Известно, что в пантеоне Окшы ата нашли пристанище известные святые Асан ата, Гайып ата, Кыш ата, Китап ата, Кабыл ата. Ученый-краевед Ауелбек Конратбаев писал, что Окшы ата жил в Х-ХІ вв. Он прославился в битве с врагами, защищая родную землю.
Более поздние захоронения времен Кокандского ханства – могилы Бала би, Досбола би. В Великой степи древнее право казахов находило наиболее полное выражение в деятельности биев. Конечная цель их правосудия – это примирение спорящих и даже враждующих сторон. Этим успешно занимались Досбол би и Бала би. Правоведческая основа решений биев традиционно была связана с адатом, намного реже с шариатом. Суд биев имел народную форму. Создание права потом воплотилось в свод «Жеті жарғы».
Бала би, судя по немногим источникам и материалам, родился в 1811 году в Байгакуме, что недалеко от знаменитого Жолека. Отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда Бименбету исполнилось 13 лет, умер отец, и подростку пришлось рано познать труд. Бименбет рос не по годам умным, сметливым, самостоятельным. Воспитывался он у дяди, младшего брата отца. Аргынбай часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. Бименбет вскоре стал известной личностью. Его, хотя он и был совсем юным, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ, видя его незаурядные способности – умение говорить ясно и точно, владение даром убеждения, прозвал его Бала бием, что означает «ребенок би».
До сегодняшнего дня сохранились в народе его крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было спора, из которого бы Бала би не выходил победителем. Вот одна из таких историй, передаваемая из уст в уста и дошедшая до нас. Известный бий Смаил, аксакал из рода жарасбай, не поддавался на уговоры кыпчаков, хотевших уладить миром дело об убийстве своего сородича людьми из рода жарасбай. Кыпчаки требовали уплатить кун, как положено было в те времена, и завершить тяжбу, но Смаил, используя свой авторитет и напористость, не хотел признавать явных фактов и всячески избегал вынесения окончательного решения в пользу кыпчаков. Тогда они, в очередной раз отправляясь на сходку, захватили с собой 11-летнего Бименбета. Делегацию встретили по всем законам гостеприимства, отвели им отдельные покои, усадили за богатый стол. Аксакал, увидев среди взрослых подростка, недовольно сдвинул брови: «Разве это свадьба или похороны старухи, чтобы вокруг бегали дети? Мы собрались вынести важное решение, мы говорим о серьезных вещах, связанных с гибелью взрослого человека и уплаты куна за убийство. Здесь должны сидеть уважаемые бии, которые имеют право защищать интересы своих родов, достоинство и честь каждого из них. Кто этот замухрышка-верблюжонок, кто этот мальчишка? Ему здесь не место». Бименбет, спокойно выслушав, ответил: «Вы правы, почтенный бий, разве не говорили древние мудрецы, что смерть мужчины оспаривают только горячие юные головы да старые черти? Вот я и пришел защитить честь своего рода». Ничего не смог ответить на эти слова Смаил бий, только распорядился тотчас же уплатить запрашиваемый кун, одарить подарками гостей. Так были восстановлены добрые отношения между двумя родами.
Если знаменитые батыры Кудайменди, Жаназар, героический Турганбай датка защищали родную землю с оружием в руках, то Бала би силой ораторского дара, меткостью слова отстаивал интересы народа и справедливость.
Бала би и знаменитый златоуст Досбол были почти ровесниками, Бала би был старше Досбола всего на четыре года. На всех больших собраниях первым начинал говорить Бала би, а Досбол подхватывал. Чтобы дать другу время собраться с духом, Бала би протягивал руку и говорил: «А подай-ка мне табакерку, уважаемый». Пока Досбол доставал табакерку, пока отсыпал табак, проходило время, и он, собравшись с мыслями, мог говорить.
Однажды Бала би почувствовал, что не может найти верного ответа, нужных слов, и попросил у Досбола табакерку, тот промолчал. Рассердившись, Бала би громко повторил свою просьбу. Досбол догадался, что друг терпит неудачу, и, сориентировавшись в ситуации, быстро закончил мысль Бала би. Возвращаясь домой, Досбол сказал: «Эй, Бала би, ведь если бы не я, ты проиграл бы тяжбу, даром, что ты удачливый и язык у тебя подвешен». На что Бала би отвечал: «Эх, и глупый ты человек. В том и счастье мое, и удача, что у меня есть такой находчивый и сообразительный друг. Поэтому я и говорю, что удачлив, а ты красноречив».
Однажды Бала би со своей свитой решил навестить друга. Досбол, услышав об этом, уехал на пастбище, так как не мог достойно встретить гостей у себя в доме. «Ведь он же едет ко мне, а не в мой дом», – подумал он. Бала би, подъехав к аулу Досбола, увидел, что юрта друга старая и вся в заплатах. «Что будем делать? – спросил его спутник. – Может быть, поедем к баю и подождем его там?». «Нет, так не пойдет. Мы приехали к нему, вот и должны встретиться с ним», – отвечал Бала би. Он поехал на пастбище, спешился и подошел к Досболу. «Вот решили с вами поговорить», – сказал Бала би. Досбол же сказал: «Главное – это человек, а не его красивый дом».
Бала би, поговорив еще некоторое время с Досболом, попрощался с ним и вместе с жигитами уехал. По дороге один из них сказал: «И зачем мы приезжали к нему, что мы тут нашли?» Бала би отвечал: «Что мы взяли? Что нашли? Я специально приехал к другу, и он мне подарил свое драгоценное Слово. Слово златоуста, посвященное мне, а это дорогого стоит. «Достойного человека достаточно лишь увидеть, увидеть его самого, а не его дом», – в этих словах моего друга заключен глубокий смысл, дорогие мои, и я рад, что я их услышал».
Прошли годы, и уже в глубокой старости Бала би, окруженный уважаемыми людьми, своими сородичами, позвал друзей и сказал: «Вы пришли сюда по моему зову, да благословенны будут ваши дни. Старость стоит у моей постели, и силы мои иссякли. Хочу, чтобы запомнили вы мои слова и передали моим потомкам. Пусть живет моя любовь к вам в их сердцах, и не забыто будет мое имя в веках. Дорогие мои, ответьте на мои вопросы:
Что тяжелее земли?
Что глубже океана?
Что жарче пламени?
Что выше неба?»
Собравшиеся судили, рядили, толковали так и этак, но не смогли разгадать загадку Бала би. Тогда старец сказал: «Хорошо, я сам отвечу на свои вопросы.
Тяжелее земли – знание, разум.
Глубже океана – наука,
образование.
Жарче пламени – жизнь
человеческая, мир.
Выше неба – гордыня эгоиста».
Духовное наследие Бала би – это часть мировой сокровищницы, значимое культурное явление, символ ее, формировавший в течение нескольких веков национальное самосознание. Трансформация духовного опыта таких мыслителей, как Бала би, наиболее востребована именно в наши дни, когда в республике идут процессы по реформированию общества и взят курс на инновационное развитие. Интерес к личности Бала би обусловлен потребностью в переосмыслении прошлого, поиске новых ценностных ориентиров, идеалов на пути становления открытого общества в условиях суверенного Казахстана.
Бала би – реальное лицо реальной эпохи, избравший для себя удел защитника чести и свободы народа, его совесть и его выражение. Молодым, определяющим сегодня свой жизненный путь, необходимо знание и осмысление прошлого, поскольку оно является фундаментом, основой духовного развития гражданина Казахстана.
В знаменитом дастане Мансура Бекежанова, посвященном Иманжусупу, народному герою, поэту, композитору, певцу, погибшему в застенках НКВД в 1931 году и только через 70 лет возвратившемуся к народу, автор, рассказывая о военачальниках и наместниках периода Кокандского ханства, упоминает и о Бала би.
Бала би самый старший из них,
Он удачлив и оберегаем духами.
