• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Легенды древние гласят

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент страны – Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев определил задачи, стоящие перед общественностью Казахстана: «Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана» или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». Иными словами – священное, это все, что связывало и связывает человека с культурным и духовным наследием предков. Сакральные объекты Казахстана имеют древнюю историю. Среди них культовые архитектурные сооружения, городища, поселения, курганы, некрополи, святилища, наскальные рисунки, исторические ландшафты».

На земле Сыра, ставшей сердцем тюркского мира, сохранилось большое количество памятников истории и культуры. Среди них особая роль принадлежит мавзолеям и мазарам, ставшим местом последнего пристанища живших в низовьях Сырдарьи выдающихся личностей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.

Мавзолей Хорасана ата расположен в Жанакорганском районе в 20 километрах к юго-западу от аула Жанарык. По свидетельству ученых, Хорасан ата – настоящее имя Абдижалел баб – жил предположительно в конце VIII – начале IX века. Исторические данные о нем сохранились в архивах Ташкента. Согласно этим документам, в начале IX века с целью распространения ислама из арабских стран на территорию современной Центральной Азии и Казахстана прибыла группа миссионеров, среди которых был и Абдижалел баб, младший брат известного проповедника ислама Исхака. Оба они – и Абдижалел, и Исхак – сыновья правителя Шама Абдрахмана баба. Перед смертью Абдрахман баб завещал трон своему первенцу Исхаку. А младший Абдижалел баб правил
Йеменом.

Абдижалел баб со своим войском завоевал города Исфахан, Тебриз, Мазандаран, Балх и крепость Хорасан в Иране. Жителей крепости Хорасан он обратил в ислам, ввел арабское письмо и способствовал развитию культуры. Своим именем «Хорасан» он обязан этому городу.

Через Термез, Бухару, Фергану и Шаш он приехал в Кызылкумы и остановился на острове Тотыкус на реке Сырдарье (территория нынешнего Жанакорганского района). Вместе со своими сподвижниками Кылышты ата, Кылауз ата, Баксайыз ата, продвигаясь вниз по Сырдарье, он посетил города Озгент, Баршынкент, Жапсырсент, Жаркент. перейдя остров Тотыкус он принес в присырдарьинские степи ислам, а также выполнял важную миссию по распространению грамотности среди местного населения – учил детей, строил школы-медресе. Как рассказывает проживающий в Жанакоргане потомок Хорасана ата Абилгазы Тулегенов, он был не только ученым, но и батыром, полководцем. У его потомков сохранилось знамя, которое миссионер привез из Аравии, на котором есть надпись, датируемая 654-м годом.

Хорасан ата открыл несколько школ, медресе. Известен он был и как целитель и знахарь, лечил больных оспой. Способ, который применил Хорасан ата для лечения этой болезни, был известен на Востоке еще в древности. Его описывали Абу БакрАр-Рази и Авиценна.

В народе существует легенда о смерти Хорасана ата. По преданию, его давний недруг правитель Жента Сарытонды Утемис с войском окружил поселение и убил Хорасана ата, совершавшего в это время утренний намаз, учинив расправу над мирными жителями. Узнав об этом, родной брат Хорасана ата Исхак баб жестоко отомстил. Пленив Утемиса, он приказал живьем замуровать его в стену строящейся крепости, которая позже получила название Шолаккорган.

После смерти Абдижалела баба на месте его захоронения был построен мавзолей. Строительство сооружения было начато в 1890-м и закончено в 1898-м году. В его честь здесь была возведена также и мечеть, но в годы Советской власти она была разрушена. В 2005 году после обретения независимости мавзолей был отреставрирован. Активное участие в этом приняли многочисленные потомки Хорасана ата во главе с Изатуллой Шарапулы из Узбекистана.

Мавзолей с двумя куполами высотой в 14 метров виден издалека, рядом находится мавзолей его сына Усеина. Длина строения – 16 метров, ширина – 8. Возле мавзолея Хорасана ата находится одно из самых необычных сооружений в стране – копия священной для всех мусульман Каабы. Ее происхождение и предназначение – загадка. Одно из преданий приписывает честь появления этого сооружения сыну Хорасана ата Усеину. Как истинный мусульманин Хорасан ата пять раз в день читал намаз. Но во время утреннего намаза он исчезал. Усеин не мог понять, куда уходит отец, и однажды спросил его об этом. Хорасан ата ответил сыну, что одну часть намаза он читает в Мекке в доме Аллаха. Тогда Усеин обещал отцу перенести Каабу. Хорасан ата был удивлен этим заявлением сына, но решил его испытать. И однажды он увидел тень Каабы, которая парила над местностью. Тогда он попросил сына отнести святыню на место и начертил ее тень. Это место он обнес камнями, чтобы никто не мог случайно наступить на него. Там и была построена копия Каабы, внутри которой лежат огромные камни, которые нельзя вынести. Никто не знает, для чего они. Но известно, что лежат они там с VIII века. Возле копии Каабы есть колодец со священной водой. Считается, что вода в нем целебная и исцеляет от многих болезней.

Местное население свято чтит память о Хорасане ата. Сюда стекаются толпы паломников и туристов. Для них здесь созданы все условия, есть дом для ночлега, обслуживающий персонал.

Как справедливо заметил Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев, «одна из главных задач нашего государства сегодня – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны. ... И это поколение должно знать историю своего народа, корни, осознавать себя наследниками и продолжателями великой степной культуры, иначе оно, не усвоившее духовные ценности своего народа, уроки родной истории, может захлебнуться в волнах глобализации и пойти на поводу различных догматических течений. Это означает, что наш долг – воспитать молодых казахстанцев в духе патриотизма, любви к родному народу».

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 18 август 2020 г. 559 0