• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Не надо бояться заниматься своим делом

В последнее время все чаще молодые девушки предпочитают на проводы, свадьбы и другие праздники национальный стиль в одежде. Мода многолика. Одно ее направление ориентируется на будущее, активно развивая новые технологии, а другое – использует опыт прошлого: элементы обрядов и духовного наследия. С этим согласна кызылординка Айгуль Конарбаева, которая нашла вдохновение в традиционной культуре казахского народа и шьет свадебную одежду, совмещая казахские орнаменты с современными элементами.

В последние годы практически любое торжество не обходится без на-циональных атрибутов. Наверное, обращаясь к традициям предков, люди хотят обрести ту гармонию, которая была им свойственна и которой так не хватает в нашем современном мире. Айгуль Конарбаева к этому занятию пришла не сразу. До этого молодая женщина, которая, кстати, имеет два высших образования, работала главным бухгалтером в одной частной компании. Но два года назад решила, что занимается не своим делом.

– Я просто написала заявление об увольнении и ушла. Куда ухожу, тогда еще не знала. Никаких проблем в работе не было: на тот момент я добилась необходимых высот в профессии. Просто никакого развития выполняя ежедневную работу с цифрами я не получала. Душа требовала чего-то другого. Я знала, что во мне что-то спит и это что-то надо разбудить, – рассказывает Айгуль.

И у нее это получилось. Бизнес, который она открыла, стал семейным. Ее мама Айжамал аже когда-то тоже увлекалась шитьем, даже открывала ателье по пошиву одежды еще в девяностые годы. И вот теперь дело мамы продолжила дочь, открыв мастерскую по ремонту и пошиву одежды. Сначала принимала заказы на дому, потом зарегистрировала ИП и шила в основном для соседей, подруг и знакомых. А потом решила, что пора от домоделанного бизнеса уходить, понимая, что большие объемы производства потребуют и крупных вложений. Пришлось выбрать промежуточный вариант – аренда помещения, современное швейное оборудование и пара собственных рабочих рук. Однажды пришла женщина, у которой дочь выходила замуж, и попросила сшить свадебное национальное платье на узату. Айгуль приняла заказ, хотя раньше такое никогда не шила. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Платье понравилось заказчице, и теперь не только она, но и ее друзья, родственники в числе постоянных клиентов швеи.

Вот так и стала она шить свадебные национальные платья. Как рассказывает мастер, зачастую на один наряд уходит по несколько месяцев. Ведь многие элементы свадебной одежды как для девушки, так и для жениха вышиваются и выбиваются национальным орнаментом вручную. Зато со сбытом изделий проблем нет. Благодаря соцсетям заказы стали поступать со всего Казахстана.

– По сути, не жалею, что тогда изменила свою жизнь. Я почувствовала, что действительно начала жить. В моем деле нет каких-то ограничений, предела в творчестве. Такое чувство, как будто окунаешься в океан. И он безграничен. Каждый раз можно творить все лучше и лучше, и одна работа не похожа на другую, – говорит собеседница.

Она обратила внимание, что кызылординцы все больше предпочитают использовать национальные мотивы в одежде, украшениях и домашнем интерьере. Действительно, сегодня довольно часто можно встретить женщин, в одежде которых гармонично сочетаются современный и национальный стили. Это могут быть, например, модные костюмы с казахским орнаментом или аксессуары с элементами старинных вышивок. Причем, по словам мастерицы, такая одежда в последнее время пользуется все большим спросом. До начала пандемии практически ни одна свадьба в области не обходилась без национальной одежды.

– В последние годы возродилась традиция, когда на «қыз ұзату» люди одевают казахские национальные костюмы. У нас же, казахов, раньше европейскую одежду не носили. Но годы советской власти сделали свое дело. И только сейчас люди стали активно возвращаться к традициям. Теперь торжество проходит «миксом»: первый день в национальной одежде, а на второй день уже одевают европейскую. Традиционный «беташар» обязательно проходит в национальной. Причем, если раньше, имею в виду недалекое прошлое, на свадьбы одевали открытые наряды, то сейчас предпочитают выглядеть скромно, чтобы старики оценили и были довольны нравом молодых, – рассказывает Айгуль Конарбаева. – Я же за основу беру современную моду, добавляя элементы национального. Причем с учетом философии узора. Я думаю, здесь смешивать нельзя: какая-то символика характерна женщинам, какая-то – мужчинам. Есть свои нюансы, которые нужно знать и соблюдать. У нас целая династия. Мои прабабушка и бабушка по материнской линии занимались рукоделием. Да и по отцовской линии в этом деле предки преуспели. Все, что можно делать руками, они делали сами. У нас в сундуке хранились вещи, которые еще моя бабушка шила. Бешпет, пальто и многое другое. Я как-то достала хранившееся, почистила и стала носить. Удивительно, как это все шили раньше, не имея ни лекал, ни журналов, и при этом у одежды идеально посаженный рукав, аккуратная строчка. Надо отдать должное нашим предкам.

Не секрет, для того, чтобы одежда была качественной, нужно хорошее оборудование. На «вооружении» швей – строчная, вышивальная, тамбурная (для стеганых изделий) и другие машинки. Есть две швеи, которых Айгуль сама научила шить. Их работы радуют глаз своей красотой и воочию подтверждают, как богата талантами наша казахстанская земля. Пока ремесло передается от поколения к поколению, пока в умелых руках рождаются шедевры, нам многое по плечу. Истинную цену во все времена имели только труд и произведения рук человека, представляющие эпоху, традиции, быт поколений.

 Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Четвертая полоса 08 сентябрь 2020 г. 338 0