В эпоху формирования казахской народности и казахской государственности особая роль принадлежала жырау, которые стали не только летописцами, но и главными идеологами Великой степи. Благодаря своему поэтическому дару они оказывали большое влияние на массы.
Выражая чаяния и интересы народа, великие жырау прошлого затрагивали важные общественные проблемы, отражали исторические события эпохи. В условиях кочевой жизни они выполняли многие общественные функции – были не только искусными поэтами и музыкантами, но и вождями племен, батырами, полководцами. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Многие великие жырау прошлого (Шалкииз, Жиембай, Казтуган, Бухар жырау) были советниками ханов и султанов, представляя в ханской ставке интересы народа.
Одним из ярких представителей этого уникального вида искусства был Асан Кайгы – философ и поэт, автор многих жыров и слов-назиданий, который жил на рубеже XIV-XV веков. Конкретная дата его жизни и смерти окутана легендой. Некоторые издания считают, что это 1320-1440 годы. Существует еще одна версия о том, что он родился в 1361 году, а умер в 1456-м.
Изучением жизни и творчества Асан Кайгы занимались ученые-востоковеды Ш.Уалиханов, Г.Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев, писатели С.Сейфуллин, М.Ауэзов и другие.
Его настоящее имя Хасан Сабитулы, имя Асан Кайгы, что в переводе звучит как «печальный, горестный», он получил вероятнее всего из-за своих переживаний и тяжелых раздумий о судьбе своего народа. В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – так называли охотников с ловчими птицами. Относительно места его рождения есть разные мнения и предположения. Согласно одним из них он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил на берегу Сырдарьи в Приаралье и занимался охотой.
Асан был одним из влиятельных биев правителя Золотой Орды и будущего основателя Казанского ханства Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века, в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке, он поддержал противников хана Абулхаира – молодых султанов Керея и Жанибека, которые в 1456 году основали в Западном Семиречье Казахское ханство. Став идеологом нового государства, Асан Кайгы выступал за объединение всех казахских родов. Достигший преклонного возраста – согласно произведениям устного народного творчества к тому времени ему было более ста лет – Асан Кайгы взял на себя миссию по формированию нового государства казахов. Он даёт советы и поучения хану Жанибеку, но своенравный и чрезмерно честолюбивый правитель нового государства не всегда внимал советам аксакала. До наших дней дошли жыры Асана Кайгы, в которых он резко критикует хана Жанибека: «Эй, хан! Кто ты для всех без слов моих? Но даже мой высокий стих твоих ушей не достигает».
В эти смутные времена Асан Кайгы выдвигает свою теорию под названием «ымыраға келу» («прийти к соглашению»). Разумеется, речь идет о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну.
В этих целях Асан начинает проводить активную агитацию в народе, публичные выступления, резко направленные против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов общества.
Жырау призывал народ к единству, верности заветам предков, критиковал хана Жанибека за его привязанность к роскоши, пирам и охотам. Но скоро Асан Кайгы убеждается в тщетности своих увещеваний, утопичности своих идей о мудром и народном властелине.
Несмотря на то, что Асан Кайгы был реально существовавшей исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже мифические черты. Согласно одной из легенд Асан Кайгы отправляется на поиски Жеруик (земли обетованной) с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыб, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил многие края. По преданиям он побывал в Китае, Кашгаре, Коканде, Хиве, Бухаре, однако нигде не смог найти Жеруик – земли обетованной. Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кипчака в Западное Семиречье.
Асан Кайгы вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь. Отсюда его мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм его мироощущения, в связи с чем Ш.Уалиханов назвал его «кочевым философом».
В пяти километрах от аула Байгекум Шиелийского района находится пантеон «Оқшы ата», где находятся захоронения великих личностей. По исследованиям ученых именно здесь нашел вечный приют сказитель и философ Асан Кайгы.
Мавзолей Асана ата относится к ХVІ веку. Портально-купольное сооружение выполнено из красного кирпича. Купол и подкупольное помещение опираются на прочный прямоугольный портал размерами 3,8 и 6,9 метров. Общая высота сооружения от основания до вершины купола – 7,76 метров. Восьмигранная конструкция купола состоит из угловых стрельчатых арок. Внутренние стены мавзолея оштукатурены глиняно-саманным раствором.
Мавзолей Асана ата можно по праву назвать достоянием всех тюркских народов Центральной Азии. Поклониться памяти великого предка приезжают туристы и паломники из Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана. Историческая ценность памятника была отмечена еще в советское время – постановлением Совета Министров Казахской ССР в 1982 году мавзолей Асана Кайгы был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения и взят под охрану государства.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |