В силу кочевого образа жизни наши далекие предки не оставили после себя памятников письменной литературы. Их духовный мир и творческое начало наиболее ярко проявились в поэзии и музыке.
«Двери в мир открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя,
Песня – вечный спутник радостей земли,
Так внимай ей чутко и цени, любя!», – писал Абай Кунанбаев.
Поэтическое начало и музыкальная одаренность степняков приводили в восторг видных ученых-ориенталистов, соприкоснувшихся с этим своеобразным феноменом казахов. Знаток и исследователь фольклора тюркоязычных народов академик Василий Радлов писал, что «казахи отличались от других своих соплеменников особенной ловкостью в выражениях и замечательным красноречием, воспевая в своих песнях не сказочный мир, а свою жизнь».
Одним из жанров народного музыкально-поэтического творчества народа были жыры. Искусство исполнения жыров, традиционное для Казахстана, берет начало с глубокой древности. Причем надо отметить, что исполнялись они не только в сопровождении домбры – довольно часто они звучали под звуки сырная (гармони), кобыза.
Традиция исполнения жыров в сопровождении кобыза встречается у многих тюркоязычных народов – каракалпаков, туркмен и других. Выдающиеся представители этого вида искусства жили в нашем регионе, что тоже не случайно. Земля Сыра – это священный край, где родился великий предок всех тюркоязычных народов, философ и сказитель, композитор, создатель кобыза Коркыт. Выдающаяся личность в мировой истории, сын Великой степи, Коркыт стал символом всего тюркского мира и оставил богатое музыкальное наследие. В его кюях, написанных для кобыза и требующих особой манеры исполнения, нашла отражение жизнь целой эпохи.
Приаралье по праву считается кладезью песенного искусства жыра и терме, где зародились традиции легендарных певцов-сказителей. Мастером исполнения жыров на кобызе был живший в низовьях Сырдарьи жырау Нышан Шаменулы, больше известный как Сокыр Нышан.
Один из последователей и продолжателей традиционного искусства жыра – артист Кызылординской областной филармонии, участник фольклорно-этнографического ансамбля «Дидар» Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата Марат Сугирбай.
Уроженец Казалинского района, музыкальные споосбности он проявил уже в раннем детстве и научился играть на домбре. Первенец своих родителей, он воспитывался у деда с бабушкой. Дед Сатыбай был известным в ауле мастером на все руки: изготавливал различные предметы домашнего обихода из дерева и железа, шил обувь, одежду – даже камзолы и халаты для своих снох. А еще прекрасно исполнял на домбре кюи и терме. Именно он привил внуку любовь к музыке, изготовив для него его первую домбру.
Уже в школьные годы Марат выучил наизусть кюи, терме, участвовал в творческих состязаниях. На конкурсе «Бозторғай» на талантливого мальчика обратил внимание известный в республике жырау, ученый-фольклорист Алмас Алматов, который посоветовал ему серьезно заняться традиционным народным пением и предложил поступить после школы в Кызылординский государственный университет имени Коркыта ата, где в те годы существовала кафедра «Традиционное музыкальное искусство жыра».
Еще в стенах университета под руководством своего преподавателя Максата Мухамеджанова М.Сугирбай овладел искусством исполнять жыры в сопровождении кобыза. Сегодня в его репертуаре, наряду с кюями и жырами Коркыта, представлены также наиболее древние образцы жыров Культегина, Огызнаме, Тоныкока.
В течение четырех лет на телеканале «Казахстан – Кызылорда» шла авторская программа Марата Сугирбая, где телезрители знакомились с жырши и термеши области. Сейчас формат программы несколько изменился – телеканал открыл новый проект «Жыр керуені», на котором приглашенные традиционные исполнители выступают непосредственно перед зрителями.
М.Сугирбай успешно выступал на международных и республиканских песенных состязаниях: он завоевал Гран-при на республиканском конкурсе жырау имени Аубакира Кердери, занял второе место на республиканских конкурсах в честь 175-летия Жамбыла Жабаева и имени Каламкас Орашевой в Уральске, победил в областном туре мегапроекта «Мен қазақпын» телеканала «Казахстан – Кызылорда» и других.
В 2019 году в рамках проектного офиса областным центром по развитию народного творчества и культурно-продюсерской деятельности был реализован проект «Жыр мұра». Была проведена большая работа по популяризации и сохранению традиций музыкально-поэтического искусства жырау, в частности, малоизвестных напевов и мелодий, жыров и терме. Кроме того, при клубах и домах культуры не только в районных центрах, но и в аулах, были открыты школы жыра и кружки по обучению игре на кобызе.
– Много ценных и интересных мыслей содержится в устном творчестве нашего народа, в нем говорится об уважении к родителям, о верности и справедливости, любви к труду, заботливом отношении к старшим, патриотизме. В кратких изречениях народной мудрости заложены принципы этнопедагогики. Поэтому необходимо тщательно изучать и использовать в работе с детьми традиции и обычаи народа. Искусство наших предков не устарело, не поблекло за давностью лет, напротив, продолжает развиваться. И нынешние жырау в своих произведениях прославляют героев нашего времени, воспевают славную и тернистую дорогу независимости страны, – говорит Марат Сугирбай.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |