• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Яркие грани таланта

Классик отечественной литературы, Абдилда Тажибаев стал связующим звеном между несколькими поколениями писателей. Посвятив свой талант служению родной литературе, он завершил славную плеяду выдающихся мастеров пера и слова начала XX века Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Габидена Мустафина. Он приветствовал появление в литературе новой волны талантливых творцов –Туманбая Молдагалиева, Кадыра Мырзалиева, Фаризы Онгарсыновой, Мукагали Макатаева.

Как справедливо заметил лауреат Государственной премии РК поэт Нурлан Оразалин, с щедростью настоящего таланта он радовался новым именам в нашей литературе, первым назвал великим поэтом Мукагали Макатаева и не уставал повторять, что он учится не только у великих, но и у тех, кто идет по пятам.

«О край, что с детства сердцу мил!

Ты так широк, добавь мне сил.

Мне дорог всей земли простор,

Но твой – опора всех опор»

Эти строки Абдилды Тажибаева стали лейтмотивом всего его творчества. Вдохновение он черпал в неиссякаемом роднике народной поэзии и создал выдающиеся образцы лирических, эпических и драматичес-
ких произведений, не потерявших своей актуальности и поныне. Он оставил богатое творческое наследие – около сорока поэм, сотни стихотворений и песен, многочисленные прозаические произведения, эссе, статьи и рецензии, которые не утратили своей актуальности, остроты и востребованы и сегодня.


У истоков новой жизни

Писатель родился в Кзыл-Орде в 1909 году. Рано потеряв отца, он воспитывался в семье деда со стороны матери Далдабая. Мать будущего поэта Айманкуль не только владела грамотой, она была талантливым и одаренным от природы человеком и слыла в округе замечательным акыном и принимала участие в айтысах, что в те времена было редкостью среди женщин. Она научила сына грамоте и привила ему любовь к поэзии. Абдилда рос, слушая из уст матери народные песни и сказания, приобщился к чтению восточной поэзии, что оказало благотворное влияние на становление будущего поэта.

Абдилде было восемь лет, когда выстрел «Авроры» донес до казахских степей весть о свержении царя и победе революции. Он стал одним из первых воспитанников детдома, там же вступил в пионеры, а затем в ряды комсомола, «став свидетелем великих перемен, наступивших в родном краю». О тех годах он позже написал в своей книге мемуаров «Годы, думы».

Еще в детстве он видел и слушал знаменитых акынов и жырау Жиенбая, Нартая, и они оставили заметный след в его восприимчивой душе. В годы учебы в интернате, он узнал от учителей об Абае, в его переводах познакомился с творчеством поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и Ивана Крылова. В Чимкенте он учился вместе с Бауыржаном Момышулы. «Мы, молодые, смотрели вперед, впереди видели Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Сабита Муканова. Они были нашими идеалами, у них мы учились», – писал А. Тажибаев.

В 1925 году в казахскую поэзию стремительно ворвался молодой Аскар Токмагамбетов. Он заявил о себе громко и решительно, обратив на себя внимание стихотворением, написанным на смерть Ленина. Очень скоро его назвали комсомольским поэтом. Аскар Токмагамбетов, взяв под свою опеку юного Абдилду, предопределил его дальнейшую судьбу. Он помог ему опубликовать в газете «Жұмысшы» его первое стихотворение «Молот рабочего», которое стало для восемнадцатилетнего юноши, работавшего наклейщиком марок при газете, путевкой в мир поэзии. Темы о человеке труда и революционных преобразованиях были ведущими в творчестве поэтов и писателей начала XX века. С первых шагов молодой А. Тажибаев становится активным участником литературного процесса, откликается на все события, которыми жила страна в конце двадцатых годов прошлого века. В эти годы он публикует в печати стихи на актуальные социально-политические темы современности, такие как десятилетие Октябрьской революции, десятилетие Казахской республики, раскрепощение женщин-казашек, конфискация имущества у баев, победа колхозного строя, социалистическая индустриализация в Казахстане.

Наряду с присущими для всей революционной поэзии того времени мотивами, в его творчестве появились новые темы, связанные с благотворным влиянием поэтов Александра Пушкина, Тараса Шевченко, Генриха Гейне, Алишера Навои. Это были стихи о любви, о природе, о родной земле, о поэзии и искусстве.

Первый сборник его стихов под названием «Новые ритмы» вышел в 1932 году с предисловием писателя Сабита Муканова. Его название было символичным – это действительно были ритмы новой жизни, утвержденные победой Октябрьской революции. Поэмы «Құлагер», «Қобыланды батыр», «Айнабұлақ», «Прорыв», «Спасение» стали живым откликом на события, происходившие в родном краю.

Поэма «Прорыв», посвященная производственной теме, была первым опытом писателя в эпическом жанре. В ней воссозданы образы советских летчиков, вызволивших из ледового плена участников знаменитого челюскинского похода.

Находясь в постоянном творческом поиске, поэт стремился к знаниям. После окончания Казахского педагогического института имени Абая он работал в редакциях и издательствах республики. В Академии наук Казахской ССР был опубликован ряд его исследовательских работ о жизни и творчестве поэтов Абая, Жамбыла, статьи о Тарасе Шевченко, которые вошли в сборник «Жизнь и поэзия» (за него автору была присвоена ученая степень кандидата наук).


Певец дружбы и братства народов

Источником вдохновения для поэта стала родная земля, ее природа и люди. Так же, как Пушкин воспел Волгу, а Шевченко – Днепр, он с гордостью восторгался красотами родного края и Сырдарьи.

А.Тажибаев стал одним из первых и лучших переводчиков произведений Тараса Шевченко на казахский язык. Лирические раздумья о Сырдарье навеяны поэзией великого кобзаря Шевченко. Вступая с ним в поэтическую беседу, он твердо верит, что воды родной Сырдарьи, как и воды могучего Днепра, будут вращать гидротурбины:

«Ты знаешь ли работу

Могучего Днепра?

Тебе его примеру

Последовать пора

Ты степи по-днепровски

Огнями озари,

Пускай над ними блещут

Созвездья Сырдарьи».

В произведениях второй половины 30-х годов XX века ощущается влияние классиков русской и мировой литературы. Абдилду привлекали революционная романтика Максима Горького, гражданская патетика Владимира Маяковского, глубокий лиризм Шевченко, тонкая ирония Гейне. Благодаря творчеству классиков мировой литературы, поэзия А. Тажибаева обогатилась новыми идеями, мотивами, красками, росло и совершенствовалось художественное мастерство поэта.


Муза мужественная и нежная

А. Тажибаев – тонкий лирик. Его стихи, посвященные теме женщины и ее положения в обществе, исполнены глубокого и задушевного смысла. Лирическая поэма «Мать» посвящена детству и матери, которую он чтил всю жизнь и запечатлел во многих своих произведениях. Поэта волновала доля женщины, тема ее раскрепощения. В стихотворении «Встреча» поэт рисует картины горестной жизни Гулжамал, насильно выдаваемой за старика. Затем он рисует ее сменившей кимешек (головной убор замужней женщины) на ярко-алую косынку свободы. Гулжамал – обобщенный образ казахской женщины. Поэт обыгрывает в лирическом стихотворении конкретную деталь. Подаренный девушке платок намок от слез, когда Гулжамал узнала, что ее свобода продана старику. Поэзия свободной жизни раскрепощенной женщины выражена через образы невиданной дотоле в степи техники: комбайна, плывущего в море золотой пшеницы, самолета, летящего в безоблачном небе.

Никого не оставили равнодушным темпераментная и печальная поэма «Влюбленные», нежное стихотворение «Жамал», горестная баллада «Она лежит в траве густой». Исполнены глубокого чувства и вместе с тем необычайно легки и изящны по форме стихи, посвященные любимой жене и спутнице жизни. Абдилда предлагает подруге жизни стать соучастницей его поэтических замыслов – собрать для ожерелья «огней вечерних жемчуга».

«Я их нанизывал, как счастье,

На нить былой своей тоски», – писал поэт.

Корни творчества – в народной поэзии

Перу А. Тажибаева принадлежат поэмы, написанные на основе фольклора. Он написал ряд поэм по темам и сюжетам народных преданий. Одна из них – поэма «Толағай» на основе эпического предания о батыре Толагае, созданная в 1940 году в преддверии грозных военных лет. Поэт здесь художественно переосмыслил легенду о происхождении горы Тарбагатай. В центре поэмы – образ батыра Толагая, который ценой жизни перенес гору Тарбагатай, объятую дождевыми тучами, в свою жаркую страну.

На фольклорной основе создана и поэма «Абыл». В ней поэт повествует о замечательном музыканте Абыле. Захваченный в плен врагами, он начал играть кюи, овладев своими композициями вниманием неприятеля. Мелодии не могли не зачаровать слушателей. Поэма – своеобразный гимн искусству. Воины, готовые сойтись в смертельной схватке, благодаря огромной, зовущей к миру и созиданию силе музыки Абыла, расстались как добрые соседи. Враги отпустили своего пленника. А. Тажибаев продолжил здесь традиции поэта Ильяса Жансугурова, создателя бессмертных поэм «Күйші», «Құлагер». Идея поэмы – объединяющая сила музыки.

Писателя связывала тесная дружба с тогда еще молодым композитором Ахметом Жубановым. Принимая живое участие в популяризации народной музыки, стремясь донести до слушателя замечательные творения композиторов, он пишет тексты к кюям Курмангазы «Қайран, шешем», «Көбік шашқан». Обращение Курмангазы к матери из тюрьмы, рисующее героический образ женщины, воспитавшей борца за народное счастье, поэт воплотил в стихах. На основе этого кюя Ахмет Жубанов написал ораторию для оркестра.

Народному композитору, ученице Курмангазы Дине Нурпеисовой, донесшей до слушателей музыкальное наследие своего выдающегося наставника, А. Тажибаев посвятил поэму «Оркестр». В ней он изобразил тернистый и славный путь казахской народной музыки.

Стихи и поэмы о людях искусства занимают особое место в творчестве
А. Тажибаева. Они свидетельствуют о глубоком понимании поэтом природы искусства, его национальной специфики. С любовью и признательностью поэт писал о Жамбыле. Он посвятил гиганту народной поэзии поэму «Ақын». Ее можно назвать гимном национальному искусству.

Его стихи переводили на русский язык поэты Самуил Маршак, Ярослав Смеляков, Михаил Луконин, Константин Алтайский. Ему везло на переводчиков, среди них не встретишь людей случайных, его поэзия всегда привлекала внимание выдающихся мастеров слова.

Талант А. Тажибаева многогранен: лирика, сатира, эпика, драма, повесть, мемуары, монографии, наставления... Им написано много произведений разного жанра – драм, комедий, драматических поэм и киносценариев на исторические и современные темы.

Заметный вклад А. Тажибаев внес и в отечественную драматургию. Поэмы «Легенда о моем народе», «Ковер Жомарта», «Поднявшийся купол», «Майра», «Утес», «Одно дерево – не лес», «Приятели», «Девушка и солдат», «Монологи», комедии «Дубай Шубаевич», «Перед свадьбой» значительно обогатили казахское театральное искусство и выдвинули его в ряд ведущих мастеров казахской драматургии. Актуальным проблемам казахской поэзии и драматургии он посвятил монографии «Жизнь и поэзия», «Рождение и становление казахской драматургии». Изданы книги литературно-критических статей, эссе «Годы и мысли», «Говорят письма», «Жизнь и подвиг». В философской драматической поэме «Монологи» в форме исповедальных монологов прославленных людей передана правда о пережитом. В соавторстве с Николаем Погодиным написал сценарий к художественному фильму «Джамбул».

Творческим отчетом перед читателями стали его строки:

«Я в двадцать лет орлом летел вперед,

А в тридцать лет в огне искал я брод.

А в сорок лет работал, словно вол,

А в пятьдесят меня признал народ,

И в шестьдесят я на своих ногах,

А в семьдесят? Пусть думает Аллах...».

В 1985 году А. Тажибаеву было присвоено почетное звание «Народный писатель Казахской ССР». За вклад в развитие казахской литературы писатель был награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». Знаток казахского языка, писатель и публицист Герольд Бельгер писал о нем:
«...Один мотив постоянно звучит в поэзии почтенного мэтра: это сознание своего долга на земле, долга человека, поэта, гражданина, это вера в человека, вера в Добро. Он хотел пламенем возжечь бездушные слова. Он гордился тем, что «не прятался в затишье, в закуток, и в бурю жил, не вбирая в плечи голову». Он ушел из жизни в 1998 году. И последними его словами были «Елім аман болсын!» – «Пусть будет в здравии моя страна!».

Именем А. Тажибаева названы улицы и учебные заведения во многих городах республики. В родной Кызылорде ему установлены памятники, его имя носит областная научно-универсальная библиотека.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Четвертая полоса 17 сентябрь 2020 г. 382 0