• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Непокоренный город и его тайны

Древнее городище Сыганак, на котором несколько лет назад проводились восстановительные работы, стало культурно-историческим центром этнотуризма. Сейчас в связи с пандемией коронавирусной инфекции туда, в основном, приезжают местные жители. Однако, когда вирус отступит, на городище можно ожидать наплыв туристов из разных стран.

Эксперты областного государственного учреждения по охране памятников истории и культуры рассказали, что на месте древнего города проведены археологические раскопки. Кроме того, была проведена трехэтапная реконструкция, которая финансировалась из республиканского и областного бюджета.

В древности через Сыганак проходил Великий Шелковый путь, а сейчас в нескольких километрах пролегла международная автомагистраль «Западная Европа – Западный Китай». От автобана к городищу ведет новая автодорога. Пять минут – и вы на месте. Здесь расположена удобная парковка и есть даже вертолетная площадка. Именно отсюда взмыл вверх квадрокоптер, чтобы мы могли посмотреть на историческое место с высоты птичьего полета.

Историки прежних времен называли Сыганак «гаванью кипчакской степи». При потомках хана Жошы Сыганак был центром Белой Орды, там чеканили тенге. Во времена Казахского ханства этот город считался одним из основных политических и экономических центров.

Сыганак даже внешне отличается от своих соседей. Отырар, Сауран, Сидак или Карнак сегодня представляют собой оплывшие бугры без особой растительности. Сыганак же – своеобразный лес на возвышенности. Деревья, кустарники, саксаул, высокая трава делают городище еще более загадочным.

В средневековой истории этого региона огромную роль играли племенные союзы тюргешей, карлуков, канглов, кипчаков, печенегов, огузов. Они оказали влияние на этногенез казахского народа, его политический, социальный, экономический и культурный образ жизни. Историк Востока Аль-Идриси сообщал: «Города огузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток вдоль Сырдарьи. У них там укрепленные крепости, в которых укрываются князья и в которых они хранят свои запасы продовольствия».

К этим городам относились Сюткент, Сыганак, а столицей одно время был Жанкент (Янгикент). Первое упоминание о Сыганаке можно найти в письменных источниках Х века. Город назван Сунах в труде неизвестного персидского автора «Худуд-ал-Алем». Спустя столетие Махмуд Кашгарский в сочинении «Дивани лугат ат-турки» рассказывает о нем, как о городе огузов. В XII веке Сыганак уже назван центром кипчакской государственности.

Хозяйственная жизнь у тюрко-огузских племен была разнообразной, но основой было пастбищное скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот. Но за крепостными стенами занимались и зерновыми культурами, выращивали овощи. В самом же городе развивались торговля и ремесло. О том, что керамическое производство в Сыганаке процветало, говорят многочисленные обломки посуды, которыми буквально усыпана поверхность городища столетия спустя. Помимо гончаров в Сыганаке жили кузнецы, ювелиры, оружейники. К последним было особое уважение, потому что здесь жили свободолюбивые и независимые граждане. И если Сауран во время нашествия сдался монголам без боя, то Сыганак оказывал неприятелю отчаянное сопротивление. Средневековый летописец Джувейни писал, что воины Джучи-хана брали все города на Сырдарье без боя. Город огузов же отчаянно сражался неделю, после чего пал. Месть была кровавой – все население было вырезано.

На разведочном археологическом шурфе отчетливо видны следы пожарища – культурный слой из почерневших бревен сгоревших домов. Нетрудно представить, какая трагедия разыгралась в Сыганаке после взятия города полчищами монголов. Штурму предшествовали «дипломатические» переговоры, когда местный купец Хасан Ходжа уговаривал горожан сдаться на милость Джучи. Гордые сыганакцы убили предателя и приняли неравный бой...

По обычаям тюрков погребение у огузов было особым – подкурганное захоронение с конем, оружием и личными вещами. Трупы же противников сжигали, а пепел развеивали по ветру. Верный спутник кочевника при жизни – конь, сопровождал номада и после смерти. Этот обычай описывали европейские послы и путешественники Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Последний сообщал, что возле захоронения номада «повесили на жердях 16 лошадиных шкур, по 4 с каждой стороны...».

Племена тюрков, к которым относились и огузы, были язычниками, хотя в присырдарьинских городах в VIII-XI веках уже распространяется ислам. Поклонение культу неба – Тенгри, солнцу, земле и воде существовало вместе с почитанием священных тотемов-животных – волка, оленя, архара, сокола. В этом плане Сыганак можно назвать городом-побратимом Сидака, что находится рядом с Туркестаном. Почему именно эти места облюбовали непокорные и свободолюбивые люди, еще предстоит выяснить специалистам. Дух огузов был непоколебим. Потому и ислам не принимали в противовес всем среднеазиатским государствам.

Однако эпоха язычества в окружении племен, принявших ислам, не могла продолжаться долго. К XII веку огузы в массе своей принимают мусульманство. Мужчины получили особые привилегии, потому что этому способствовали каноны ислама. Женщины же потеряли заметную долю независимости, которой пользовались ранее.

Сыганак после монгольского нашествия вновь возрождается в XIII веке, превращаясь в крупное экономическое и политическое ядро. В XIV веке город на время становится столицей Ак-Орды. Строятся духовные центры: мечети, медресе. Одно из подобных культовых сооружений раскрыли археологи. Оно находится в сотне метров от стен городища. По архитектурным признакам строение очень древнее. Причем, его неоднократно восстанавливали после разрушений. По всей видимости, предки заново отстраивали мечеть именно здесь потому, что считали это место священным.

Борьба за Сыганак продолжалась и в позднее Средневековье, пока в XVI веке город окончательно не перешел во владение казахских ханов. Здесь строятся шедевры зодчества, одним из наиболее значимых становится мавзолей Кок-Кесене. По мнению некоторых историков, это культовое сооружение было усыпальницей Абулхаира.

Все течет, все меняется... В древности, как отмечают летописцы, Сыганак был цветущим, и его окружали богатые поля. Купцы Туркестана и Мавераннахра привозили сюда товары и совершали с людьми Дешта торговые сделки и обмен. К началу XVI века город переживает упадок, его постепенно покидают люди. Окончательное запустение приходит в Сыганак к середине XIX века.

Начало исследований Сыганака, как и Саурана, положил ученый П. Лерх, когда в 1867 году по поручению Русской археологической комиссии совершил поездку в Туркестан. Цель экспедиции: осмотреть развалины средневековых городов региона. В те годы городом огузов называли остатки бывшей крепости Сунак-курган. Рузбихан несколько столетий ранее давал городу другое определение: «Гавань Дешт-и-Кипчак». Объяснение простое – в стародавние времена номады ежедневно пригоняли в Сыганак тучные отары овец на продажу. Один раз встречается название Сыгнах. Так город называет в своем сочинении армянский историк XIII века Киракос.

После Лерха в конце XIX столетия поселение исследуют краеведы Е.Смирнов и В.Каллаур. В начале следующего века историк И.Кастанье обнаружил на местном древнем кладбище надгробные камни с арабской вязью. В середине XX столетия город изучали советские археологи.

Сегодня интерес к Сыганаку особенный, потому что многочисленные экспедиции не раскрыли и половины тех тайн, которые хранит городище, а они тесно связаны с историей и становлением казахского народа. С высоты птичьего полета "глаз" летающей камеры видит, что археологи и реставраторы неплохо поработали. Как и планировалось, началась реставрация с восточных ворот и центральной части города. Прогуливаясь там, невольно представляешь себя средневековым купцом или ремесленником, идущим вдоль массивных стен на шумный базар.

Сейчас изучить городище даже самым любопытным и дотошным путешественникам можно за полчаса, но на самом деле площадь только одной его цитадели 7,2 гектара, а если брать полностью, то – 20. Это говорит о том, что у археологов еще много работы, а нам крупно повезло потому, что мы живем в эпоху, когда раскрываются тайны истории.

 Кирилл НИКОЛАЕВ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 02 июль 2020 г. 607 0