• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Ткани вместо красок

С давних времен национальные корпе и лоскутные одеяла передавали дух казахского народного творчества. Они украшали юрты кочевых казахов, были обязательным атрибутом в приданом невесты. Каждый узор имел свое значение. Техника шитья лоскутных одеял передавалась из поколения в поколение. Одной из продолжательниц давних традиций стала кызылординка Уржамал Дуйсембаева.

Пару лет назад она открыла свое небольшое дело – выполняет индивидуальные заказы по пошиву лоскутных одеял — құрақ көрпе, подушек и прочих швейных изделий с национальными мотивами. Впервые же свои силы как предприниматель она попробовала лет десять назад. Ее искусство пришлось по душе не только домочадцам, а также родственникам и соседям. За несколько лет она успела зарекомендовать себя хорошим производственником, чья продукция отличается высоким качеством. Именно по этой причине ее изделия пользуются большим спросом не только в областном центре, немало заказов поступает от жителей других регионов Казахстана через социальные сети. Она шьет и шайкорпе, и курак корпе и жамылгы корпе. Любимое дело – не только дополнительный доход: мастерица таким образом сохраняет народные традиции.

Между тем, путь к успеху у нее был тернистым. С раннего возраста она стала инвалидом. Но недуг не сломил ее любовь к жизни и стремление к успеху. Шить она любила с детства, и всегда хотела научиться этому мастерству на профессиональном уровне. Окончила среднюю школу в поселке Тасбогет. В 1982 году поступила в Московский технологический техникум, получила специальность швеи и научилась обращаться с машинкой. Вернулась домой, но найти работу в то время было нелегко даже здоровому человеку. Сидеть сложа руки не хотелось. Однажды родственница попросила помочь подготовить приданое. Она с воодушевлением принялась за пошив комплекта. Это был первый заказ, с которым она успешно справилась. Приданое невесты получилось роскошным настолько, что ее знакомые и родственники стали интересоваться, кто его изготовил. Постепенно благодаря «сарафанному радио» у девушки появлялись новые заказы, и она стала зарабатывать на жизнь шитьем.

Как человек, умеющий философски относиться к действительности, Уржамал уверена, что испытания человеку даются, чтобы он, пребывая в ежедневном цейтноте, остановился, задумался о своей жизни. «Прошлое, увы, не исправить, но ведь есть настоящее и будущее, нужно жить дальше, ведь жизнь-то продолжается», — оптимистично рассуждает Уржамал. И что-то нам подсказывает, что у этой женщины, в которой удивительно сочетаются беззащитность слабой дамы и сила человека, упорного и целеустремленного, все получится. Она сумела пережить тяжелый момент жизни, не обижаясь, не ропща на судьбу, благодаря своему жизнелюбию, открытости, умению дарить людям добро — душевным качествам, которые она впитала с детства.

– Главное, чтобы было желание, тогда можно преодолеть любые трудности, – говорит Уржамал Дуйсембаева. – Многому пришлось научиться, к примеру, рисовать, моделировать. Существенным подспорьем стал интернет, благодаря которому я узнала немало новых техник в декоративно-прикладном искусстве.

Ни минуты она не сидит без дела, такой уж у нее характер. Начав работу, она должна завершить ее в короткие сроки. Помимо лоскутных одеял и корпе шьет национальную одежду: платья, чапаны, украшая их казахским орнаментом.

Удивили автора строк лоскутные курак корпе рукодельницы. Разноцветные ленточки из велюра в один сантиметр были уложены в абсолютно симметричные геометрические фигуры. Не было ни кусочка цельной ткани, все располосовано и сшито, даже если это однотонная кайма корпе. Как я поняла, сначала на ситцевой или из другого тонкого материала основе шьется большое количество квадратов, прямоугольников из трехсантиметровых полосок. Затем они собираются в общее полотно. Это чехол для корпешки. Внутри –
зачехленная в марлю стеганная вата.

– В каждом казахском доме обязательно есть корпе, – говорит мастерица. – Их шитье – это целая наука. Нужно все уметь просчитать, каждый элемент должен гармонировать по размеру и по цвету. В самом начале работы нужно выбрать материал, который вы будете применять в создании изделия. В ход в основном идут бархат, сатин, шелк и хлопок. Потом уже начинаются раскройка и составление узора из лоскутов. Каждый узор – это олицетворение народных традиций. Вообще всегда считалось: если женщина умеет шить одеяла, то ей по плечу создать любую вещь для гардероба. Раньше, к примеру, наши бабушки носили только то, что сделано своими руками. Сегодня же чаще всего покупают или заказывают корпе на приданое дочери. Но ведь у нас сохранились и старые бабушкины корпешки, которые обычно складываются на большой сундук. Сохранился обычай расстилать дастархан на низких столиках. Как красиво смотрятся яркие одеяла вокруг празднично накрытого стола! Народный промысел в технике пэчворк – шитье из лоскутов – встречается в культуре разных стран. Но у нас, казахов, этому искусству придается особое значение. В старину, когда красивые ткани были дорогим дефицитом, каждый оставшийся после шитья кусочек использовался с пользой. В ход шли и розданные гостям на тое лоскуты – жыртыс. Эти квадраты ткани были своеобразным талисманом на счастье. Составляя одно большое полотно из обилия мелких деталей, готовя приданое, наши прабабушки верили, что таким образом скрепляют воедино новую семью и множество родственников, ставших сватами. В целом работа очень трудоемкая и сложная, требует огромного терпения и внимательности. Художники придают живость своим картинам при помощи красок. Уржамал делает то же самое, используя ткани и текстильные материалы.

По словам мастерицы и к выбору узоров нужно подходить ответственно. К примеру, те, что украшают корпе, не должны быть на подушках и наоборот. Потому что на подушке покоится голова. На накидке, которой застилают собранные на сундук корпешки, сейчас модно вышивать инициалы молодоженов, хозяев дома или просто силуэт девушки, иногда заказывают сердечки или лебедей. А вот изображение родовых знаков или шанырак на корпе, используемое в быту, ни в коем случае не ставят. Эти важные для любого казаха знаки делают на уй тумарах и вывешивают на самое почетное место в доме – тор.

Наша земля богата мастерами, которые создают прекрасное. В их числе и Уржамал Дуйсембаева, ее изделия прекрасно вписываются в современный быт и пользуются популярностью.

 Наталья ЧЕРНЕЙ
Кызылординские вести / Четвертая полоса 27 август 2020 г. 637 0