Дом-музей великого поэта казахского народа и мыслителя Абая Кунанбаева находится в 180-ти километрах от Семея в ауле Жидебай Абайского района на берегу реки Карауыл.
В Жидебае находится зимовка и жилой дом великого поэта. Туристы и гости, посетившие это место, воочию видят ценные реликвии эпохи поэта и узнают много исторических сведений. Благодатная земля Жидебая перешла от Кунанбая его сыну Оспану. Затем после смерти Оспана земля перешла во владение Абая.
Как известно, в Жидебае зимовали мать Кунанбая – Зере, а также его две жены – Улжан и Айгыз. По словам краеведов, Абай реконструировал дом в Жидебае, сделал капитальный ремонт.
К 100-летнему юбилею поэта зимовка была восстановлена в качестве дома-музея. К 125-летнему юбилею Абая был проведен капитальный ремонт, создана мемориальная экспозиция. А в преддверии 150-летнего юбилея музей пополнили литературной экспозицией. Комплекс дома-музея занимает большую площадь. В самой середине находится зимовка. Она состоит из 5 комнат и 2 коридоров. Прямо у входа в музей посетителей встречает бронзовая скульптура Абая. На стене передней комнаты размещено шежире предков Абая и фотодокументы, характеризующие эпоху поэта. Также установлен ознакомительный стенд об истории кыстау.
В последующих экспозиционных залах выставлены документы, рассказывающие о детях поэта, – Акылбае, Магауие, Турагуле, продолживших его поэтическую традицию, и о творчестве его духовных учеников – Шакарима, Кокбая, Арипа, Асета, Уайса, донесших его наследие до потомков.
Следующий зал посвящен взаимоотношениям Абая и его русских друзей, сосланных в Семей. После знакомства с ними Абай начал систематизированно и глубоко изучать русскую и западноевропейскую художественную, историческую литературу. Об их приезде в аул Абая в своих воспоминаниях рассказывает племянник Абая – Какитай Ыскакулы.
Абай внес огромный вклад в поиск, сбор и систематизацию этнографических экспонатов для краеведческого музея, помогал в исследовании жизни и быта, истории, традиций казахов.
Отдельный зал полностью посвящен науке «Абаеведение», здесь собраны высказывания о творчестве поэта, большая часть экспозиции этого раздела отведена фундаментальным трудам, исследованиям Мухтара Ауэзова.
Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пара.
Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан коврами. Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.
Рабочий кабинет – здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе – карманные часы, которые отсчитывали время, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов». Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутники всей его творческой жизни.
В передней комнате слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии, во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круг-лый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром. Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями.
Комната Еркежан — жены Оспана, младшего брата Абая. После смерти Оспана, по казахскому обычаю аменгерства, Абай был вынужден жениться на Еркежан. На воспитании Еркежан еще при жизни Оспана, находились внуки Абая, дети Акылбая: Аубакир и Пакизат. Поскольку всю свою жизнь Еркежан провела в Жидебае, большинство сохранившихся предметов принадлежат ей. Женские украшения представлены на отдельной витрине. В правом углу – деревянная кровать с убранством.
Источник:
http://e-history.kz/ru/news/show/5801/
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |