Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства. Он создал настоящие шедевры музыкального искусства, в которых ощущается мастерство талантливого композитора. «В музыкальных произведениях Абая, как и в его поэтических произведениях, есть свои особенности, свидетельство большого новаторства. Песни Абая – это усиленные поиски нового пути, результат этих усилий, которые нужно отнести к части духовного наследия, оставленного нам», – писал Мухтар Ауэзов. Сам Абай говорил: «Нынче слово по-новому звучит, и ты прислушайся, равняйся ему...».
Музыкальный дар поэта был взращен на глубоко народной основе и нашел свое отражение в лирических песнях, выражающих мироощущение поэта и его душевный настрой. Знаток казахского фольклора и народной музыки, Абай высоко ценил творчество поэтов-самородков, вышедших из народа, – Биржана сала, Акана сери, Таттимбета, Жаяу Мусы. Его лиричные и проникновенные песни значительно обогатили песенное творчество казахского народа, внеся в него новые ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.
Абай с самых ранних лет рос в песенной среде, он был дитя степи, впитавший в себя с молоком матери большую любовь к народной музыке. Дивные звуки окружающего мира достигали чуткого уха мальчика через живое и теплое человеческое общение. С младенчества рядом были мать Улжан и бабушка Зере. Улжан, добрая и мудрая женщина, была из богатого и знатного рода шаншар, который всегда славился знаменитыми акынами и певцами. Прадедом Улжан был Бертис би, которого отличали красноречие, ораторский талант, мудрость и умение решать сложные споры между родами. Братья матери Контай и Тонтай выделялись особым пристрастием к шуткам. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность метко, иногда с присущим ему сарказмом высмеять людские пороки, унаследованы им от нагашы по материнской линии. Улжан была замечательной рассказчицей, знала наизусть жыры, айтысы и назидания в стихах. Неграмотная, она бережно хранила их в своей памяти, что удивляло и восхищало Абая.
Человеком, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Абай очень любил ее. Еще в детстве, проводя рядом с ней дни и ночи, он всегда упрашивал ее рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, раскрывала перед ним богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Ее отличали добросердечие и тонкое восприятие окружающего мира. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она стала его первым воспитателем и учителем.
Музыкальный дар Абая был взращен на глубоко народной основе. Известно, что он прекрасно владел домброй и великолепно исполнял казахские песни и кюи. Абай был знаком со многими акынами и кюйши ХIХ века, которые частенько подолгу гостили в юрте Зере и Улжан. Признанный в степи поэт Дулат, который уже в юношеских стихотворениях уловил поэтический дар Абая, благословил будущего поэта:
Сын мой, подрастешь и ты,
Взлетишь на крыльях мечты.
Выше облаков, возможно, взойдешь ты,
Да сбудутся твои чудесные сны.
В романе «Путь Абая» Мухтар Ауэзов, описывая встречу юного Абая с Дулатом, пишет: «Те дни, пока акыны были в ауле, стали для Абая настоящим праздником. Каждый вечер Абай и его матери слушали их песни. Это были жемчужные слова, дары внимательному слуху. Но праздник закончился. Уезжая, Барлас (под таким именем был известен в степи акын Дулат) протянул Абаю свою домбру. Это был царственный подарок – благословение тому, в ком просыпался поэт.
Песни «Көзімнің қарасы», «Желсіз түнде жарық ай», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Сегізаяқ», «Темной ночью горы, дремля...», «Птица души устремляется ввысь» «Вот настала осень жизни», «Утешение отцу и матери», отличаясь напевностью и особенным композиционным содержанием, стали новой страницей в песенном творчестве народа. Абай внес в казахское музыкальное искусство такие черты, как камерность, мягкий лиризм и сердечная теплота.
Абай не имел специального музыкального образования, не владел нотной грамотой. Свои песни он не записывал. Сам Абай исполнял свои песни в сопровождении домбры. Обычно народные композиторы удачно сочетали в себе дар и поэта, и автора мелодии, и исполнителя. В этом смысле не был исключением и Абай. И все же у него было одно преимущество. Абая окружали музыкально одаренные люди – скрипач Муха, талантливые от природы сыновья поэта Абдрахман и Акылбай, певец Алмаганбет и любимая жена Айгерим, которые принимали самое деятельное участие в его музыкальном творчестве. Вокруг Абая сложилась группа страстных почитателей искусства, влюбленных в поэзию и музыку. Став первыми исполнителями песен Абая, они способствовали тому, что песни пошли в народ. Вскоре мелодии Абая вошли в репертуар многих певцов и музыкантов. Поэзия Абая пленила слушателей, а благодаря музыке стихи его получили еще большую популярность. И если вначале песни Абая пели лишь его приближенные и отдельные поклонники, то через некоторое время их запели во всех уголках необъятного
Казахстана.
Передаваясь в народе из уст в уста, от человека к человеку, от сердца к сердцу, под влиянием устной народной музыкальной традиции они стали истинно народными, воздвигнув настоящий нерукотворный памятник своему создателю.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА