• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Источник вдохновения – красота родного края

Источник вдохновения – красота родного края
Неяркая и неброская красота Приаралья стала неиссякаемым источником вдохновения для многих мастеров кисти и холста. Истоки таланта многих живописцев берут начало с картин родной природы, с того места, где они родились и выросли.
В низовьях Сырдарьи возникла своеобразная художественная школа, соединившая опыт народного декоративно-прикладного искусства и национальную цветовую гамму с опытом европейских школ живописи.  Щедрая на таланты кызылординская земля явила не одно поколение выдающихся художников, благодаря которым о нашей стране узнали в мире, а их творчество стало достоянием национального искусства. Зарождение в Казахстане живописи многие ученые-искусствоведы связывают с именем нашего земляка Сердалы Бекшорина, правнука знаменитого Жалантоса бахадура, эмира Самарканда. Яркий след в истории отечественного искусства оставила талантливая династия Ходжиковых – и не только в области живописи, графики и скульптуры, но и в декоративно-прикладном искусстве, театре и кино.
Работы известных художников, уроженцев Приаралья представлены в художественной галерее Кызыл-
орды. В ее фондах хранятся картины, принадлежащие кисти Кулахмета Ходжикова, Сахи Романова, Оркен Мамаковой, Батырбека Турабаева, Каирбая Закирова, Шахмурата Ембергенова и других. В 2019 году галерее было присвоено имя известного художника, заслуженного деятеля искусств Казахстана Салихитдина Айтбаева, внесшего большой вклад в развитие отечественной школы живописи.  
Он родился в 1938 году в Кызыл-
орде, в 1961 году окончил Алма-Атинское  художественное училище имени Н.Гоголя. Картины «Портрет отца» и «Счастье» сразу были отмечены на Всесоюзной молодежной выставке, а  «Молодые казахи» стала, можно сказать,  программным произведением национального изобразительного искусства.  
В мир искусства он пришел в период так называемой оттепели, когда художники получили свободу творчества, которая придала им мощный импульс. Это было время, когда в стране появилась целая плеяда людей искусства, которые вопреки сложившемуся стереотипу по зову души и сердца обратились к истокам нацио-
нальной культуры, истории и традициям народа и начали создавать реалистичные произведения искусства, в которых отразились правдивые картины повседневной жизни народа. Уникальный почерк и отличительные черты этого поколения художников, графиков и скульпторов, заложивших основы казахского художественного стиля, формировались на протяжении нескольких десятилетий.
В 30-50-е годы ХХ века в Казахстане, как и во всем Советском Союзе, бурное развитие в искусстве получил социалистический реализм. Но в конце 60-х годов группа молодых и амбициозных художников, отказавшись от академических канонов, посвятила себя поиску своего стиля и выступила с собственной программой национальной школы живописи и изобразительного искусства.  
Салихитдин Айтбаев стал лидером поколения художников-шестидесятников, его мастерская стала центром притяжения молодых талантов, где шли жаркие дискуссии об искусстве, обсуждались новые имена. Здесь же состоялась презентация романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Попав в мастерскую к Айтбаеву, знаменитый итальянский художник XX века Ренато Гуттузо настолько проникся ее атмосферой, что  написал картину «В мастерской Салихитдина Айтбаева».
Художник пристально изучал наследие европейского модернизма, чтобы как можно тоньше передавать эмоциональные переживания. Не случайно творчество Салихитдина Айтбаева соединило в себе богатый духовный опыт Востока и Запада, прошлого и настоящего, став той самой «времен связующей нитью».
Главной своей целью в творчестве С.Айтбаев считал создание уникального национального стиля. Первой работой, обозначившей новую веху в развитии казахской живописи, стала картина «Счастье». Важно подчеркнуть, что картина, открывшая художника широкому зрителю, явилась итогом не только его собственного раннего творчества.
Картина художника убеждает нас в том, что счастье – это жить на родной земле, чувствовать ее соки и корни, сливаться с ней воедино и утверждать себя в единстве с ней. На переднем плане – фигуры юноши и девушки с волевыми лицами. Их образы гармонично вписываются в мягкие, плавные линии пологих холмов, заснеженных гор, уходящих в синие дали. Изящные, неторопливые движения красновато-рыжих коней вливаются в этот мерный ритм, рождая ощущение вечности, красоты и величия жизни земли и на земле. Повсюду как бы звучит музыка самой природы. Двое молодых – хозяева этого прекрасного  мира.  Цвет  их загорелых лиц, одежды повторяют краски земли, воды, неба, золотистых пастбищ. В декоративной щедрости цвета чувствуются традиции народных мастеров.
«Счастье» стало хрестоматийным полотном в казахстанском изобразительном искусстве. В 2018 году Национальный банк РК выпустил коллекционные монеты с изображением картины С. Айтбаева «Бақыт» («Счастье»), которые стали продолжением серии монет, призванных популяризировать богатство национальной культуры и раскрыть полный спектр направлений в изобразительном искусстве
Казахстана.  
Одна из любимых тем художника – сцены из жизни простых людей. Незамысловатые картины родной степи, знакомые образы детей, стариков, лошади и верблюды на джайляу точно отображают национальный колорит.   Отображая сложный личностный мир художника-философа, его творчество вобрало основные тенденции времени и отличалось лаконизмом, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения.  
В творчестве С.Айтбаева отразились основные тенденции времени. Его работы характеризуются лаконизмом форм, интенсивностью цвета, четкостью силуэтов, простотой и ясностью композиционного построения.  Художественная стилистика народного традиционного искусства, особое восприятие природы, цвет,  ландшафтные формы – все это, преломляясь через сложный личностный мир самого художника, заставляет зрителя прислушаться к себе и ощутить биение пульса родной земли.
С.Айтбаев рано ушел из жизни, но оставил яркий след в искусстве. Он был полон энергии и  был настоящим философом, думающим, мыслящим, ищущим и созидательным. Живописные и графические произведения мастера хранятся в Казахском государственном музее искусств имени А.Кастеева, выставлялись в Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Они стали олицетворением
национальной живописной школы, воплотив и утвердив красоту и величие казахской культуры.  
Жанна  БАЛМАГАНБЕТОВА
Кызылординские вести / Четвертая полоса 16 июнь 2020 г. 710 0