостями.
Считается, что богатый и щедрый дастархан на Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Главное блюдо – наурыз-коже. Оно обязательно должно было состоять из семи компонентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки и молоко, символизирующие счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба. У каждой хозяйки свой рецепт приготовления наурыз-коже. По обычаю, в этот день надо досыта отведать этого блюда, тогда весь год проведешь в достатке и сытости. Празднование Наурыза всегда сопровождалось играми, состязаниями, традиционными скачками, развлечениями. В торжествах мог участвовать каждый независимо от пола, возраста, социального статуса. Особенно популярны были состязания в беге, причем непременно босиком. Считалось, что таким образом бегуны получают от весенней земли новые силы и жизненное тепло. Известными и любимыми в народе были игры – «айқыш-ұйқыш» (навстречу друг другу) и «аударыспақ» (перетягивание из седла). Практически забытый вид состязаний – спортивная борьба между юношей и девушкой. Юная красавица вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то получит право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен исполнить любое ее желание. Родившихся в этот день мальчиков называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек – просто Наурыз или Наурызгуль.
Праздник Наурыз имеет непростую судьбу. В советскую эпоху в 1926 году праздник был отменен, как относящийся к пережиткам прошлого. Тем не менее, его продолжали отмечать в узком семейном кругу, особенно в сельской местности. Празднование Наурыза возобновилось в Казахстане в 1988 году. Официальное признание он получил 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны «Наурыз мейрамы» и стал одним из любимых праздников казахстанцев. В настоящее время Наурыз стал олицетворением единства, мира и дружбы всех народов, проживающих в республике. Казахский народ свято чтит унаследованные от предков добрые обычаи и традиции. Душевная щедрость, гостеприимство, дружелюбие, уважительное отношение к старшим – качества, присущие нашему народу в полной мере нашли свое отражение в традиции празднования Наурыза.
Жанна Балмаганбетова
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |