История Кызылорды насчитывает более двух веков, в течение которых облик города менялся многократно. Начиналось все с трех колодцев, двух мечетей и пятидесяти домов, обнесенных крепостными стенами высотой около 11 метров. Так выглядела крепость Акмешит в начале XIX века. Сейчас же красавица Кызылорда раскинулась по обоим берегам Сырдарьи. Современная инфраструктура, красивые высотные здания, уютные парки и аллеи - таков нынешний облик некогда первой столицы Казахстана. Город, овеянный легендами, обладающий притягательной силой, продолжает процветать. А памятники архитектуры по-прежнему хранят множество тайн и историй ушедшей эпохи.
К самым ранним строениям в городе относятся русский православный храм Свято-Казанской иконы Божией Матери, мусульманская мечеть Айтбая и солдатская казарма, которые расположены сравнительно недалеко друг от друга. Эти здания в настоящее время внесены в список памятников республиканского значения и находятся под охраной государства.
Сохранение своей культуры и собственного национального кода – главное условие модернизации общественного сознания, которая является сердцевиной программы «Рухани жаңғыру». В ней говорится, что «...новая модернизация – это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Кроме того, важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примирении различных полюсов национального сознания».
Изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников местного значения вернуло славу былым героям, историческим и архитектурным сооружениям. Параллельно позволило вернуться к духовным святыням, образующим каркас национальной идентичности. Особенно активная работа в регионах развернулась по проекту «Туған жер», культивирующему не только общенациональный патриотизм, но и любовь к малой родине. И более чем 200-летняя история Кызылорды содержит множество интересных страниц, внимательно изучая которые можно многое узнать о жизни предков.
Бесценным источником исторических сведений являются церковные книги. Их вели приходские священники, которые детально отражали основные события в жизни людей того времени. Ныне они, свидетели тех лет, хранятся в Кызылординском областном историко-краеведческом музее. В них записывали даты рождения, смерти, бракосочетаний. Они велись со дня основания храма – 15 октября 1855 года. Как свидетельствуют архивные документы, именно в этот день в крепости Акмечеть была освящена первая церковь, которая представляла собой походный шатер, где проводились церковные литургии. Крепость Акмешит, была переименована в 1862 году в форт Перовск, который стал важным в Центральной Азии стратегическим пунктом для Российской империи. Перовск начал активно застраиваться. Примечательно, что архитектура Перовска была схожа с архитектурой Оренбурга. При строительстве использовали один и тот же строительный материал.
В 1863 году построили церковь из саманного кирпича с крышей, крытой кошмой. Она простояла недолго – из-за разливов Сырдарьи строение, которое не имело фундамента, пришло в негодность. В том же году было построено новое здание церкви, также сложенное из сырцового кирпича, но уже на фундаменте из жженого кирпича и крытое железом. Ее освятили как храм Свято-Казанской иконы Божией Матери.
Город быстро разрастался, росло число военных – солдат и офицеров, а также их семей, исповедовавших православную веру, и старое здание церкви не могло вместить всех прихожан.
Строительство нынешнего здания церкви началось в 1890 году и продолжалось более пяти лет. Постройкой храма по проекту местного архитектора Есакова руководил инженер Калинин. Для его строительства использовали жжёный кирпич жёлтого цвета, изготовленный в Казалинске.
Освящение нового храма состоялось 6 декабря 1896 года. Здание старой церкви было снесено и на месте бывшего алтаря была построена часовня, которая до нашего времени не сохранилась.
Высота здания – 18 метров, в передней части расположена колокольня, в которой было девять колоколов, самый большой весил 136 пудов (2227 килограммов). Церковь рассчитана на 250-300 прихожан. При церкви есть участок, где раньше были виноградники и огород, сейчас он засажен деревьями. До декабря 1906 года церковь состояла при военном ведомстве, затем перешла к епархии.
С приходом Советской власти церковь была упразднена. В здании храма в середине 1930-х годов разместили общежитие для спецпереселенцев – депортированных с Дальнего Востока корейцев, затем здесь располагалась обсерватория, позже – областной краеведческий музей.
Свой статус храму вернули только в мае 1989 года – Кызылординский горисполком передал здание в ведение русской православной церкви. Большая часть фресок в храме была разрушена, описаний, по которым их можно было бы восстановить, не сохранилось. Уцелела часть церковной утвари и несколько икон, в том числе походная икона оренбургских казаков.
Восстановление храма осуществлялось за счёт прихожан, а также меценатов из других регионов и государств. На куполах были восстановлены кресты. Новая роспись храма была выполнена казахстанскими художниками. Позже были установлены колокола, изготовленные мастерами Шуваловыми из Ярославля — до этого несколько лет в качестве звонницы использовались обрезанные кислородные баллоны. Крыша храма, которая в первые годы после восстановления была окрашена в голубой цвет, в 2008 году была покрыта позолотой.
Как рассказывает настоятель церкви протоиерей Виталий, который служит здесь с 1998 года, храм Свято-Казанской иконы Божией Матери - уникальный памятник архитектуры и не имеет аналогов в Казахстане. Подобные церкви есть в Ташкенте и Астрахани. Он построен в византийском стиле и напоминает по форме крест. Еще одна особенность храма – полы здесь выложены чугунными плитками. Такими плитками выложен пол в московском Кремле. Это было рациональным решением, так как прихожане были, в основном, людьми военными и носили подкованные сапоги – деревянный пол прослужил бы недолго.
Рядом с церковью были бараки, в которых жили военные с семьями. Еще одним ключевым зданием Перовска было здание солдатской казармы, построенное в 1896 году по заказу Оренбургского военного генерал-губернаторства. Сейчас здесь располагается художественная галерея.
Строительство еще одного культового строения – мечети – началось в 1875 году по инициативе купца из Бухары Айтбая Балтабайулы. Большую часть денег на ее строительство внес Айтбай, остальную собрали жители города. Для ее строительства Айтбай выписал мастеров из Аулие-Аты (Тараз) – Исхана и Камала. Мечеть была открыта в 1878 году и использовалась еще и как медресе. Высота мечети вместе с минаретом – 14 метров.
Мечеть Айтбая – один из уникальных памятников архитектуры присырдарьинских городов. В 50-е годы здание мечети использовалось как кинотеатр, позже там располагалась школа-интернат, в 1970-1971 годы – швейный цех, затем оно было передано под филиал областного историко-краеведческого музея. В конце 80-х годов прошлого столетия перед тем, как вернуть его верующим, в здании мечети была проведена реставрация. Нетронутой осталась только фасадная часть старинного здания, а остальное было переделано.
Сейчас оба этих культовых учреждения открыты для прихожан. Следует отметить, что в настоящее время интерес к памятникам, тревога за их судьбу уже не являются достоянием отдельных специалистов и разрозненных общественных организаций. Политика духовного возрождения позволяет сохранять преемственность лучших традиций и беречь историко-культурное наследие.
Инна БЕКЕЕВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |