• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Древний Сауран таит много загадок

Древний Сауран таит много загадок
Древний город Сауран расположен на стыке Кызылординской и Туркестанской областей.
По информации специалиста Жанакорганского районного отдела культуры  и развития языков Ажар Ахметовой  до начала пандемии сюда постоянно организовывались экскурсии, как для школьников, так и для взрослых. В прошлом году   по инициативе руководства ТОО «Сыр медиа» в рамках программ «Рухани жаңғыру» и «Культурное наследие» в Сауран была организована поездка для представителей средств массовой информации.
Руины средневекового Саурана с остатками крепостной стены хорошо сохранились до наших дней. Они манят путников, проезжающих по международной автотрассе «Западная Европа - Западный Китай». В прошлом это был большой культурный, экономический и политический центр, один из важнейших городов на Сырдарьинском ответвлении Великого Шелкового пути. В нем останавливались караваны, следовавшие из Бухары или Самарканда на север и восток. В развитом и процветающем городе велась торговля, развивались ремесла. О Сауране упоминали многие средневековые авторы.
Они упоминали Сауран еще в первой половине десятого века. В те времена его ставили в один ряд с Сыгнаком, Харчуком и Яссы. Но как, невзирая на время, могли так хорошо сохраниться крепостные стены и сторожевые башни, окружавшие
город?
Объяснение можно найти в летописи строительства мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Именно из глины Саурана в местных печах обжигали кирпичи, которые шли на строительство грандиозной ханаки.
Строительство стен, остатки которых мы можем наблюдать сегодня, относят к семнадцатому веку. Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран –
большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе». Как восточный ученый насчитал их семь, до последнего времени оставалось загадкой. Первые археологические раскопки показали, что крепостная стена, окружающая город, одна-единственная. Не совпадала и датировка различных исторических событий, связанных с летописью
Саурана. «Однослойное» городище было намного «моложе» тех событий, которые описывали древние летописцы. Разгадка появилась позже, когда археологи пришли на городище Кара-Тобе, что в трех километрах южнее.
Здесь начинает свою летопись так называемый домонгольский Сауран, о котором писали многочисленные путешественники, купцы и послы разных стран. Именно это городище окружено несколькими рядами крепостных стен. Сегодня ведутся археологические раскопки, которые уже дают удивительные результаты. Теперь ясно, что свою биографию древний Сауран начинает с первых веков нового летоисчисления. Кара-Тобе существовал вплоть до двенадцатого века. Почему столетие спустя целый город переселяется на новое место – тайна, которую предстоит разгадать историкам и археологам. Стихийное бедствие, набеги неприятеля, дурное предзнаменование или еще что-то стало причиной переезда – пока неясно.
Первые исследования Саурана проводились в 1867 году П. Лерхом. Затем в середине двадцатого столетия здесь побывала экспедиция А.Бернштама, а в 1967 году группа археологов под руководством К.Акишева проводила свои изыскания. Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих крупным поселениям той эпохи: цитадель, шахристан, рабат.
Первоначальные упоминания о городе относят к десятому веку. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географичес-
ком сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и гео-
граф Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути. Сауран находится в сорока километрах от Туркестана, потому и связан с ним очень крепко. В средние века Яссы был одним из центров распространения ислама во всем присырдарьинском регионе. Сказалось это и на городе-спутнике. Здесь было возведено одно из «чудес света» – медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах поэт Васифи, живший здесь в начале шестнадцатого века. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, – пишет автор. – У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».
Казахстанские археологи исследовали остатки медресе и мечети, что находятся по соседству. Мечеть состояла из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами. А еще можно пройтись по средневековой вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост. Элемент, больше присущий средневековым европейским городам. При отсутствии достоверных исторических сведений и подробных письменных источников изыскания археологов в наши дни обретают еще большее значение.
Многочисленные черепки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства, расцвет которого приходится на XIII-XIV века. Причем, сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки.
На этот период приходится наивысший расцвет города. Площадь поселения составляла более сорока гектаров. Здесь проживало одиннадцать тысяч граждан. По
тем временам – мегаполис!
Богатейшие базары Саурана привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада. По степному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Время в пути – 10 месяцев. Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса.
Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в шестнадцатом веке писал Рузбихан: «... Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разу-
му радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья».
Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать водой. А еще наполнять огромный ров, глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров! Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? На этот вопрос ответ найден. Здесь была создана великолепная система кяризного
водоснабжения.
Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.
«Подобных им, – писал Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря – водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.
Сегодня здесь выжженная степь, где практически ничего не напоминает о «райских кущах». Но восстановить былой облик городища помогают сохранившиеся письменные источники современников. Один из них принадлежит Хафизу Танышу, который поведал о том, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев».
«Крепость Сауран является сильно
укрепленной твердыней», – писал один из средневековых авторов.
При осаде города войсками Аддалла-Хана в самом конце шестнадцатого века «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», – сообщал один из летописцев.
Сауран неоднократно подвергался нападениям, но несмотря ни на что выстоял. Жизнь здесь продолжалась до середины восемнадцатого века, пока поселение не превратилось в «мелкое местечко около
Туркестана».
Так что же стало причиной окончательного опустошения прекрасного и очень влиятельного города? Ведь в первой половине четырнадцатого века при джучидах Сауран был даже столицей Белой Орды! Именно здесь был похоронен известный правитель Сасы-Бука, умерший в 1320 году. Сын Эрзен продолжил дело отца. Отпрыск знаменитого предка строил мечети, медресе, ханаки.
В пятнадцатом веке Шейбани хан делает поселение своей военной базой для походов на Мавераннахр. После завоевания Мавераннахра Шейбани переводит свою резиденцию в Самарканд и увозит из
Саурана лучших мастеров. Но роль столицы
Сауран не теряет. В конце пятнадцатого века здесь правит Иренчи султан, сын хана Жанибека. В шестнадцатом веке городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. В следующем столетии с обретением Туркестаном невиданного влияния многие сауранцы перебираются в новую столицу. Сто лет спустя Сауран представлял собой жалкое зрелище: сотня домов и не более 600 самых стойких и преданных горожан.
Биографии городов часто схожи с людскими судьбами. Какие-то отличаются бурной жизнью и оставляют глубокий след в истории. Другие же скромно проводят свой век и бесследно исчезают.
Что касается Саурана, многие страницы его летописи надежно спрятаны под огромной толщей земли. Но уже есть многочисленные находки археологов, которые поз-
воляют взглянуть на городище совершенно новым взглядом.
Сегодня точно известно, что это был город, граничащий с номадами, в котором «торговля приобретала характер ярмарки, где товары и предметы кочевников, дающие прибыль, являлись причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы для оседлых людей». Ибн Хаукаль писал о том, что «в
Сауран кочевники приезжали для торговли в мирное время». Но, несмотря на постоянные междоусобицы, борьбу правителей за власть, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прекращались. Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в
Сауран».
В Сауране на монетном дворе чеканили медные динары.
Примечательно, что монетный чекан Саурана, датируемый концом шестнадцатого века, обнаружен при раскопках Отрара, который находится от
Саурана в сотне километров. Причем сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути. А ведь до последнего времени считалось, что позднесредневековая торговля в здешних местах производилась лишь на основе натурального
обмена.
Эмир Тимур же использовал город-крепость Сауран для борьбы с ханами Золотой орды. Как сообщал Низам ад-дин Шами, Тамерлан снабдил сына Той-кожа оглана войском, «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Тимур посадил Тохтамыша на трон, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса»...
А еще есть многочисленные сказания, которые передаются из поколения в поколение. Местные аксакалы рассказывают о «семерых сауранских святых». Они захоронены в окрестностях города. Это Каракан ата, Садуакас ата, Жалаулы ата, Шала баксы, Момын ата и еще двое святых, чьи имена не сохранились. Недалеко от юго-восточной сторожевой башни крепостной стены Саурана еще видны остатки древнего некрополя, надмогильные холмики, остатки небольших средневековых
мавзолеев.
В ходе подготовки данного материа-
ла мне удалось побеседовать с известным в нашей стране археологом докто-рантом Казахского национального университета имени Аль-Фараби Сагынбаем
Мурзабаевым.
– В составе археологической экспедиции мы работали в древнем городище Сауран еще 2010 году. Там работы непочатый край и сейчас они, конечно,  там  ведутся. Мы  же сейчас занимаемся археологическими раскопками  у главных ворот древнего городища Сыганак.  Для этих целей из областного бюджета были выделены средства.
 По его информации, работы продлятся еще месяц-другой. Мы договорились после окончания двухнедельного локдауна обязательно встретиться и написать об этих работах материал.
Максут ИБРАШЕВ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 08 июль 2020 г. 741 0