• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТЕПЛО ВОЛШЕБНОГО ВОЙЛОКА

В наше время валяние из войлока как вид декоративно-прикладного искусства вновь возрождается, считает жительница аула Сулутобе Шиелийского района Айсулу Аскарбекова. С завидным энтузиазмом она вносит свою лепту в это дело.

По специальности Айсулу – учитель изобразительного искусства в средней школе № 41 имени М. Шокая. Окончила колледж искусства и дизайна в Шымкенте, а затем Казахский национальный педагогический университет имени Абая в Алматы. Свою основную деятельность она умело совмещает с дополнительной работой – мастерски делает вещи из войлока, вышивает, рисует... Ведь не случайно говорят: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью идет домой.

Стремление донести народные промыслы, желание выразить самобытность казахского народа, следовать национальным традициям – вот основные маяки в ее работе. Мастерица уверена, что в каждом селе можно возродить традиции, но нужны настоящие энтузиасты, которые будут обучать молодое поколение искусству предков.

 В своем деле мастерица применяет орнаментацию войлочных изделий с помощью аппликации – нашивания узора. Использует она и узорное простегивание – это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и сам войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными. Не один десяток войлочных коржынов, ичиг, модных женских аксессуаров, камзолов и жакетов с элементами национальных мотивов изготовила мастерица. Искусная рукодельница из войлока создает и оригинальные панно в разных жанрах, и выглядят эти работы довольно необычно, словно объемная картина. Судя по работам мастерицы, фантазия ее неисчерпаема. Еще она занимается лоскутным шитьем, в коллекции Айсулу много панно из кожи. И это с учетом того, что технология создания объемных картин из этого материала не имеет наработанных методик. Но она увлеченно учится ремеслу, собирая знания по крупицам, экспериментирует.

– Культура казахского народа многообразна и представляет собой кладезь неисчерпаемого вдохновения. Войлок для кочевников был одним из главных материалов, необходимых в быту. Юрты, ковры, одежда, украшения – сфера его использования была и остается весьма широкой. Сейчас я стараюсь продолжать традиции предков и активно использую этот материал для создания практичных изделий. В народных промыслах казахов войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди не только одевались в войлочную одежду, делали ковры или предметы быта, казахи считали, что войлок оберегает от злых духов. Интерьер казахской юрты включал различные предметы из войлока: текеметы, сырмаки, тускиизы, а также чехлы и сумки для перевозки хозяйственной утвари, посуду и одежду, – рассказывает Айсулу. – Сейчас один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность: полузабытое народное ремесло возрождается.

Мастерица считает, что все изделия ручной работы имеют сильную энергетику. Ведь войлок делается только руками, а они передают энергию. Когда надеваешь такую вещь, и настроение улучшается, и болезни отступают. Ведь не зря казахи издавна говорили: болит голова – надень войлочную шапку, недомогание – полежи на войлочном ковре. Да и сейчас народные целители советуют почаще носить на босые ноги тапочки из войлока или время от времени ставить ноги на войлочный коврик, потому что шерсть успокаивает нервы и расширяет сосуды, улучшает кровообращение. В старину многие народы выхаживали недоношенных младенцев в войлочных «кювезах».

– Валяние шерсти – процесс трудоемкий и длительный. Вначале нужно тщательно продумать форму изделия, выбрать способ валяния, – рассказывает А.Аскарбекова. – Упростить работу можно, сделав из бумаги выкройку изделия в натуральную величину. В своих работах я чаще всего использую мокрое валяние, прибегая к помощи мыла и воды. Смачивание водой необходимо, чтобы волокна шерсти лучше сцеплялись друг с другом. А мыльная пена облегчает процесс войлоковаляния, поскольку мыло в этом случае действует как клей.

У Айсулу есть талантливые ученицы, изделия которых выставляются на областных и республиканских выставках. Одна из них Зарина Есболкызы.

– Мы с детства привыкли считать, что войлок – это что-то колючее. На уроках Айсулу апай я убедилась, что войлок – это мягкость, легкость и воздушность. Это здорово возрождать ремесло, которым занимались наши предки, – говорит Зарина. –
С каждой новой работой мне нравится открывать его свойства, ведь в каждой вещи он проявляет себя по-разному. Из войлока можно свалять все, что пожелаете: платье, камзол, обувь, сумку... Считаю, что любая девушка должна уметь делать что-нибудь своими руками – шить, рисовать, изготавливать интересные предметы... Это хороший способ открыть для себя что-то новое. Никогда не думала, что буду заниматься войлоковалянием с большим удовольствием.

Мастерица уверена, что прикладное искусство предков необходимо тесно связать с воспитанием и обучением подрастающего поколения, потому что это является неотъемлемой частью сохранения национального кода. Традиции и ремесла должны обрести новое дыхание. Нужно активнее работать над тем, чтобы сохранить и пропагандировать богатое наследие предков среди молодежи. Поэтому на своих уроках А. Аскарбекова не только учит шить, рисовать, валять из войлока, но и рассказывает об обрядах казахов, связанных с войлоком.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 07 апрель 2020 г. 356 0