Никто не в силах перечить ему,
Потому что он горяч, как пламя.
Он достойный сын рода Бултын.
Равный был Бала би и хану, и беку,
Защитником был и опорой народу.
Так писал в 1913 году, в год возвращения Иманжусупа к своим сородичам на берега Сыр-Дарьи, знаменитый Мансур. Далее он перечисляет имена других военачальников, среди которых и дед Иманжусупа, Турганбай датка, поднявший народ на восстание и зверски замученный кокандцами, и Торгай, Досбол, Баубек, Турсынбай, Мынбай, которые, по образному определению автора дастана, «как львы, сражались за родную землю, оберегая свой народ от врагов».
А вот как Бала би размышляет о добре и зле, о любви, о счастье, о достойном и не достойном, о предназначении человека на земле, великом счастье быть и жить на этом свете...
Слова мудреца – подобны
широкой и гладкой дороге,
Слова невежи – пропасть,
грозящая гибелью.
Щедрый богач – подобен
широкому озеру.
Сквалыга – подобен безводной
пустыне.
Воспитанная девушка –
подобна жигиту с чистой душой,
Невоспитанный юнец –
подобен безродному рабу.
Хорошая жена – подобна
ароматному меду,
Плохая – подобна пыльной буре.
Достойная женщина –
выказывает уважение,
Глупая женщина – мучает других.
Умная женщина – делает все разумно,
Бестолковая – делает все наоборот.
Имя нашего предка носит один из аулов области. Аул Бала би – центральная усадьба сельского округа Талаптан в Шиелийском районе. Здесь проживает более 4200 человек. Аул Бала би находится в 30 километрах от райцентра среди красивых песчаных барханов. При въезде в населенный пункт радуют глаз ровные ряды тополей. Несмотря на то, что здесь подавляющее большинство земель песчаные, при въезде и в самом ауле очень много зеленых насаждений. И в этом заслуга самих сельчан, любящих свою малую Родину.
В аульном округе Талаптан сконцентрировано самое большое количество верблюдов в Шиелийском районе. В частных подворьях сейчас 405 «кораблей пустыни». Многие верблюдоводы благодаря деловой хватке и огромному трудолюбию стали весьма зажиточными людьми. Верблюдоводы ежедневно в торговые точки, кафе и рестораны Шиели и Кызылорды отправляют до 500 литров шубата. А крестьянское хозяйство «Жүсіп», возглавляемое О. Жусиповым, получает еще от государства субсидии за разведение племенных верблюдов. Кроме них, здесь содержатся другие виды домашних животных.
На хорошем счету в районе и сельская средняя школа №50 имени Абая. Весомы успехи школьников и в спорте. Воспитанники тренеров Алимбая Даулетова и Исламхана Мусатова вышли победителями международных соревнований по греко-римской борьбе и таэквондо. Среди них чемпионка Азии по таэквондо Акниет Садыкова.
Молодежи аула есть с кого брать пример. В этих местах родились и выросли люди, добившиеся значительных успехов в науке, политике, бизнесе и в других сферах. Среди них отметим «отца» казахстанской геологии академика Шахмардана Есенова, автора сорта риса «Маржан», доктора сельскохозяйственных наук Курманбека Бакирова, доктора политических наук, сенатора Мурата Бахтиярулы, ветерана войны и труда Азимхана Исмаилова, руководителя ТОО «Нұр-ай» Сейткали Алшынбаева, предпринимателя Пернебая Кузембаева, деятелей культуры Алмирзу Ногайбаева, Оркена Исмаила и многих других.
Один из потомков легендарного Бала би известный в нашей области меценат Темирхан Алимкулов. Он сделал много полезного для развития и процветания аула. ТОО «СМП-Қызылорда», которым он руководит, построило в ауле новое здание школы на 900 мест, обустроило памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Кроме этого, он оказывает всемерную поддержку в проведении ежегодного республиканского турнира имени Бала би по борьбе казак куреси.
Ибраш МАКСУТОВ
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |