• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Чарующий мир танца

Чарующий мир танца
Казахская танцевальная культура испокон веков формировалась и развивалась неразрывно с жизнью народа, условиями труда, быта. Народные танцы очень популярны и в наше время, несут в себе национальный колорит, завораживают своей неповторимостью.
Изучение быта, обрядов, фольклора казахов свидетельствует о том, что танец и его элементы сопутствовали весь период исторического развития духовной и художественной культуры. Между тем  было распространено мнение, будто казахский народ до революции не имел своего национального искусства танца. Научные изыскания в этой области доказывают обратное. Издревле казахские обряды и игры включали в себя элементы танца. Позднее были и танцы как массовые – хороводного типа, так и одиночные – импровизационные. Изначально танцевальный фольклор у казахов не имел широкого распространения, а присутствовал лишь на бытовом уровне. Это объяснялось многими причинами, и, прежде всего кочевым образом жизни народа, разрозненностью населения, тяжелыми условиями жизни. «Тормозящую» роль сыграло влияние религии, которая запрещала танцевать, подвергала гонениям танцующих, считая танец делом «нечистого духа». Но тем не менее, танцевальный фольклор в народе существовал, бережно им сохранялся, имел свои вековые традиции и отличался национальной самобытностью. О существовании народного танца у казахов говорят многие факты.
В эпосах и легендах казахского народа встречаются упоминания о танцах и плясках. Известно много музыкальных произведений – кюев, звучащих как сопровождение к танцу.   Например, «Каражорға» (вороной иноходец), «Тепенкөк» (топот серого коня), «Қазақ-би» (казахский танец), «Өрмек» (пряжа), «Аққу» (лебедь) и другие. Некоторые из них поэтому и носят название би кюи – танцевальная пьеса.
К сожалению, большинство канонических форм древнейших плясок не дошли до современности в силу многих исторических причин, но в памяти народа осталась сюжетная тематика танцев старины и их традиционные движения, любовно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Казахский народ пронес через века традиции и идеалы танцевальной пластики, включив их в свои духовные ценности.   Исследователи народного творчества подчеркивают, что казахский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению казахских сценических      танцев. Таким образом, со временем формировалась танцевальная культура казахского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы. Нельзя не согласиться с мнением известного балетоведа, кандидата искусствоведения Лидии Сарыновой, которая отмечала, что «старинные народные пляски, следы которых удалось обнаружить, являлись не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности», а самобытным танцевальным искусством, выразительные средства которого определялись уровнем культуры патриархально-феодального общества».
Большинство старинных танцев рождено как отражение трудовой жизни казахского народа. Например, танцы «Қаражорға» и «Тепенкөк», в которых исполнитель подражает скачке на коне, а также «Ортеке», где в юмористическом виде передаются движения и прыжки козла, рождены народом, основным занятием которого было скотоводство. Жизнь и привычки охотников отражены в танцах «Аю-би» и «Құсбегы-дабылпаз». Процесс работы ткачих можно заметить в танце «Өрнек-би». Сатирический характер имеет танец «Насыбайшы», в котором исполнитель высмеивает старика, увлекающегося жевательным табаком «насыбаем».
Казахские женщины благодаря своей фантазии всегда умели создавать  красивые вещи и «красиво трудиться». Как и в ручном труде: вышивке-кесте, изготовлении ковров и кошм, баскуров фантазия и воображение помогали им создавать новые орнаменты, узоры, сочетать краски, использовать фактуру материала для наибольшего красочно-декоративного эффекта. Так и в области танцевального творчества казашки находили наиболее выразительные движения для передачи своих чувств и впечатлений. Удачно сымпровизированные движения, их комбинации делались достоянием многих, постепенно становясь
традиционными.
В женском бытовом танце всегда проявлялась лирическая тематика, которая способствовала развитию оригинальной техники движения рук, мелких движений ног, изгибов корпуса, перегибов спины, сложной координации. Пластической основой для импровизации этих движений для казахских девушек и женщин служили навыки их повседневного труда и быта. Все древнейшее искусство было вплетено в человеческий труд, сопровождало его, духовно вдохновляло и готовило к нему.
Издавна у девушек  вошло в обычай использовать как аксессуары танца свои косы и предметы быта, сопутствующие их повседневной жизни: кожаный сосуд для кумыса – торсық – в танце «Шалқыма», женский головной убор – жаулық – в танце «Айда былпым» и даже лук и легкую саблю – қылыш – памятные атрибуты прошлого.
В древние времена казахские девушки и женщины нередко брались за оружие и наравне с мужчинами сражались за свободу и счастье своего народа. Героические былины и эпические поэмы  воспевали не только красоту, мудрость и верность женщин, но и их благородное мужество, воинскую доблесть, силу и отвагу. Именно эти далекие времена оставили своеобразный след в традициях женского танцевального творчества. Народная память хранит навыки обращения женщин с легкой саблей-кылыш и луком-садак, стремительные движения, рысистый бег коня, на котором мчались по бескрайней степи вооруженные казашки-воительницы навстречу ненавистному врагу. Эти традиции, пронесенные через столетия, легли в основу сценической композиции «Қылышпен би» - («Танец с саблей»), навеянной поэзией казахского героического эпоса. Эта композиция посвящена памяти бесстрашных участниц Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой.
 Лирической тематике посвящены сценические композиции «Айда балпым» и «Шалқыма». Первый танец передает чувства молодой жены-келиншек, радость счастливого брака с любимым человеком и стыдливую застенчивость от непривычки еще носить женский головной убор – жаулық. Он знаменует собой новое общественное положение женщины, новые нормы ее поведения, права и обязанности. В танце «Шалқыма» возникает образ молодой девушки, прекрасной мастерицы изготовления кумыса, умеющей красиво общаться с
торсыком.
 Одной из ярких представительниц казахского танцевального искусства была непревзойденная Шара Жиенкулова. Ее называли бриллиантом музыкально-пластического искусства. Главным педагогом и наставником для Шары был опытный балетмейстер, бывший солист Большого театра и партнер всемирно известной Анны Павловой Александр Александров. Он заложил в молодой и талантливой танцовщице хорошую основу русского классического танца, обращая внимание на необходимость национального характера в искусстве. Результатом их совместной работы стал «Тәттімбет», который до сих пор считается одним из лучших казахских танцев. Когда 13 января 1934 года в Казахстане впервые поднялся занавес нового Казахского государственного музыкального театра,  одним из ярких моментов в спектакле «Айман — Шолпан» (музыкальная драма М. Ауэзова) стал первый национальный казахский танец «Келіншек». Его придумала, поставила и сама исполнила Шара Жиенкулова. Это было начало казахской хореографии.
На земле Сыра бережно хранят традиции казахского народного танца. Неизгладимый след в развитии народного творчества оставил самый первый в Казахстане народный ансамбль песни и танца «Сыр сұлуы», который вошел в отечественную музыкальную сокровищницу. Большим коллективом руководил известный композитор Мулькаман Калауов. В музыке и танцах «Сыр сұлуы» были отражены народные обряды, современные достижения, мечты о новом будущем. Таковыми были нежный лирический танец девушек «Былқылдақ», зажигательный «Қыз қуу», посвященный древнему обычаю  - погоне на коне парня за своей невестой, «Айтыс», рассказывающий о состязании импровизаторов на домбре.  А  в хорео-
графической композиции «Арал» отражен трудовой пафос, она проникнута духом патриотизма.  
В марте 2000 года в КГУ имени Коркыта ата состоялась презентация еще одного последователя «Сыр сұлуы» - фольклорно-этнографического ансамбля «Дидар».  В нашей области наряду с этим коллективом на профессиональной сцене долгие годы уверенно держатся такие ансамбли, как «Томирис», «Нургуль». Сегодня многие кызылординские хореографы работают в ведущих коллективах Нур-Султана и Алматы. Большой вклад в развитие танцевального искусства в области внесли Татьяна Угай, Торебек Бактыбаев, братья Болат и Алмас Каржаубаевы, Салтанат Нурманова и многие другие хореографы и балетмейстеры.
Казахские народные танцы  несут в себе самобытный национальный колорит. В современном мире  важно бережное отношение к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа и глобальной культуры в
целом.
Подготовила Бота МЕЙРАМОВА
Кызылординские вести / Четвертая полоса 06 июнь 2020 г. 485 0