• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В каждом узоре – полет души

Сегодня практически в каждом доме есть изделия казахского национального рукоделия: по несколько корпеше, что-нибудь из традиционного костюма, украшенного узнаваемыми орнаментами с умелой вышивкой, либо лоскутное одеяло. И в большинстве случаев изготовлены они бесценными руками матерей и бабушек, которые вековое наследие казахского народа переняли от своих предков и передают последующим поколениям.

Более 20 лет Балжан Сатыбалдиева, жительница аула Аккыр Жалагашского района шьет национальные костюмы, свадебные головные уборы, приданое для невест в национальном стиле, лоскутные курак-корпе…

– Этим делом начала увлекаться в детстве, – говорит она. – Мы ведь из того поколения, мамы и бабушки которых сами шили корпе, катали войлок, ткали ковры... Поэтому для нас это знакомое и родное занятие. Я помню, к моей бабушке приезжали родственницы, собирались за одним столом, и все шили, плели коврики. Мы на этом выросли. Свои умение и опыт я стараюсь передавать дочерям. Уверена, что это им очень пригодится в жизни. Скажу больше, мой сын Жасулан также мне помогает с работой: шьет, вырезает узоры для корпе, младшая вышивает бисером свадебные головные уборы и наряды… Так что, можно сказать, что мое детское хобби постепенно переросло в семейное дело.

Специальных курсов по кройке, шитью или дизайну Балжан не заканчивала. Мастерство нарабатывалось годами путем проб и ошибок. Зато сейчас у нее свой неповторимый почерк. Ее изделия в национальном стиле пользуются спросом у ценителей качественной и красивой ручной работы.

– На изготовление первого изделия – корпе в национальном стиле ушла целая неделя. Его я сделала для себя. И почти сразу появились заказы. Подруги выходили замуж и просто мне доверились. Я сделала им первые корпе, – рассказывает Балжан. – Большим спросом у клиентов пользуется приданое для невесты. Можно сказать, я на этом специализируюсь. В этом направлении есть своя специфика, национальный колорит с обрядами и традициями наших предков. Например, есть требования к количеству составляющих приданого. Стандарта, конечно, нет, но есть рекомендации. А вот что именно входит в приданое, зависит от региона. Кудаги корпе, к примеру, делается в зависимости от области. А вот шай корпе, маленькое одеяльце для невесты, делается везде. Если чего-то не знаю, консультируюсь у местных бабушек. Раньше приданое отличалось в зависимости от места жительства. Увидев покрывала и корпе, можно было сразу определить, откуда келин. Сейчас сильных отличий нет. Есть свои особенности в отношении цвета. Например, в приданое не кладут ничего желтого. Корпе – основная часть приданого невесты. Считается, что корпе хранит особую энергию отчего дома. Поэтому к пошиву приданого отношусь с особой ответственностью, ведь от этого зависит счастье молодых.

Большой популярностью у клиентов сейчас пользуются курак-корпе из разноцветных лоскутов. Балжан и самой очень нравится шить именно их. Правда, как утверждает мастерица, лоскутное шитье не простое дело – требуются знание, умение, терпение, усидчивость, чувство цвета и стиля. Зато вещи, выполненные в этой технике, могут служить десятилетиями, их можно передавать в наследство.

– Издавна курак-корпе приписывались магические свойства, – рассказывает мастерица, – считалось, что вещи из кусочков ткани способствуют тому, чтобы у их обладателя было много потомства, плодился скот, умножалось имущество. Так что лоскутные изделия казахов не только украшали быт, но и имели определенное сакральное и символичное значение. Важнейшее свойство курак – это скрепление семьи, соединение в неразрывное целое представителей разных семей, родов и племен. Узоры в целом выполняли функции оберега, своеобразной кодировки, запрограммированной на счастье и удачу.

Лоскутное шитье требует творческого подхода, вкуса и занимает немало времени. Оно оберегает от стрессов, неврозов и прочих неприятностей. А как предмет цветотерапии является лечебным средством. В Древнем Китае заболевшему человеку рекомендовали носить одежду определенного цвета или находиться в помещении, стены которого окрашены или завешаны материей нужного оттенка. Немецкий мыслитель Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют». А известный русский психиатр Владимир Бехтерев отмечал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры».

Все узоры и рисунки своих изделий Балжан придумывает сама, и они получаются уникальными. Она говорит, что даже если закажут несколько одинаковых корпе, не сможет сделать одно и то же. Хоть чем-то они будут отличаться. Впрочем, в этом и есть главная ценность работ хэнд-мейд – каждая из них – уникальна.

– Процесс делится на несколько этапов, – делится Балжан. – Корпе выполняются в технике «құрақ» – из лоскутов или в технике «ою» –
с орнаментом. Оба вида корпе сейчас популярны. Раньше при изготовлении корпе использовали баранью или верблюжью шерсть. Сейчас применяют современные материалы – хлопок, синтепон или поролон. Я предпочитаю использовать в своих изделиях натуральный материал – хлопок или шерсть. Мне кажется, что такие корпе намного приятнее в использовании и дольше прослужат. При их изготовлении, в первую очередь, я обращаю внимание на качество, чтобы ткань не линяла, была прочной, и изделие после стирки не теряло свой вид.

На изготовление одного курак-корпе, по словам собеседницы, уходит два-три дня. Непростое это дело сложить в одно целое множество кусочков ткани.

В мастерской женщины есть восхитительные свадебные аксессуары из белого войлока, расшитые прозрачными кристаллами и бусинами, камзолы, чапаны, бешпенты. Мастерица шьет также принадлежности для бесика, коржыны, чехлы для домбр с национальными узорами и многое другое. Ее работы, выполненные с особым изяществом и вкусом, вызывают восхищение.

– Сегодня национальные костюмы, хоть и претерпели некоторые изменения, но по-прежнему играют большую роль в повседневной жизни. Ни в чем так ярко не выражается колорит нации, как в одежде, – говорит Балжан. – Каждый костюм, камзол или чапан я орнаментирую национальными узорами. Ведь орнамент у казахов выполняет роль оберега, это не просто линия или завитушка, это история. Свадебный головной убор саукеле мы расшиваем вручную вместе с младшей дочкой Заидой.

Все что она делает, не только красиво, но и качественно, и потому заказы поступают стабильно, в том числе от постоянных клиентов. «Делай, что любишь, и люби, что делаешь!» – таково творческое кредо Балжан Сатыбалдиевой, которому она следует неукоснительно…

Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 25 август 2020 г. 935 0