• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Первые школы Казалинска

Об истории образования «азиатских краев» много упоминаний в запис-ках русских ученых, писателей, путешественников. В тех местах дневниковых и прочих записей конца девятнадцатого века, где идет речь о первых школах, упоминается часто Казалинск. Именно там была открыта и первая официальная школа нашего края.
Инициатива открытия первой школы в Казалинске принадлежит оренбургскому епископу Антонию Радонежскому. В конце 1858 года было предписано священнику Александру Гавриловичу Победоносцеву «употребить возможное старание к открытию школы для детей». Первое казалинское училище было открыто 21 января 1860 года. Посещали его тридцать три учащихся, в том числе две девочки. Обстановка училища была весьма скромная: все помещалось в одной комнате старого здания, вместо классных скамеек и столов были сделанные хозяйственным способом лавки. Также одна большая и несколько малых досок. Учащимся было выдано немного бумаги, чернил и мыла, а книг – ни одной, потому что выписанные учебники еще не прибыли в городок. На обзаведение школы было отпущено целых 30 рублей. Преподавателю училища, местному священнику, генерал-губернатором вменялось в обязанность, чтобы в программу преподавания входило практическое обучение мальчиков на счетах и начальная часть арифметики и чтобы в училище были допускаемы дети киргизов, «когда со стороны ордынцев будет на то согласие и желание». После первого выпуска в 1862 году в школу ходили 28 мальчиков.
Женская школа в Казалинске распахнула свои двери 9 февраля 1861 года. Священник Победоносцев постарался открыть её без предварительного разрешения начальства в надежде, что хорошее дело будет одобрено. Школа помещалась в квартире священника, и преподавательницей была дама Кирьякова, близкая его родственница. В заведении обучались грамоте, шитью, вязанию и вышиванию 13 девочек в возрасте от 6 до 10 лет. На содержание школы было израсходовано 40 рублей, собранных «по подписке». Закрыта она была в конце 1862 года из-за отъезда учительницы.
Вопрос об открытии школы для киргизских детей в Казалинске возник в конце пятидесятых годов девятнадцатого века. Первым учителем школы был назначен в апреле 1863 года воспитанник оренбургской киргизской школы Юль-Мухаммед Байджанов, а в ноябре 1864 года в Казалинск прибыл другой учитель –
Мумин Байдусов из воспитанников той же самой оренбургской киргизской школы, и в конце 1865 года при 6 учениках Байдусов приступил к работе. В его школе обучались и дети русских поселенцев. Сведений о числе учащихся и их успехах в делах не отражено. Но известно, что для учеников-киргизов при школе была ученическая квартира, содержавшаяся на местные средства.
1 января 1872 года школа была преобразована в «…городское двухклассное училище с ремесленными при нем классами». С отпуском из казны на содержание его 2190 рублей в год, а в 1879 году вновь произошли преобразования  школы в трехклассное городское. В 1884 году при училище были открыты вечерние курсы для взрослых туземцев, на которых число слушателей в 1887 году было 16 киргизов. Закрыты курсы были в 1890 году за отсутствием слушателей. Число учащихся в училище в 1882 году было 90, из них 10 киргизов. Затем число учащихся повышалось и доходило до 140, но с закрытием в 1910 году первого класса число учащихся упало до 100, из них 66 процентов русских, 26 процентов киргизов, 1 процент евреев и 6 процентов татар.
 Русско-туземное училище открыто в Казалинске 1894 году. Помещалось оно в наемном доме – неудобном и сыром. Число учеников достигало 60, из которых 8 процентов русских, 60 процентов киргизов, 20 процентов татар и 12 процентов туземных евреев. Преподавателей было два, из них один киргиз. На содержание школы отпускалось ежегодно 1858 рублей. Интерната при училище не было.
В 1903 году школа преобразовалась в «новометодный мектеб», и был приглашен для работы второй учитель также из Оренбурга, получивший образование и воспитание в одном из шести тамошних медресе. Кроме того, преподает в учебном заведении и мулла. Курс школы четырехлетний, соответственно чему ученики размещаются в четырех комнатах-классах. Обстановка – европейская. Число учеников достигает вскоре 100 человек, из них 83 процента татар, 10 процентов туземных сартов, 5 процентов киргизов и 2 процента татарских девочек. Содержание училища обходится ежегодно в 700 рублей, из которых 200 рублей расходуются на оплату труда и стол старшего учителя и 180 – младшего. Деньги на содержание училища собираются между прихожанами мечети.
Обучение считается бесплатным, но в действительности родители учащихся по мере сил и возможностей делают подарки учителям деньгами, разными предметами, необходимыми в обиходе. Сартовских школ для мальчиков в начале двадцатого века в Казалинске было даже две, при мечетях. Преподавали там муллы, получая вознаграждение с родителей учащихся деньгами и предметами первой необходимости. Число учеников в этих школах – по 15-20 в каждой.
А вот запись Петра Пашино, сделанная уже после революции, в начале двадцатых годов прошлого века: «…Киргизская школа для мальчиков существует 6-7 лет. Число учащихся достигает 50. Учитель один из киргизов. Преподавание ведется по новому методу. Вводится классная обстановка по европейскому образцу. Учитель определенного содержания не получает, вознаграждается соответственно их средствами. Татарская женская школа помещается в квартире муллы. Преподавательницей состоит жена муллы. Число учащихся достигает 40. Особенное стремление к обучению девочек появилось со времени революции. Учительница вознаграждается приношениями учащихся родителей».
Мира ЖАКИБАЕВА
Материал подготовлен по данным из личного архива профессора КГУ имени Коркыта ата М. Киреева, записей
Московского государственного архива и электронных библиотек
Кызылординские вести / Четвертая полоса 16 июль 2020 г. 647 0