• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Кумыс – эликсир здоровья

Общеизвестно, что риску зара-зиться коронавирусной инфекцией больше подвержены люди со слабым иммунитетом. И, пока не найдено средство для лечения коронавируса, однозначно имеет смысл повышать свой иммунитет натуральными способами. Все мы помним, как в начале пандемии на просторах Интернета появлялись посты о пользе имбиря, чеснока, лимона. Люди стали в ажиотаже массово их покупать, что сразу привело к резкому скачку цен на них.
Между тем, как говорят врачи-дие-тологи, одним из национальных напитков, в котором содержится около сорока биологических компонентов, необходимых организму, является получаемый из натурального кобыльего молока кумыс. Он восполняет потери жизненно важных минералов в организме, что особенно актуально в летнюю жару, когда вследствие потоотделения наш организм теряет много жидкости, вымываются кальций и другие минералы. Кроме того, благодаря насыщенности витамином С кумыс обладает ценными свойствами, способствующими повышению иммунитета. Издревле в нацио-
нальной кухне казахов особое место занимали молочные продукты. Народ, основная деятельность которого была тесно связана со скотоводством, владел секретами приготовления разно-
образных блюд и напитков из молока и хорошо знал об их лечебных свойствах, успешно применяя их в повседневной жизни. Одним из главных атрибутов на щедром казахском дастархане всегда был кумыс.
 Первые упоминания о нем встречаются в трудах древнегреческих ученых еще до нашей эры. Лечебные свойства и благотворное влияние кумыса на человека описывали древнерусские летописцы, путешественники и писатели. Особенно полезным для организма казахи считали саумал – свеженадоенное кобылье молоко, которое обладает уникальными питательными свойствами благодаря наличию в нем жизненно важных аминокислот, жиров и ферментов, витаминов и микроэлементов. Вместе с тем, важно знать, что саумал сохраняет свои целебные свойства только первые полчаса, и потому употреблять его в лечебных целях нужно в парном виде. Кипятить саумал нельзя.
Тысячелетия назад кочевники придумали способ продлить жизнь кобыльему молоку и сохранить полезность любимого напитка. Его помещали в кожаный бурдюк (саба), добавляли специальную закваску и получали кумыс. В зависимости от способа приготовления, качества и срока созревания наши предки различали около 40 разновидностей этого продукта. По традиции первый кумыс подавали гостям и назывался он «қымыз мұрындық». Древний казахский обычай связан с традициями гостеприимства и почитания старших. Собравшиеся на «қымыз мұрындық» аксакалы дают хозяевам дома бата – благословение. «Уыз қымыз» (кумыс из молозива) – гус-той кумыс первой дойки. «Сары қымыз» (желтый кумыс) с неповторимым вкусом и обладающий особыми лечебными свойствами готовят в середине лета, когда степь наполнена ароматом травы и полевых цветов и плывут бесконечные вереницы кочевьев, в результате частых переездов кумыс перемешивался, исчезали комочки жира, терялся горьковатый привкус, напиток приобретал желтоватый цвет. «Тай қымыз» – кумыс однодневного квашения, «түнемел қымыз» –
кумыс, выдержанный в торсыке (сосуд из кожи) в течение двух суток с горячительным эффектом. «Құнан қымыз» выдерживают трое суток, его употребляют люди, которые не любят свежее молоко. «Дөнен қымыз» – четырехдневный крепкий кумыс, «бесті қымыз» – пятидневный, полностью перебродивший кумыс. «Қысырдың қымызы» – очень калорийный кумыс из молока яловой кобылы, взбиваемый зимой. «Қорабалы қымыз» –
кумыс, заквашенный с добавлением свежего молока, который можно хранить несколько дней. «Бал қымыз» – медовый кумыс для детей, больных и рожениц, в него для придания сладкого вкуса добавляли мед, сахар, урюк, изюм. «Қысырақ қымыз» – крепкий кумыс из молока несколько раз отелившихся кобыл, его называют еще «ту қымыз». И последний кумыс сезона – «сірге жияр қымыз». Традиционно его подавали в конце дойного сезона.
Хранили кумыс в специальной посуде саба, которую шили из кожи домашних животных. В такой емкости напиток приобретал особый вкус и был удобен для перевозки, что было немаловажно во время перекочевки. Любовь и особое отношение к кумысу привело к появлению специальной посуды для кумыса: ковши –
«шөміш», «өжау», чаши, кумысные наборы. Народные умельцы любовно украшали их узорами, инкрустацией.
Кумыс был обязательным угощением на всех торжествах в степи. О нем упоминали в своих толгау и дастанах степные жырши и жырау, он вошел в народные пословицы, поверья и поговорки.
Живший в XIII веке итальянский путешественник Марко Поло, побывавший в странах Центральной Азии, пишет о кумысе: «Напитком им (татарам) служит кобылье молоко, приготовленное таким образом, что можно принять за белое вино. Это очень хороший напиток. Они называют его «кемыз». О пользе кумыса упоминал в своих мемуарах в 1770 году русский ученый Петр Симон Паллас: «В башкирские степи съезжался из Московии и с Дону недужный люд для питья кумыса, так как оный большую пользу для здоровья имеет». Русский писатель Сергей Аксаков в автобиографической книге «Семейная хроника» так описывал свойства чудодейственного напитка: «Уже поспел живительный кумыс, закис в кобыльих турсуках, и все, что может пить – от грудного младенца до дряхлого старика – пьет допьяна целительный, благодатный, богатырский напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости: полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем здоровья покрываются бледные, впалые щеки». Лев Толстой, ощутив на себе целебные свойства кумыса, завел на самарской реке Тананык небольшую кумысную ферму, где ежегодно отдыхал и поправлял свое здоровье. Известно, что писатель прожил до глубокой старости. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло потребление кумыса.
Разведение лошадей – непростое, хлопотное дело. Заниматься им под силу только людям, по-настоящему увлеченным этими животными. У казахов среди четырех разновидностей домашних животных особое место принадлежало лошади. В хозяйственно-бытовой жизни казахов конь был незаменим и служил не только как средство передвижения, но и давал пищу, одежду, развлечения, возможность охотиться и сражаться. Конь был предметом гордости, за ним хорошо ухаживали, украшали его богатым снаряжением. Уважительное и доброе отношение к лошади сохранилось и сейчас.
Чтобы кобылы давали много кумыса, за ними нужен хороший уход, животных нужно хорошо кормить, содержать в чистоте место их содержания, свое-
временно делать прививки от различных заболеваний, чистить, ведь в отличие от другой домашней скотины, их доят пять раз в день.
В настоящее время в связи с падемией спрос на кумыс резко возрос. Цена за
литр – около тысячи тенге. Но, по словам медиков, есть у него и противопоказания – его не рекомендуют людям с нарушениями желудочно-кишечного тракта, непереносимостью лактозы и аллергией на молочные продукты.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Кызылординские вести / Четвертая полоса 16 июль 2020 г. 615 0