• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

УЗНИКИ ВОЙНЫ: ЗАПОМНИМ ИХ ИМЕНА

11 апреля отмечается День освобождения узников фашистских
концлагерей. В этот день, в 1945 году, заключенные концентрационного лагеря «Бухенвальд», узнав о подходе союзных войск, подняли восстание. В значительной степени благодаря этому, охрана СС не успела замести следы своих страшных преступлений, а показания узников дошли до международного Нюрнбергского военного суда.

Более 70 тысяч кызылординцев сражались на фронтах Великой
Отечественной войны. Наш рассказ о тех наших земляках, которые погибли за колючей проволокой фашистских концентрационных лагерей. Долгие годы они числились в списках пропавших без вести. О них осталось очень мало сведений – лишь скупые данные о призыве, направлении в воинскую часть, а также бумажка о том, что они пропали без вести. И, как правило, судьба каждого бойца тесно связана с тем подразделением, в котором он служил.

Во время войны фашисты с присущей педантичностью заполняли анкеты на каждого военнопленного. Кроме фамилии, имени и места службы, у пленных узнавали адреса проживания до призыва на службу, присваивался лагерный номер. Сегодня благодаря доступу в базу данных портала «Память народа» можно узнать судьбу тех, кто сгинул в страшных лагерях смерти.

Судьба сотен бойцов и командиров Красной Армии, первыми встретивших фашистские полчища на рассвете 22 июня 1941 года, долгое время оставалась неизвестной. О подвиге бойцов станет известно впоследствии из немецких донесений. Как говорят историки, несмотря на неожиданность удара, пограничные заставы держали оборону и даже контратаковали. В плен немецким войскам советские солдаты, как правило, попадали тяжело раненные или без сознания, когда не оставалось патронов и снарядов, не было сил держать оружие.

Так, уроженец Кармакшинского района Мурсабек Баймурсаев в составе 374 полка 128-й стрелковой дивизии оборонял приграничный город Кальвария. Из боевого журнала известно, что дивизия попала под удар 3-й танковой группы немецких войск (это около 600 танков). На 9 часов утра 22 июня 1941 года о дивизии было известно, что она большей частью окружена, точных сведений о её состоянии не было. Последним сообщением была телеграмма: «Немецкие танки окружили штаб…». В тот день наш земляк попал в плен и впоследствии стал узником концентрационного лагеря Oflag 68, где погиб в октябре 1942 года.

Oflag 68 – немецкий лагерь для военнопленных, расположенный близ польского города Сувалки. Строительство лагеря началось в апреле 1941 года французскими и польскими военнопленными. Концлагерь был открыт в мае 1941 года как Oflag 68, но в июне 1942-го был переименован в Stalag I-F.

Заключенные жили на открытом воздухе в землянках до 1943 года, когда было построено 43 барака, хотя из-за переполненности многие были вынуждены жить под землей. Через Stalag I-F прошло более 100 000 военнопленных, в основном, советских, из которых более
50 000 умерли от голода, заражения ран и различных болезней. В октябре 1944 года, когда Красная Армия вплотную приблизилась к лагерю, охранники покинули его.

 На рассвете 22 июня 1941 го-да уроженец Аральского района Ваидла Абылкасымов в составе 75-й стрелковой дивизии держал оборону близ Брестской крепости против наступающих полчищ фашистов. В ночь на 23 июня главные силы Красной Армии отошли к Малорите, где организовали оборону на окраинах города. Несмотря на потерю связи со штабом фронта, подразделения, действуя изолированными группами, продолжали сражаться и наносить большой урон немецким войскам.

Вот, к примеру, запись из дневника начальника штаба сухопутных войск Вермахта генерала Франца Гальдера от 24 июня: «... вечером я узнал о тяжелых боях на нашем правом фланге, где с 23 июня 53 армейский корпус успешно отбивал атаки советских солдат». В этот же день наш земляк попал в плен и спустя три месяца погиб в концлагере Stalag 307.

Далее на пути 2-й и 3-й танковых групп армии «Центр» оказалась столица Белорусской ССР Минск. Фашисты планировали молниеносно охватить ее «клещами» с целью окружения и уничтожения, но получили отпор от стоявших насмерть солдат. Каждое укрепление, каждый дзот немцам удавалось взять с большими потерями.

Немецкий генерал, один из участников тех боев, писал: «Упорное сопротивление заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов: теперь это недопустимо».

 На пути фашистских войск в составе 156-го артиллерийского полка сражались уроженцы Жанакорганского и Жалагашского районов Шарип Абдраимов и Абтухай Исмаил. Они так же, как и многие наши земляки попали в окружение под Минском и Белостоком, где после отчаянной борьбы и попыток прорыва в числе 342 тысяч солдат были захвачены фашистами в плен. Узников нацисты сжигали в печах крематория, травили в газовых камерах, морили голодом и при этом заставляли трудиться до полного изнеможения. У заключённых брали кровь для солдат Вермахта, проводили над ними страшные медицинские эксперименты, испытывали на людях новые препараты.

В мае 1942 года советское командование решило перейти в наступление по всем фронтам. Одной из таких наступательных операций была Харьковская, которая позволила бы впоследствии уничтожить войска группы армий «Юг», но бездарно спланированная операция завершилась окружением и практически полным уничтожением нескольких советских соединений. В «Харьковской катастрофе» в плен попало около 240 тысяч человек. Среди участников тех событий были уроженцы Кызылорды Ергаш Адаев, Али Айдазиев, и сотни других наших земляков, которые погибли в боях или же в фашистских концлагерях.

После печально известной «Второй харьковской операции» выходит приказ № 227 Наркома обороны СССР И. В. Сталина от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», получившая в народе название «Ни шагу назад!». А для 6-й армии Вермахта открывается дорога на Сталинград.
196-я Гатчинская Краснознамённая стрелковая дивизия, участвовавшая в обороне Сталинграда, формировалась из жителей Казахстана и Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Подавляющее большинство воинов дивизии являлись этническими казахами. После ожесточенных боев в Сталинградской битве дивизия, в которой осталось около 500 человек при штатной численности около 15000 человек, была награждена орденом Красного Знамени.

О судьбе земляков за колючей проволокой ничего не известно – скорбный путь военнопленных начинался на сборных пунктах и в лагерях фронтовой зоны, откуда они, часто за многие десятки километров, перегонялись в пересыльные лагеря. Эти лагеря представляли собой в большинстве случаев открытое пространство, огороженное колючей проволокой, без какого-либо укрытия от непогоды.

В результате большой скученности, отсутствия регулярного питания и медицинской помощи смертность в лагерях была очень высокой. Кроме того, специальные лагерные команды производили фильтрацию военнопленных (по национальности, принадлежности к командному и политическому составу, физическому состоянию, степени лояльности и т. д.). По данным историков, в плен попали около четырех с половиной миллионов человек.

При изучении анкет каждого из вышеуказанных солдат выяснилось, что многие из 18-20-летних парней еще не успели жениться, они не оставили потомство, которое могло бы продолжить их род. В концлагере им присваивали лагерный номер, с которым они и погибали. Наши земляки, погибшие в плену, также внесли свой вклад в Победу и наш долг – помнить их имена.

 Аятхан ХАМЗИЕВ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 11 апрель 2020 г. 360 0